Александр Клевицкий: игра в классики с эстрадным багажом
8 июня в Большом зале Московской консерватории пройдет авторский вечера Александра Клевицкого «Гимн музыке», на котором композитор представит сразу три мировые премьеры: симфонию «XXI век. Борьба продолжается», концерт для фортепиано с оркестром и концерт для валторны с оркестром. «Ну и что в этом особенного?» – спросите вы.
Текст: Наталья Пелехацкая
А то, что долгие годы Александр Клевицкий был известен как эстрадный композитор. Песни на его музыку исполняли Иосиф Кобзон и Зураб Соткилава, Тамара Гвердцители и Витас. Он сочинял мюзиклы («Корабль дураков», «Джельсомино в стране лжецов»), которые с оглушительным успехом шли на сцене. А ещё – музыку к множеству выпусков журнала «Ералаш» и фильмам Бориса Грачевского. И вдруг… академическая музыка!
— Как же получилось, что вы, с таким серьёзным эстрадным прошлым, вдруг перешли на сторону классики?
— Да, если б мне, когда я учился в Московской хоровой капелле мальчиков, сказали, что я буду писать академическую музыку, я бы долго смеялся. В то время я экономил на завтраках, чтобы купить себе гитару, слушал Beatles и сколачивал свою первую музыкальную бит-группу. Музыкальную литературу прогуливал, классику не любил, как, впрочем, и джаз.
— И, тем не менее, годы спустя вы стали преподавателем на эстрадно-джазовом факультете в Гнесинском училище!
— Да, и такое в моей жизни было. Даже методичек несколько успел для студентов сочинить! Это был довольно короткий, но яркий период в моей жизни, который я вспоминаю с огромной нежностью. Я был одним из самых молодых преподавателей Гнесинского училища.
— А до этого была работа в вокально-инструментальных ансамблях «Добры молодцы» и «Надежда». Можете хоть примерно назвать число розданных вами автографов?
— Нереально! Мы были мегапопулярны, после концертов к нам выстраивались километровые очереди. Я пришел в «Добры молодцы» как клавишник и уже после первого же концерта в новом качестве буквально купался в лучах славы… А позже я стал музыкальным руководителем – сначала в «Добрых молодцах», потом – в «Надежде».
— Вот как после такого стадионного успеха вы вдруг «переквалифицировались» в классики?
— В какой-то момент я просто понял, что с помощью эстрадной музыки я не могу передать все свои чувства, мысли. Эстрадная музыка – она ведь преимущественно развлекательная, только академическая музыка позволяет композитору раскрыться полностью. Кроме того, образование у меня академическое, я хоровик. А потом судьба свела меня с Ириной Герасимовой, генеральным директором музыкального телерадиоцентра «Орфей». И эта встреча в корне изменила мою жизнь. Я стал худруком и главным дирижёром Академического большого концертного оркестра имени Силантьева.
— Наверное, трудно пришлось на первых порах?
— Когда я возглавил оркестр имени Силантьева, я был довольно известным композитором. Не знаменитым, но известным. А вот дирижёром, конечно, очень зелёным! Пришлось много заниматься и учиться, до сих пор учусь. Прошло уже 15 лет, и мне удалось многое, мы вернулись на телевидение, мы выступаем на самых известных площадках. Причем с самыми разными программами. 29 мая, например, мы «озвучиваем» диснеевский мультфильм «Рататуй» в концертном зале «Зарядье», а 22 июня, в день памяти, будем выступать в Ржеве с классическим репертуаром.
— Силантьевский оркестр наверняка примет участие в вашем творческом вечере 8 июня?
— Обязательно! А ещё многие другие прекрасные музыканты. Солистами будут пианистка Екатерина Мечетина и валторнист Аркадий Шилклопер.
— Эстрадное прошлое помогает или мешает при сочинении академической музыки?
— Помогает. Я всегда ставлю себя на место слушателя.
— Если бы вас попросили в двух словах «расшифровать» вашу музыку слушателям, как бы вы это сделали? Например, о чём ваша симфония «XXI век. Борьба продолжается»?
— Это симфония о маленьком человеке, который приходит в современный мир и принимает на себя все удары судьбы. Мы приходим в этот мир, не зная своей судьбы…
Фото предоставлены пресс-службой радио «Орфей».