Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Мюзикальные тайны Бродвея

0

Мюзиклы зажгли на голливудском небосклоне звезды Барбры Стрейзанд, Лайзы Миннелли, Джона Траволты, Патрика Суэйзи, Кэтрин Зета-Джонс.

Если бы Родион, герой фильма «Москва слезам не верит», жил в наши дни, то его знаменитая фраза «Скоро не будет ничего — одно сплошное телевидение» — звучала бы иначе. Мюзиклы! Сегодня они правят бал на театральных сценах, в концертных залах и на древних аренах. Ничего удивительного — в смутные времена людям всегда был нужен не только хлеб, но и зрелища.

Кошки против Леннона

Мюзиклы — настолько живая и тонкая субстанция, что заранее предугадать успех или провал невозможно. Их бюджеты сопоставимы с бюджетами полнометражных фильмов: производство каждого шоу обходится создателям в кругленькую сумму — от $15 млн до $50 млн, которые в лучшем случае окупятся за несколько лет показов. Актеры проходят суровый кастинг, драматурги идеально выписывают сюжет, по сто раз перекраивая сценарий, но при этом всего лишь десять постановок из ста способны продержаться на сцене год-два, остальных ждет короткая жизнь.

Есть среди мюзиклов свои долгожители, такие как легендарные «Кошки», которые с аншлагом шли на Бродвее в течение 18 лет и закрылись только в 2000 году, или «Призрак оперы». Последний идет в бродвейском Majestic Theatre с 1988 года. В начале 2012-го этот спектакль вошел в Книгу рекордов Гиннесса — в Нью-Йорке он перешагнул рубеж в 10 тысяч показов. Шоу стало не только самым долгоиграющим на Бродвее, но и самым коммерчески успешным. Доходы от постановки по всему миру в этом году перевалили отметку в $6 млрд.

А вот мюзикл «Леннон» оказался менее удач­ли­­­­­вым — он закрылся после 49-го показа. Зрители покидали зал прямо во время представления. Дело в том, что вдова Леннона Йоко Оно не разрешила включить в постановку ни одной песни из репертуара группы The Beatles, чем и предопределила провал.

Не обманешь — не продашь

В этом жанре очень многое зависит от таланта продюсера. Заманить зрителя на премьеру и удерживать интерес публики к спектаклю в течение долгих месяцев, а то и лет — дело непростое. Подчас приходится идти и на мелкие хитрости. Остроумную аферу, вошедшую в историю, провернул в свое время продюсер Дэвид Меррик. Накануне премьеры своего нового детища — мюзикла «Подземка для спящих» — Меррик велел помощникам найти полных тезок самых известных театральных критиков Нью-Йорка. Их пригласили на предпоказ и за щедрый гонорар сфотографировали с бокалами шампанского в обнимку с актерами труппы. Находчивый продюсер заранее купил в газете New York Herald рекламный модуль и за час до отправки номера в печать разместил там фото с подписью: «Такие-то с восторгом отозвались о новой постановке «Подземка для спящих!» На фото улыбающиеся люди — те самые тезки акул пера. Обыватели, зная журналистов лишь по именам, легко поверили обману, и уже на следующий день все билеты были сметены на месяц вперед. Мюзикл шел на Бродвее целый год! Меррик собаку съел на театральных постановках — за 40 лет своего «царствования» он выпустил 98 спектаклей. О некоторых публика помнит и сегодня — это «Цыганка», «Оливер!», «Хелло, Долли!», «Завтрак у Тиффани».

Барышников станцевал ковбоя

Бродвей задает тон в мире мюзиклов в течение многих десятилетий. Первую музыкальную комедию здесь поставили аж в 1866 году! Новый жанр сразу полюбился публике. А в 30-е годы прошлого века он буквально вытащил американцев из оцепенения Великой депрессии — непритязательные истории с хеппи-эндом и романтические мелодии дарили людям надежду.  

Бродвей зажег много звезд. В легендарном мюзикле «Моя прекрасная леди», который был переведен на 11 языков мира, прославилась Джули Эндрюс. Постановка с успехом шла почти семь лет. В 1964-м ее решили экранизировать, но кинопродюсеры посчитали,  что главную роль должна сыграть звезда экрана, поэтому пригласили Одри Хепберн. А Эндрюс в этом же году получила «Оскар» за главную женскую роль в диснеевской картине «Мэри Поппинс».

«Смешная девчонка» сделала звездой Барбру Стрейзанд. Позже она сыграла главную роль в экранизации другого бродвейского мюзикла — «Хелло, Долли!». Лайзу Миннелли — дочь Джуди Гарланд — зрители впервые увидели в 1963 году в спектакле «Best Foot Forward», и очень скоро Миннелли затмила свою известную мать. За мюзикл «Флора — красная угроза» Лайза получила театральную премию «Тони», а «Кабаре» вывело Миннелли в звезды мирового масштаба.

Кстати, Хью Джекмен тоже получил «Тони» в 2004 году как лучший актер за роль в бродвейской постановке «Парнишка из страны Оз». Патрик Суэйзи и Джон Траволта начали свое восхождение на голливудский олимп с мюзикла «Бриолин», где оба много танцевали, а Кэтрин Зета-Джонс дебютировала на театральной сцене Лондона в постановке «42-я улица» — там ее заприметили продюсеры и переманили в Голливуд. 

Знаменитый русский балетный танцовщик Михаил Барышников тоже засветился на Бродвее, исполнив роль ковбоя в знаменитом в конце 1970-х спектакле «Оклахома!». И даже признанная комедийная актриса Вупи Голдберг сыграла в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда».  

Дэниел Рэдклифф сделал подарок родителям

Став знаменитыми и популярными, актеры вновь возвращаются на театральные подмостки — играть на Бродвее престижно, да и заработать там можно не меньше, чем в кино. В 2009 году Кэтрин Зета-Джонс исполнила одну из главных ролей в «Маленькой ночной серенаде», отдав дань своей театральной юности.

Иногда продюсеры мюзиклов специально приглашают на главные роли кинозвезд, у которых нет опыта работы в таком жанре. В 2009-2010 годах Эшли Симпсон на протяжении десяти недель играла в «Чикаго». Дэниела Рэдклиффа в 2011-м уговорили принять участие в бродвейской постановке «Как преуспеть в делах, не очень-то пытаясь». Для роли ловкого мойщика окон Дэниелу пришлось научиться петь и танцевать. Актер брал уроки вокала и изводил себя бесконечными тренировками в танцклассе. После премьеры Рэдклифф признался, что его родители всегда мечтали о том, чтобы он сыграл в мюзикле.

А Мерил Стрип, чьей первой работой на Бродвее тоже был мюзикл («Трелони из «Уэллса»), и не думала, покупая в сентябре 2001 года билеты на «MAMMA MIA!», что через семь лет ее пригласят сыграть главную роль в киноверсии этого спектакля. «Моя семья переехала в Нью-Йорк в сентябре 2001-го, и во время теракта дети были в школе, — рассказывала актриса. — Младшей дочери тогда исполнилось 10 лет. Их надо было вернуть к жизни. И я пригласила пятерых детей из школы и их мам на новый мюзикл «MAMMA MIA!». После него мы все просто летали!»

С русским акцентом

В России мюзикл в его бродвейском понимании появился совсем недавно — чуть более 10 лет назад. По признанию продюсеров, у нас качественная постановка в среднем обходится в 120-130 млн рублей. Но антрепренеры сталкиваются  не только с финансовыми трудностями — есть проблемы и другого плана.

— В нашей стране совершенно нет конкуренции, — сетует Дмитрий Богачев, генеральный продюсер Stage Entertainment. — Когда мы проводим отборы артистов в Америке, приходят тысячи профессионалов. Здесь — в лучшем случае сотня. Поэтому кастинги у нас идут месяцами, мы ищем актеров по всей стране.

Тем не менее с каждым годом на отечественные сцены выходит все больше спектаклей этого жанра.

На днях в Москве состоится премьера мюзикла «Русалочка». К нему актеры готовились так же долго и напряженно, как их коллеги в Нью-Йорке. Но есть и отличия. Например, американцы для имитации движений героев в воде использовали роликовые коньки, а российские режиссеры решили от них отказаться. Пришлось ввести в рабочий график актеров тренировки с дельфинами и полеты на специальных тросах под самым потолком. Зачем? Приходите — и увидите. Такое зрелище пропустить невозможно!

Загрузка...