Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Александр Лыков: «Мне не важно, где жить, главное, чтобы жена была рядом»

0

На телеканале «Супер» стартовал второй сезон комедийного сериала «Гранд», где актеру досталась роль эксцентричного олигарха Льва Глебовича Федотова. В интервью «ТН» Александр рассказал о том, как начал писать новеллы о друзьях, сделал супругу своим директором и уже трижды стал дедом.

— Правда ли, что у вашего олигарха Льва Глебовича есть прототип? Насколько он похож на вас?
— По большому счету это собирательный персонаж. Но был олигарх, на которого мне намекнули (не буду называть его фамилию), чтобы я к нему присмотрелся. А вот близкие, увидев первые серии, сказали про моего героя, который самодурничает, кошмарит окружающих и получает от этого удовольствие, так: «Да это ты и есть! Наконец-то раскрылся!» Я, признаться, такой реакции не ожидал (смеется), но вот так меня разоблачили…
— А вы бы себя как охарактеризовали?
— Недавно ездил отдыхать к друзьям, и один из них сказал: «Саня, ты все время говоришь словами из каких-то ролей. У тебя в башке сплошные тексты». Я удивился и до сих пор это заявление перевариваю. Сам я так все же не считаю. Этот друг потом пересмотрел почти все проекты с моим участием — более 80 часов фильмов и сериалов, — чтобы подтвердить свою теорию.
— В сериале много смешных моментов. А что забавного вам вспоминается из съемочного периода?
— В первую очередь последний день работы. Тогда снимали драку наших девчонок в грязи. Было смешно: они с ног до головы в грязюке и даже пузыри пускали грязью. Ну и мне повезло в эту грязь упасть… Но выяснилось, что самое-то смешное впереди. Оказалось, что в павильоне нет горячей воды, а на улице зима. Ладно я — обтерся влажными салфетками с горем пополам и пошел. А вот что делали девчонки с длинными волосами, пропитанными грязной жижей? Предполагаю, что их в полиэтиленовых мешках домой отправили, другого варианта не было.
— Ваш герой уже достиг в жизни всего, чего хотел, и теперь занимается тем, что приносит ему удовольствие. Вы к нему приблизились?
— Да, в какие-то моменты мне кажется, что все уже сделано, хочется уйти на пенсию и выращивать экологически чистую пищу. Для меня тема актуальная, я стараюсь выбирать «съедобные» продукты, знакомлюсь со специалистами, много об этом читаю.
Актерская профессия приносит удовольствие, когда я чувствую, что меня понимают люди, с которыми работаю. Одно время возник конфликт: мне казалось, что меня не понимают, по сути, так оно и было. Сейчас тот барьер преодолен, и мне стало легче и дышать, и творить. Потом я уже понял, что был не прав в методах донесения своей точки зрения до коллег — был нетерпелив, порой агрессивен, поскольку мне казалось, что я озвучиваю очевидные вещи, как можно их не понимать?

В роли Льва Глебовича Федотова Кадр из сериала «Гранд» Фото: Пресс-служба телеканала «Супер»

Я встречал настоящих героев

— В этом вы как раз созвучны со своим Львом Глебовичем. Он ведь тоже требователен к окружающим. А чего вы не прощаете ни близким, ни малознакомым людям?
— Проблема заключается не в том, что есть что-то, чего я не прощаю, а в том, что я вообще простить не могу… В православной традиции перед началом Великого поста есть Прощеное воскресенье, когда мы все просим друг у друга прощения, неважно, формально или от всего сердца. Важно произнести эту фразу: «Прости меня. И я тебя прощаю». У автора «Пяти вечеров» Александра Володина есть стихотворение «Простите, простите, простите меня. И я вас прощаю, и я вас прощаю…» Помню, когда я был молодым, он приходил к нам на курс и читал свои произведения, тогда я запомнил эти строки. И прощать я учусь.
Я не в субъекте ищу, чего не могу простить, я ищу в себе — на что не способна моя трусливая душа. Люди великодушные обычно смелые и бесстрашные, и у меня пока не получается причислить себя к ним. Хотя очень бы хотелось! Но такие друзья у меня есть  — люди с серьезными судьбами, как говорят, с биографией. Некоторых из них уже нет в живых — по разным причинам: кого-то убили давно, а на кого-то похоронка пришла совсем недавно… Я к ним тянусь, видимо, потому что сам не обладаю подобными качествами, а с другими, непохожими на них, мне неинтересно. Недавно посмотрел фильм «Эпоха героев» и могу сказать, что в некоторых местах эта самая эпоха существует в реальности и героев там можно встретить. Для меня это главное утешение — что я их встречал. Почти про каждого из них у меня написан рассказ, я эти рассказы назвал «Портретами современников». Я не художник и не умею рисовать красками, но, работая словом, смог создать такие портреты-зарисовки, которыми остался доволен.

С женой Аллой дочерью Екатериной, внуком Давидом Фото: Из личного архива Александра Лыкова

— Как вы открыли в себе эту грань таланта — писательство?
— Однажды друг рассказал историю, произошедшую с ним в 1990-х, и она меня так впечатлила, что я попросил у него разрешения ее записать. Так возник первый рассказ. Вообще я писал давно, но это были не систематические записи, а тут возникла некая система. Я даже создал цикл «Герой» — рассказы о людях, которых люблю. Мой товарищ, который когда-то работал в издательстве, почитал мои рассказы и теперь уговаривает меня выпустить книгу. Но я ведь не профессиональный писатель, как мне сказала знакомая редактор: «Саня, ты не писатель, ты рассказчик». Так и есть, я ничего не выдумываю, а просто слушаю и пересказываю.
— Носите с собой тетрадочку, куда записываете все интересное?
— Да, по привычке ношу, записываю какие-то эпизоды, но, повторюсь, я человек не систематический. А когда идет работа в кино, писать что-либо невозможно. Писательство же, как любое ремесло, требует каждодневного повторения. Я очень дорожу деталями, но, как говорится, нет возможности раскладывать все по полочкам. Поскольку у меня трое внуков и двое из них находятся в очень резвом состоянии — после их визитов дома никогда ничего не найдешь и не поймешь, куда что подевалось. Однажды зять, папа двух моих старших внуков, озадачился вопросом: почему не работает сабвуфер? И разбирая его, извлек из него полкоробки игрушек. Зять рисует мультики, работает над 3D-графикой, так вот как-то старший внук Давид, которому сейчас 5 лет, выключил ему компьютер, выдернув шнур из розетки. И в одну секунду пропали результаты дня работы. Часто внуки приходят к нам в гости, когда меня нет дома, и оставляют мне массу «сюрпризов». Например, уже несколько недель я не могу найти щетку от пылесоса. Домашний телефон в последнее время почему-то все время пикает, а в некоторых будильниках не хватает задних крышек.
— Кого вы считаете своими учителями в актерской профессии?
— В первую очередь тех, кто меня в нее направил, когда я хотел поступать в строительный институт. Педагоги Ирина Борисовна Нагаева и Леонид Семенович Голосьев  — они первыми посоветовали мне поступать в театральный институт. Была такая пьеса «Гнездо глухаря» Виктора Розова, она ставилась в центральных театрах, а мы с коллегами по драмкружку поставили ее в своем сельском Доме культуры. Я играл главного героя — Прова, мальчика из благополучной семьи. Особенно мне нравилось, что там можно на халяву целоваться с девочкой. Обычно ведь до поцелуя нужно еще дойти в процессе общения, а тут приходишь и прямо на репетиции целуешься сколько душе угодно. Понравился и процесс создания спектакля, и само выступление перед нашей сельской публикой. А пуб­лика у нас была непростая, как и сам поселок Рахья Ленинградской области, значительная часть его населения то сидела в местах не столь отдаленных, то оттуда возвращалась. И вот эти люди меня признали как артиста. Было удивительно стоять на сцене, наблюдать, как народ хохочет, и понимать, что ты можешь каким-то непостижимым образом управлять таким большим количеством людей.
Следующим важным для меня человеком стал мой мастер в ЛГИТМиКе — Владимир Викторович Петров. Он сделал мне первую настоящую «передачу» в профессии. Выдающаяся фигура, фронтовик, удивительной красоты и харизмы мужчина. В фильме «Женя, Женечка и «Катюша» он играет немецкого фельдмаршала, светловолосого человека с горбатым носом. Первое, что он сказал нам, первокурсникам: «Мы вас ничему научить не можем, захотите — научитесь сами», — что и произошло. А в конце обучения констатировал: «Теперь забудьте все, чему научились. Идите и играйте».
— А когда вы уже работали, кто больше всего на вас повлиял?
—Один из них режиссер Сергей Герасимович Микаэлян, снявший фильмы «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию», я у него снимался в «Разборчивом женихе». А второй — Алексей Герман. Он научил меня существованию в кино, пониманию, что такое кадр и кинематографическая мизансцена. Кстати, на вопрос: «Есть ли на «Ленфильме» люди, которых вы уважаете?» Герман ответил: «Один человек — Микаэлян». А что касается классиков, с которыми «дружу» посредством их литературного наследия, то наиболее близок и понятен мне Михаил Александрович Чехов. Его книга «Путь актера» и сейчас лежит передо мной, иногда я беру ее в поездки, чтобы «поговорить» с ним в пути.

С Аликой Смеховой Рабочий момент съемок сериала «Гранд» Фото: Пресс-служба телеканала «Супер»

По Москве теперь скучаю сильнее

— Чувство дома у вас не утрачено из-за постоянных разъездов?
— Ой, утрачено совершенно. Как раз на днях вернулись с супругой в Питер, распаковывали чемоданы и говорили об этом. В детстве-юности, возвращаясь из путешествий, испытывал чувство — вот он, мой родной и любимый дом, Ленинград, особенно когда гулял по Невскому проспекту. Сейчас ничего этого нет, сильнее, наверное, даже по Москве скучаю, она мне больше нравится. Здесь основная работа, а благодаря ей формируется определенный коллектив людей, близких и интересных мне.
— А нет желания переехать к морю, в теплые края?
— Я там уже обосновался! У меня ведь несколько регионов проживания, северный — Питер, средняя полоса — Москва — и Кавказ — где живет любимая теща. Мы туда регулярно приезжаем: горы, море, огород, сад. Сейчас, например, уже картошка и морковка посажены, с удовольствием во всем этом участвую. Я же в стройбате служил, так что умею делать все своими руками. Постоянно мастерю что-то для души. Сейчас вот дочка просит отреставрировать стол и стул венский, которые хранятся в доме как семейная реликвия.
— Сыну Матвею это умение что-то делать руками передалось?
— Сын живет в Испании, но он рукастый уже больше, чем я. Отреставрировал там кучу мебели — буфет, шкафы, присылал мне фотографии процесса, всех этапов. У Матвея своя реставрационная мастерская, и всему он научился сам. Я ему неоднократно намекал, что времена разные бывают, сначала кто-то что-то делает за тебя, а ты можешь сходить и выбрать вещи в «Икее». Но наступает время, когда нужно уже потрудиться самому, обустраивая жилище. А поскольку Матвей, как и я, периодически переезжает, то он каждую квартиру ремонтирует, красит и облагораживает. Потом приходит квартиросдатчик, видит, как она изменилась в лучшую сторону, и выгоняет. (Смеется.) Я уже прошу его делать ремонты скромнее, чтобы не бросалось в глаза, как все красиво стало, что можно загнуть цену в два раза. Но сына не переубедишь, он упрямый. У него и жена мастерица. Как-то они приезжали без меня, так я потом свое жилище не узнал. Дом напоминал магазин, в котором все разложено по полкам, я потом долго ничего не мог найти.
— Вы ведь не один всегда путешествуете, рядом жена Алла…
— Да, это основное условие моего пребывания на съемках вне дома — чтобы жена была со мной. Помимо всего прочего, она решает вопросы, связанные с организацией, договорами, она моя левая и правая рука — мой директор. Я только подписи ставлю. Алла превращает и временное жилище в дом, если чего-то не хватает, идет, покупает разные вещи, цветы. Но по большому счету само ее нахождение в пространстве и делает дом Домом. Поэтому мне не важно, где жить, главное, чтобы Алла была рядом.
— Так было все 30 лет вашей супружеской жизни?
— Нет, эта необходимость возникла, когда стало понятно, что я не могу разобраться со всеми рабочими моментами, графиками, договорами. Нужно было либо сдавать дела какому-то агенту, либо создавать свою фирму. Мы выбрали второй вариант, и он оказался вполне приемлемым.

С женой и сыном Матвеем Фото: Андрей Федечко

Алла — мой ангел-хранитель

— Какими качествами жены вы искренне восхищаетесь?
— Алла — мой ангел-хранитель. И хранит она в первую очередь от опасностей, которые несут за собой смерть. Тут я не преувеличиваю. В силу своей увлеченности я могу чего-то не замечать: куда иду, с кем общаюсь, в какие дела ввязываюсь. Бывает, что ломлюсь куда-то напролом. Мне показалась интересной какая-то деталь, и я вижу только ее, не видя всей картины в целом. И зная мои слабые стороны, Алла меня, конечно, охраняет.
— Какой совет вы дали бы детям из опыта своей семейной жизни?
— Жить самостоятельно — и исключительно самим решать все проблемы, не забывая при этом, что у тебя есть родители, которые уже близки к пенсии. И за них тоже надо думать, сохранять их силы и здоровье для своего же удовольствия. Я всегда говорил и продолжаю говорить: любое обслуживание человека ведет к формированию потребительского состояния ума.
— Ваш сын Матвей построил успешную карьеру актера и модели на Западе, дочь Катя преподает в вузе. Вы довольны тем, какой путь они для себя выбрали?
— Да, я вижу, что мои слова имеют какое-то действие, да и пример моей жизни еще работает сам по себе. Дети не могли вырасти другими, хотя они формировались в довольно спартанских условиях. Их не обслуживали, они достаточно самостоятельно росли и сами научились решать собственные проблемы. Я ничего за них не решал, никак не влиял на выбор ими профессии. Наоборот — я сторонник сброса в самостоятельность, перинок никому не подстилал.
— Кто из внучат больше всего похож на вас?
— Со стороны многие отмечают, что мы очень схожи с Давидом. В свое время была у него такая фишка — он постоянно убегал. Стоило вый­ти на улицу, как внук тут же удирал сломя голову, и неважно куда. Все уже боялись ходить с ним гулять. И однажды я решил все же разобраться: куда же Давид так отчаянно бежит. Он, как всегда, побежал, а я не стал его преследовать, следил издалека. Давид бежал-бежал-бежал, добежал до перекрестка и встал как вкопанный. Понемножку начал осматриваться: «Та-а-ак, что происходит? Где дед, где я сам?!» Его охватила паника, Давид начал рыдать, осознав, что никто за ним не бежит и он остался совсем один. Конечно, я тут же появился, и мы сумели договориться по-мужски. С тех пор гуляю с Давидом в основном я.
— Какие новые чувства вам дарит появление внуков?
— Пока еще они только прорастают, эти чувства… Все чаще ловлю себя на мысли, что мне хочется увидеть внучат. Раньше мне их в основном сбрасывали: «Пускай у тебя поживут». Внуки тоже меня обожают: «дедуля-дедуля», готовы ехать со мной хоть на край света. У нас с ними любимая игра «догони», хотя сейчас уже какие-то уроки начинаем вместе делать, читаем книжки. Давид мне наиболее понятен, вижу в нем свой характер, манеры. А Дуня — настоящая барышня. Ей 3 года, и она обожает наряжаться, крутится перед зеркалом: «Я красивая!» Приходит на детскую площадку и громогласно заявляет: «Я здесь самая красивая! Красивее тебя, и тебя, и тебя!» Еще для нее очень важно следить за братом и все за ним повторять. Брат для нее главный человек, она всем говорит: «Это мой друг, мой брат Давид!»
— Успели познакомиться с самой младшей, Сиенной, — дочерью Матвея, которой два месяца?
— Ох, к ней же в Испанию надо ехать. Хотя там уже скандал назревает: почему родителей молодого отца до сих пор нет! Со стороны жены Матвея перуанско-шведские родственники уже приезжали, шампанское пили, ножки обмывали, а мы все никак не доедем. Я постарался Матвею объяснить: «Сынок, хочется же не на день приехать, до вас ведь пять часов лететь! Как только появится время на отпуск, сразу приедем». Но мы следим за внучкой по скайпу, практически каждый день наблюдаем все этапы ее жизни, как она растет, меняется, улыбается. У нее уже есть замечательная ямочка на правой щеке! Мне вообще хочется, чтобы Матвей с семьей почаще приезжал в Россию, не забывал родину. Раньше они жили в Париже — туда бы я уже давно слетал, а сейчас перебрались в Мадрид, а это самый край Европы. В Испании как-то спокойнее — и жить, и детей растить.

Александр Лыков

Родился: 30 ноября 1961 года в п. Рахья (Ленинградская обл.)
Семья: жена — Алла; дочь — Екатерина (33 года); сын — Матвей (32 года); внуки — Давид (5 лет), Евдокия (3 года), Сиенна (2 месяца)
Образование: ЛГИТМиК (курс Владимира Петрова)
Карьера: известность принесла роль инспектора Казанцева (Казановы) в «Улицах разбитых фонарей». Сыграл в 100 фильмах и сериалах, среди которых: «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Диверсант», «Турецкий гамбит», «Охота на изюбря», «Трудно быть Мачо», «Каникулы строгого режима», «Версия», «Три мушкетера», «Инквизитор», «Год культуры»

Загрузка...