Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Александр Пашутин: «В том, что я сделал пластическую операцию, виновато советское воспитание»

0

Ну ничего этот артист не боится. Будучи уже в солидном возрасте, решился на участие в экстремальных телепроектах: «Форт Боярд», «Жестокие игры», «Последний герой», не говоря о таком «пустяке», как «Танцы со звездами». На пластику лица отважился и не скрывал этого! Да, по сути, и сам факт его появления в профессии экстраординарен, поскольку пришел он в нее из… суворовского училища.

— Александр Сергеевич, прежде всего хочется вас спросить: вы авантюрист?

— Не думаю. Просто я быстро принимаю решения, и жизнь показывает, что принял я их правильно. Если говорить о пластической операции, хотя это крупно сказано — мне лишь слегка подправили физиономию, — то тут сыграло роль только одно: советское воспитание. (С улыбкой.) Мы же все как привыкли жить? Извините меня, на халяву. И когда мне вдруг лет шесть назад позвонили с Первого канала и в целях рекламы какой-то клиники предложили бесплатно подправить лицо, я согласился. За денежки-то проводить над собой такие манипуляции удовольствие дорогое, и, конечно, я не стал бы. Хотя на Западе многие артисты это делают, потому что лицо, тело — наша кормушка. Ну с телом-то — я имею в виду физическую форму — у меня все в порядке, поскольку всю жизнь занимаюсь спортом. Каждый день хожу в спортзал — в теннис играю, качаюсь на тренажерах, плаваю, бегаю… А вот лицо, к сожалению, коррекции не поддается. И тут неожиданно представился такой «халявный» случай. Отчего же было не согласиться? (Смеется.)

Александр Пашутин

— Я не авантюрист. Просто быстро принимаю решения, и жизнь показывает, что принял я их правильно. Фото: Юлия Ханина

— А измываться над собой на необитаемом острове в компании далеко отстоящих от вас по возрасту участников «Последнего героя» вам зачем понадобилось?


— Слушайте, мне тогда было 59 лет, и вдруг поступает такое сногсшибательное предложение — поучаствовать в опасной, захватывающей игре. Ну разве можно от такого отказаться? Когда я еще смогу почувствовать себя жюльверновским героем? А что касаемо возраста остальных участников… Ну и что с того, что все они молодые? Я вот теннисом занимаюсь, ну-ка, давайте сыграю с тем, кто помоложе, и поглядим на результат. В теннисных турнирах, где я постоянно участвую, все вокруг молодые, однако я своих позорных проигрышей не припомню. А тогда я подумал: «Неужели не смогу поплавать, попрыгать, побегать, сделать все то, что делают эти девочки и мальчики?» Смог, сделал и, между прочим, не был среди них последним.


Знаете, что для меня там оказалось самым трудным? Отсутствие часов. Спать мы ложились, когда темнело, наверное, часов в семь вечера. А поскольку спали на воздухе, к часу-двум ночи я уже высыпался и дальше мучился — крутился, вертелся, не зная, чем себя занять. Однажды вышел к берегу океана, и меня охватил романтический порыв. Вдруг написал на песке огромными буквами: «Люба, ангел мой, я скучаю!» Конечно же, как кинематографист и ушлый парень, прекрасно понимал, что утром придут операторы, заметят надпись, наверняка снимут и, быть может, это войдет в программу. А тогда и Люба увидит. И действительно, все потом вошло в материал и транслировалось по Первому каналу. Конечно, когда я об этом узнал, был счастлив. А жене все говорили: «­Любка, надо же, твой-то как отличился!» И ей было необыкновенно приятно.



— В гораздо более жестком телешоу, «Жестоких играх», вы, кажется, участвовали, будучи еще старше?

— Ну да, мне тогда было 68 лет. Снимали в Аргентине. Из Мадрида летели 12 часов, и вот перелет дался мне тяжеловато. А там, на месте, все было нормально — бегали, прыгали на шарах, что-то преодолевали. Единственное… В последнем туре соревнований, самом сложном, должен был участвовать один замечательный спорт­смен, чемпион Европы

по тяжелой атлетике, но вдруг он отказался, дескать, у него вестибулярный аппарат слабый — кружится голова, тошнит. А там нужно было лететь сверху вниз на резиновом круге с огромной высоты, причем ночью, когда из-за дыма ничего не видно, плюхнуться на нем в воду, потом побежать по какой-то шатающейся штуке, дальше вверх через бочки, затем прыгнуть на вертящийся круг, там перескакивать с точки на точку, крутясь, как балерина, а затем еще куда-то… На самом деле травмоопасная история, да и на сердце перегрузки огромные, не зря же две скорые стояли наготове. Риск невероятный. В общем, черт знает что. И вдруг, когда этот парень дал от ворот поворот, обращаются ко мне: «Александр Сергеевич, чтобы все состоялось, вы должны рискнуть». А я реально побаивался, но все-таки решился. Ну не мог я ­подвести своих ­товарищей, Первый канал. Конечно, это было своего рода авантюрой, но… справился же! И все остались довольны.


А вот где было реально страшно и тяжело, так это в шоу «Форт Боярд», там я оказался спустя полтора года. Но отказ от предложения стать участником даже не рассматривал. Рванул не раздумывая. Кстати, чудная собралась компания. Замечательные Мария Берсенева и Анечка Ардова, добрейший Коля Валуев. Лева Дуров был капитаном. Очень горжусь тем, что не подвел команду. При том что у меня оказалась травмирована правая нога и я ее, как хромая собака, подтягивал. Тем не менее все-таки смог пройти по верхотуре по двум проволокам, когда французы решили, что идти на такое испытание должны мы с Катей Волковой. Помню, поговорил сам с собой: «Санька, ты же суворовец, кадет, а значит, не трус, так что давай-ка не дрейфь, а покажи, на что способен». И мы с Катей ухватили друг друга руками за плечи и потихоньку, аккуратненько, на полусогнутых, ставя ноги параллельно, чтобы не потерять равновесие, прошли весь сумасшедший маршрут. А ведь под нами, этажа на четыре ниже, бегали тигры. Я все время твердил Кате: «Главное, вниз случайно не посмотри!» А сам смотрел, потому что следил за ее ногами, и невольно видел оскалившиеся тигриные пасти. Как же я орал, когда мы преодолели этот кошмар! Вопил: «Люба, я сделал это!» Доза адреналина в крови, наверное, ­зашкаливала. Потом, когда мы ужинали в ресторане, весь вечер за меня поднимали тосты, какой, дескать, я молодец.

Александр Пашутин в шоу «Танцы со звездами

С партнершей Светланой Богдановой в шоу «Танцы со звездами» на канале Россия (2007). Фото: Из личного архива Александра Пашутина

— А почему вы оказались в суворовском училище — родители направили в воспитательных целях или у вас военная родословная?

— Папа мой воевал, после фронта пришел инвалидом первой группы — попав под бомбежку, был ранен, контужен. Впоследствии, поскольку у него оказался потрясающий почерк, работал каллиграфистом — ценники в магазине писал, объявления всякие. Часто лежал в больницах… А мама работала лаборанткой в НИИ. Отца, к сожалению, уже давно нет в живых, а мамочке сейчас 91 год. Ой, она у меня прелесть! Приезжаю к ней, сажусь за стол, и мама непременно спрашивает: «Сынок, а ты руки помыл?» Можете себе представить?! Мне 72 года, имею семерых внучат… (Хохочет.)


А суворовцем я стал за компанию с соседским парнем Витей. Мы росли в центре Москвы, в Богословском переулке. Вместе со сверстниками играли во дворе в войну, гоняли голубей, носились по крыше нашего четырехэтажного дома. Как и все мальчишки, мечтали о подвигах, приключениях. Начитавшись книжек про военную героику, мы с Витьком решили податься в суворовское училище. Все про него разузнали, быстренько прошли медкомиссию, и вскоре я по почте получил официальный документ о моем ­зачислении. Так в пятом классе, на радость маме, я оказался в ближайшем к Москве Воронежском училище. Прошло много времени, а я до сих пор благодарен этому учебному заведению. За потрясающее образование, за овладение многими ремеслами: нас научили столярничать, слесарничать, книги переплетать и так далее, за закалку, собранность, за понимание цены дружбы и предательства, за самоконтроль и умение добиваться поставленной цели. За привитую любовь к спорту, наконец.



— Ну и с какой же стати выпускник-суворовец стал артистом?


— Неистребимая тяга к творчеству восторжествовала. Во время учебы в начальной школе я пел в знаменитом детском хоре под управлением Локтева Московского городского дома пионеров, был солистом, запевалой, и мне это дело нравилось. В суворовском училище некоторое время я тоже запевал, но когда у меня началась ломка голоса, с вокалом пришлось завязать. Зато я начал посещать замечательный театральный кружок, который вела удивительная женщина, актриса Капитолина Максимовна. Вот благодаря ей искусство драмы в меня и запало. Я узнал, что при Театре имени Станиславского существует знаменитая актерская студия, написал туда письмо, и мне пришел ответ: «Приезжайте, мы вас послушаем…»

Естественно, мама в слезы, мальчик был так хорошо пристроен, а тут какая-то непонятная история. Только артиста в семье ей не хватало! В ­мамином ­представлении они — люди несерьезные, загульные, о чем она мне убедительно рассказывала, пытаясь отговорить от пагубного намерения. Но я уперся. Потом выяснилось, что накануне моего

прослушивания мама пошла в театр и попросила Льва Яковлевича Елагина и Евгения Урбанского — членов приемной комиссии, — чтобы меня не брали. «Зачем, — говорила, — он вам нужен? Прошу, не надо его зачислять, мальчик уже при деле, скажите ему, что он бесталанный». Разумеется, благодаря такой «протекции» внимание к моей персоне оказалось повышенным. И сразу же после прослушивания мне сказали: «Иди на занятия». Я и пошел, а вечером дома радостно сообщил: «Мама, меня приняли!» Только год спустя мама призналась: «Сынок, я должна перед тобой повиниться…»

Параллельно с занятиями в студии я стал учиться в школе рабочей молодежи и работать на ЗИЛе — слесарем-сборщиком в механосборочном цехе. Господи, вспоминаю — и не верится: 700 деталей за смену, два станка. Как сумасшедший носился от одного к другому — тут закрутил, там завинтил… А потом поступил в Школу-студию МХАТ, на курс несравненного Павла Владимировича Массальского — театральная жизнь меня захватила окончательно.

во время футбольного матча на фестивале «Кинотавр»

С Крисом Кельми и Александром Розенбаумом во время футбольного матча на фестивале «Кинотавр» (2001). Фото: Виктор Клюшкин/ТАСС

— А личная как устраивалась?

— Первый раз я женился сразу после третьего курса. Красивая девочка Марина пришла сдавать экзамены, а я, весь из себя такой матерый студент-старожил, занимался организаторскими делами, важно распределял абитуриентов: «Та-а-ак, вы следующий, а вы пока подождите…» Ее приметил сразу, а поскольку был без комплексов, в общении легкий, познакомился быстро. Стали встречаться, влюбились и довольно скоро, уже осенью, сыграли свадьбу. Жили у Марины. У меня негде было — наша семья размещалась в крошечной комнатке, а у них комната была большая, в ней, правда, еще обитали мама Маринки и младший брат. Ну, до кучи и я подселился. Ничего, как-то пристраивались, ширмочкой отгораживались.


Марина, не поступив в театральный, устроилась в пединститут на логопедический факультет. Я после окончания Школы-студии стал служить в Театре имени Гоголя. Зарплата нищенская, приработков в кино никаких не было, и мама Марины начала увещевать дочку: «Зачем тебе этот нищий артист, какой с него толк, какие перспективы?» Хотя я бегал по массовкам, старался хоть как-то подработать, за все брался. Не стеснялся, везде тыркался, звонил, предлагал себя: «Возьмите, — просил, — я смогу». Но… Сколько нас, артистов-то, — на всех работы не хватает. Все решает его величество случай. Со временем я понял, что мне по жизни везет, но тогда, особенно под давлением тещи, казалось, что на самом деле я совсем никудышный. Прожив вместе года полтора, мы с женой расстались.


Потом я еще раз женился. Алла Захарова — актриса Московского областного камерного театра, много снимается в сериалах, в телерекламе. Встретились мы случайно в ВТО — покупали одновременно какие-то билеты, ну и слово за слово… Шесть лет продлился наш брак, и главная его заслуга в том, что у меня появилась дочка, Машка. А расстались мы с Аллой, по сути, по той же причине: ее родители тоже посчитали, что со мной каши не сваришь, надежды на меня никакой, она их послушалась. Хотя я тогда, в 29 лет, сумел купить трехкомнатную кооперативную квартиру в Новогиреево. Разумеется, пришлось залезть в долги, я приносил домой совсем мало денег. Трудновато было, но все равно как-то же мы выкручивались.



— В воспитании дочки участвовали?

— Естественно. Но когда мы с Машиной мамой расстались и в их семье появился другой дядя, не мог этого ­делать в полной мере. Дочка периодически приезжала ко мне, оставалась, я возил ее по музеям, театрам. Маша переживала за меня, когда видела по телевизору. Помню, звонила, бедная, бабушке: «Бабуля, папу убили!» Значит, меня расстреляли в каком-то фильме. (Смеется.) Потом, когда Маша стала взрослая и поступила в МГУ на факультет журналистики, тоже часто бывала у меня, книжки разные брала, говорила: «Папа, я не хожу в библиотеку, потому что у тебя есть все». Мне прямо бальзам на сердце.


Сейчас дочь ведет авторскую программу на радио. Пишет хорошие стихи, песни, их поют. У Маши большая семья. Она замужем за Николаем Николаевичем Чугреевым. Он кандидат экономических наук, старше нее на 17 лет. У них пятеро детей: Егору 18 лет, он студент четвертого курса Московской банковской школы, 13-летняя Маша и 10-летняя Варя учатся в гимназии, в седьмом и пятом классе соответственно, Зинуле три годика, а Шурику — девять месяцев. Помню, дочка переживала по поводу детской ревности, советовалась, и я сказал, что, на мой взгляд, главное — при любых обстоятельствах находить время на общение с каждым отдельно, чтобы ребенок знал: он любим, незаменим, к нему — самое большое внимание. И Машка прислушалась.

С дочкой Машей и внуком Егором

С дочкой Машей и внуком Егором (2010). Фото:  PhotoXPress

— В вашем послужном списке больше полутора сотен фильмов, а есть среди них особенно значимые или они для вас, как дети, все любимые?

— Нет, конечно, не все в радость, много играл только ради заработка. По-настоящему знаковым стал для меня фильм «Премия». Вроде сюжет про партсобрание, казалось бы, что в нем привлекательного. Но получилось фантастически интересное кино про жизнь, про наши проблемы. А какие артисты невероятные: Евгений Леонов, Олег Янковский, Михаил Глузский, Армен Джигарханян! Пообщаться с ними было счастьем, не говоря о том, что это общение стало для меня настоящей школой как в профессии, так и в жизни.  


Знаете ли, я, в отличие от многих своих коллег, люблю играть эпизоды, маленькие роли. Мне нравится фантазировать, хочется сделать свой кусочек ярким, запоминающимся. К примеру, фильм Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». Я играю машиниста, одного из обитателей городской свалки, не сумевших встроиться в новую действительность начала 1990-х. Последний эпизод — мы должны лететь на далекую планету, на небеса обетованные. Эльдар Александрович говорит: «Вы все прекрасные артисты, вот подумайте и принесите то, что ваши персонажи взяли бы с собой на другую планету». Кто-то прихватил стопку книг, кто-то глобус, а я пошел к директору расположенной рядом автобазы и попросил снять мне для съемок со стены портрет Ленина. Когда появился на площадке с портретом, причем неся его как икону, Валя Гафт закричал: «Мерзавец! Ты нас всех переиграл!»

— Александр Сергеевич, после двух неудавшихся браков не было ощущения бессмысленности предпринимать новые попытки или все-таки продолжали присматриваться к женщинам с долгосрочными намерениями?

— Я считаю, что все встречи и расставания — от Бога. Он сводит людей, Он разъединяет. Конечно, у меня были романы. Но, понимаете, одно дело провести вдвоем вечер, в кино сходить, в ресторан, наутро вместе проснуться и… разбежаться, и совсем другой вариант, когда связываешь свою жизнь с человеком всерьез и надолго. Вот, к теме, вспомнился эпизод из замечательной картины «За тех, кто в море». Там один офицер спрашивает другого: «У тебя с ней что, роман?» А тот отвечает: «Роман? Да нет — новелла». Гениально, да? Я точно знаю, что причина двух моих разводов крылась не во мне, не я был в них виноват. Но, очевидно, этот опыт семейной жизни мне был нужен для того, чтобы оценить тот дар судьбы, который я получил, встретившись с Любой.


13 лет я оставался холостяком, служил в Театре имени Ермоловой, был востребован, снимался в кино. Жил в трехкомнатной квартире с мамой и бабушкой, и меня все устраивало. И вот в наш театр пришла Люба — сначала складом каким-то заведовала, потом стала администратором. Вообще-то она по профессии инженер, работала в Военно-политической академии имени Ленина. А Витенька Проскурин, спасибо ему, сосватал Любу к нам. Поэтому мы с ней всегда пьем за его здоровье. Отношения у нас завязались как-то сразу. Мне она с ­первого взгляда понравилась — красотка такая, молоденькая, на 13 лет моложе. Но ее мысли в отношении меня мне были неведомы. И вдруг наша машинистка, Тамарочка, однажды говорит мне: «Александр Сергеевич, а знаете ли вы, что нравитесь Любе?» Ох, как же я ей за эти слова благодарен! Услышав такое, сразу же, как павлин, — фью-ю-ю! — хвост распушил и пошел на приступ: актерские байки, шутки, сюжеты со съемок… А Люба, как выяснилось, ни картин моих не видела, ни спектаклей. Деревня. (Смеется.) Ну, в общем, дело понеслось. Люба развелась с мужем, но, честно, не по моей вине, у них там до меня все уже разваливалось. И… вот четверть века мы с ней вместе, в январе как раз отметили 25-летие. (Задумчиво.) Я и не заметил, как они пролетели.

с женой Любовью Викторовной

— Мне Люба с первого взгляда понравилась — красотка такая, молоденькая, на 13 лет младше. А она, как выяснилось, ни картин моих не видела, ни спектаклей. С женой Любовью Викторовной. Фото: Юлия Ханина



— А дети от предыдущего брака у вашей супруги были?

— Дочка, Оля, которую я обожаю с тех пор, как познакомился с ней, — Оле было 15 лет, и она стала мне родной. И как-то сразу сложились изумительные отношения. Ольга молодчина, занимается организацией всяких крупных мероприятий, презентаций, вот недавно делала церемонию вручения премии «Юрист года». У нее двое детей — 17-летняя Настя и 13-летний Артем.

Александр Пашутин с приемной дочкой Ольгой и внучкой Настей

С приемной дочкой Ольгой и внучкой Настей (2006). Фото: PersonaStars

— Как думаете, в чем особенность вашей четвертьвековой семейной жизни?

— Не знаю. Возможно, в любви? Вот расскажу один случай из давнего прошлого. Мы с Любой возвращались из Киева — я со съемок, а она от своей мамы, гостила у нее. Билеты у нас получились на разные поезда. Я был простужен и жутко кашлял. Умолил проводницу разрешить жене поехать в купе со мной, мол, мы на одном месте как-нибудь устроимся. Она, добрая душа, согласилась. Так представляете, всю ночь Люба не сомкнула глаз — сидела у меня в ногах и, едва я начинал кашлять, давала мне горячий чай. Помню, тогда я четко осознал: так поступить может только любящая жена.


Понимаете, в период, когда мы романились, Люба сказала мне такие слова: «Запомни, мне от тебя ничего не нужно: ни квартиры, ни машины, ни денег, ни-че-го. Я просто хочу жить с тобой». И это, думаю, была ключевая фраза. Вот недавно я смотрел какую-то телепрограмму. Собрались четыре девочки, обсуждают, как вести себя на свидании, и ведущая поучает: «Сначала обрати внимание, какие у него рубашка, пиджак, часы, ботинки, на какой машине подъехал, чтобы понять, состоятельный он или нет». В нашей юности были другие приоритеты. Никого не интересовало, кто как одет, интересовало, о чем человек думает, что читает, где учится, чем занимается. И девочки влюблялись в парней, а не в их костюмы и часы. И замуж выходили не за генералов, а за курсантов, и генеральшами становились, но только много лет спустя.

Мы с Любой тоже не сразу смогли как следует обустроить нашу жизнь. Много лет ушло на то, чтобы я сумел сделать нам сначала однокомнатную квартиру, потом «двушку» и наконец вот эту, трехкомнатную. (Помолчав.) А знаете, у нас с женой практически не бывает конфликтов, и денежный вопрос никогда не стоит, хотя финансовые проблемы случаются в семьях с любым достатком. И мне кажется, что в семейной жизни все зависит от женщины, она направляет.

— Сюрпризами друг друга балуете?

— По этой части у нас Любовь Викторовна настоящий мастер, не зря же стала режиссером на телевидении. У нее прямо неиссякаемая фантазия. Помню, накануне одного из своих дней рождения я сказал: «Люба, хватит уже громко праздновать. Давай лучше просто пойдем вдвоем в кафе, посидим, поболтаем». Она на удивление легко согласилась и на

следующий день говорит: «Все в порядке, я заказала нам с тобой столик». Приезжаем в кафе, спускаемся в зал, а там — темнота. Вдруг зажигается свет, и передо мной сидят все — друзья, родня, внуки, внучки, и все орут: «Поздравляем!» А в другой раз она сказала, что мне надо будет поехать в Подмосковье, выступить в каком-то шикарном яхт-клубе. Заработаешь, говорит, хорошие деньги. Велела и стихотворение какое-то выучить. Всю дорогу в машине учил. Приезжаем, заходим в зал. Вспышки фотокамер, корреспонденты снимают, думаю: «Ой, как же хорошо меня встречают». И тут вдруг все начинают кричать: «Саша, с днем рождения!» И праздничный торт со свечами выносят, и целая программа в честь меня — Миша Козаков стихи читает, ребята из хора Свешникова поют…


А после шоу «Форт Боярд» какой сюрприз Люба мне устроила! Когда я там прошел свой триатлон, то есть все три этапа соревнований, решил, что заслужил личную «олимпийскую медаль», и в конце игры прихватил монетку форта — хотел проделать в ней дырочку, чтобы с гордостью носить на шее. Как память. Но, приехав домой, закрутился и забыл об этом. А Люба не забыла… И вот на мое 70-летие мы с женой отправились в Рим. Зашли в ресторан, ужинаем, и вдруг она говорит: «Закрой глаза». Закрыл. Люба берет мою руку и что-то вкладывает в ладонь. Смотрю, а это медаль, изготовленная из той самой памятной монеты. Невероятной красоты, настоящее произведение ювелирного искусства. Оказывается, втайне от меня Люба отдала монетку нашему другу-ювелиру, который ее позолотил и украсил семью бриллиантиками. Символично — по одному на каждый десяток лет.


Александр ПашутинАлександр Пашутин

Родился: 28 января 1943 года в Москве



Семья:
жена — Любовь Викторовна, режиссер на ТВ; дочь от второго брака — Мария Чугреева (42 года), журналист; дочь Любови Викторовны — Ольга Андропова (38 лет), юрист; внуки — Егор (18 лет), Настя (17 лет), Маша (13 лет), Артем (13 лет), Варя (10 лет), Зина (3 года), Саша (9 месяцев)



Образование:
окончил Школу-студию МХАТ



Карьера:
работал в театрах им. Гоголя, им. Ермоловой, им. Моссовета, в «Русской антрепризе Михаила Козакова». Снялся в фильмах «Премия», «Небеса обетованные», «Анкор, еще анкор!», «Сыщик», «Хождение по мукам», «Экипаж», «Утомленные солнцем 2», «Гардемарины, вперед!», «Петербургские тайны» и др.

Загрузка...