Константин Хабенский сыграл моноспектакль «Контрабас»
В новом спектакле МХТ имени Чехова «Контрабас» артист выходит на сцену в гордом одиночестве.
На нем фрак с чужого плеча, широкие короткие штаны, на ногах салатовые носки и ботинки без шнурков. Он — сходящий с ума музыкант-отшельник, обивший стены своей комнаты матрасами, чтобы не проникал ни единый звук, зато сам извлекает звуки из всего, что попадается под руку: стучит палочками по пустым бутылкам, дудит в рог, хлопает дверцей холодильника, гремит крышкой мусоропровода. Для того чтобы научиться играть
на бутылках и мусоропроводе, Константин брал уроки у профессионального музыканта, но, как это часто бывает, многие идеи рождались во время репетиций. Постепенно Хабенский так полюбил свои «инструменты», что стал считать их партнерами по сцене. «И пускай они не произносят текст, зато прекрасно издают звуки. Так что это не моноспектакль, а настоящий спектакль, я играю не один», — говорит Константин. А самый главный партнер актера — контрабас. В финале спектакля Хабенский сам играет на контрабасе арию «Lascia ch’ia pianga» из оперы Генделя. «Театр купил Константину инструмент, и он каждый день в течение нескольких месяцев учился на нем играть, — выдает секреты режиссер спектакля Глеб Черепанов, — помогал ему в этом один из музыкантов оркестра Юрия Башмета. Костя давно дружит с этим коллективом. И несмотря на то что Хабенский в юности играл на гитаре, ему пришлось потрудиться, чтобы освоить контрабас». Кроме инструмента для репетиций, есть и еще два: над одним актер всячески издевается в течение спектакля — таскает за собой по сцене, роняет и даже распиливает. А на третьем, чистом и новом, исполняет в финале Генделя. Билеты проданы на месяц вперед. Еще бы, ведь Хабенский уверяет, что в этой постановке приблизился к осуществлению своей мечты. «Мой герой — страшный, грустный, нелепый клоун, — рассказывает актер. — Он говорит в спектакле: «Мечта любого контрабасиста — это Шуберт». А недостижимая мечта любого актера — клоун. Это — высший пилотаж, и вот к этому так или иначе все мы потихонечку стремимся».