Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Вспоминая Олега Ефремова — резкого, притягательного, противоречивого

0

Первый день октября в этом году знаменуется важной датой: 90 лет назад родился Олег Николаевич Ефремов. «ТН» публикует фрагменты воспоминаний людей из близкого окружения актера, режиссера, педагога и театрального реформатора, еще при жизни ставшего легендой.

Об ответственности за свет, воду и газ

Коллеги Ефремова из «Современника» передают из уст в уста такую историю. В спектакле «Декабристы» Олег Николаевич играл Николая I. В одной из сцен он должен был произнести реплику: «Я в ответе за всех!» Однажды на спектакле артист оговорился и сказал: «Я в ответе за свет!» Его партнер Евгений Евстигнеев, игравший декабриста Чернышева, находящийся в этот момент на сцене, тут же продолжил: «Тогда уж, ваше величество, отвечайте и за воду, и за газ!» А если говорить серьезно, Олег Ефремов в театре действительно брал на себя ответственность за все. И за всех.


Московский театр «Современник». Спектакль по пьесе Леонида Зорина «Декабристы». Постановщик ‑ главный режиссер театра Олег Ефремов. На снимке:на первом плане ‑ Николай Павлович, император ‑ Олег Ефремов, Мария Федоровна — артистка Н.С. Каташева. Фото: Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Галина Волчек — о нерве, вдохновении и безжалостности


Галина Волчек и Олег Ефремов. Первые репетиции молодого «Современника». Фото:  Архив театра  «Современник».

Галина Волчек, вспоминая своего друга и сподвижника, создателя театра «Современник», которого она сменила на посту художественного руководителя почти полвека тому назад, комментировала это в беседе с корреспондентом «ТН» так: «В свое время Олег собрал нас ради единственной идеи: заниматься театром психологическим — таким, в котором будет нерв, мысль, душа. Разумеется, в формах самых различных, но при непременном условии: чтобы за формой не потерялось содержание. И настолько зажег этой идеей, такой мощный дал нам старт, так вдохновленно верил в нас и столь безжалостно был требователен, что этого заряда хватает до сих пор».


Спектакль «Никто», Винченсо — Олег Ефремов, Привратница — Галина Волчек, 1958 год. Фото: Архив театра  «Современник»

Людмила Иванова — о психологии, фальши и оптимизме

Людмила Иванова — одна из первых актрис зарождавшегося «Современника», несколько лет назад рассказывала корреспонденту «ТН»: «На репетициях с Ефремовым я поняла главное: этот режиссер неукоснительно занимается «жизнью человеческого духа». Он вскрывал психологию каждого героя до самых мелких деталей. Над любой сценой бился очень долго, работал подробнейше, не допускал ни секунды фальши —ни себе, ни другим. В этом была творческая установка Ефремова. Он убеждал нас: «В своего персонажа надо максимально углубиться, жить этим. И важно не то, что он произносит, не слова, как таковые, а то, о чем он думает, чем живет. Ведь каждая мысль актера считывается зрителями, а, значит, необходимо, чтобы эти мысли были».


Актриса Людмила Иванова. Фото: Global Look Press

Этот ефремовский метод был чрезвычайно важен, он воспитал целую плеяду блестящих артистов: Волчек, Кваша, Толмачева, Евстигнеев, Табаков, Козаков… Ефремов действительно сделал всех нас. Причем, все роли он непременно проигрывал сам и в каждой был исключительно убедителен. Благодаря этому многие артисты невольно перенимали его манеру игры и, не отдавая себе в том отчета, становились похожими на него. Отсюда родилась фраза: «Современник» — это театр, где на сцене много Ефремовых».

А сам он был человеком невероятно позитивным и благородным. Достаточно сказать, что его любимыми героями были Дон Кихот и Сирано де Бержерак. Ефремов никогда не бывал в дурном, пессимистическом настроении, а если оказывался чем-то огорчен, тут же придумывал, как из этого состояния выйти. Устраивал для всех праздники, приглашал в театр интереснейших людей — писателей, ученых, художников, музыкантов, у нас устраивались блистательные капустники… Олег Николаевич действительно объединял всех, был настоящим вождем».

Михаил Козаков — о магнетизме, одеколоне и ресторане «Нева»

Вторя своей коллеге, Михаил Козаков некогда давал такую характеристику Ефремову: «Олег Николаевич обладал каким-то непостижимым магнетизмом, гипнотическим влиянием на людей, причем не только в профессии, но и в жизни. Его обожали все женщины, а все мужчины старались ему подражать…» Сам Михаил Михайлович тоже этого не избежал. «Я даже старался достать тот же одеколон, которым пользовался Олег», — признавался он.



Актер и режиссер Михаил Козаков. Фото: Global Look Press

Хотя Ефремов был старше Козакова всего на семь лет, он был в школе-студии МХАТ его педагогом. «Когда я и Витя Сергачев, считавшиеся студентами «трудными», успешно сыграли на втором курсе отрывок, который поставил Олег. Он повел нас в ресторан «Нева» и устроил нам праздник, — рассказывал актер. — Там же мы перешли на «ты». Кстати, артистов, часто туда забегавших, называли «богатыри НеВы»… Впоследствии мы всегда после экзаменов, а затем и спектаклей собирались все вместе у кого-нибудь и отмечали событие — чаще всего у Гали Волчек. Олег для всех нас был старшим товарищем. Но при этом мы все были его учениками, а он оставался вождем, учителем, руководителем».

Олег Табаков — о близости, отчуждении и пьянстве

Олег Табаков однажды дал Ефремову такое определение: «Он, как богатырь из мифологии, лбом своим пробил чугунно-поролоновую стену эпохи развитого социализма и сделал этот театр». И рассказал: «У нас с Ефремовым были как полосы отчуждения, так и полосы близости. И в этой близости я, человек не сильно пьющий, деликатно интересовался: почему же он таким способом уходит от действительности? (Имея в виду пристрастие О.Е. к алкоголю. — Прим. «ТН».) И он объяснял, по обыкновению растягивая слова: «Свободен становлюсь…» Понимал я эту философию с трудом, но принимал».



Актер и режиссер Олег Табаков. Фото: Global Look Press

Ирина Мирошниченко — о спорах и неподражаемой манере

Актриса Ирина Мирошниченко в интервью «ТН» говорила о Ефремове следующее: «Олег Николаевич был ярчайшим реформатором театра. Я работала с ним очень долго, играла во многих его спектаклях, мы часто спорили, порой у меня никак не получалось выполнить то, что он хочет. Но удивительная штука: вот уже 17 лет, как он ушел из жизни, но сколько бы я ни играла уже без него, постоянно ловлю себя на мысли: «А что сказал бы Ефремов, как он сыграл бы это?» То есть, то и дело я апеллировала к его неподражаемой манере, к его методу актерского проживания».


Актриса Ирина Мирошниченко. Фото: Арсен Меметов

Виталий Вульф — об истинной дружбе, доброте и жесткости

Критик театра и кино Виталий Вульф незадолго до смерти вспоминал один эпизод, связанный с Олегом Ефремовым: «Накануне нового, 1974 года — 29 декабря, у меня умерла мама. Произошло это дома, и я, впав в отчаянную истерику, находился в квартире, расположенной на первом этаже, один, рядом с ее остывшим телом. Всех, кто был до этого, выгнал, на звонки ни в дверь, ни по телефону, не отвечал… Так продолжалось несколько часов. И вдруг почувствовал дуновение ветра — распахнулось кухонное окно, и в него влез Олег. После чего остался со мной на всю ночь — успокаивал… Он был невероятно добрым, нежным и чутким человеком, несмотря на то, что мог быть излишне резким, крайне категоричным и жестким. Но это только в отношении тех, кто, по его мнению, изменял общему делу».



Кинокритик Виталий Вульф. Фото: Global Look Press

Юрий Рашкин — о ночных встречах с Анастасией Вертинской и «критических» днях

Режиссер-документалист Юрий Рашкин, снимая фильм о Ефремове, собрал о нем множество малоизвестных фактов. Например, как на гастролях в Ташкенте Олег Николаевич разгуливал по городу в халате и тюбетейке, подаренными ему председателем ЦК Узбекистана товарищем Рашидовым. Или как там же влезал с улицы в гостиничный номер Анастасии Вертинской, чтобы прочесть ей монолог Сирано де Бержерака… А сама актриса вспоминала о другом случае: однажды, придя в театр на репетицию, Ефремов не застал там ни одной актрисы. Выяснив, что все они отсутствуют в связи «критическими» днями, возмущенно воскликнул: «С этим необходимо бороться!»


Режиссер-документалист Юрий Рашкин. кадр из фильма «Петербург», 1971 год

Татьяна Доронина — о безразличии и участии

Припоминал Юрий Леонидович Рашкин и рассказ Татьяны Дорониной о том, как она злилась на съемках фильма «Три тополя на Плющихе»: когда снимались эпизоды с ее участием без Ефремова, он, проявляя полное безразличие, удалялся со съемочной площадки, чтобы сладко поспать в укромном месте за декорациями. И каково же было удивление актрисы, когда Олег Николаевич моментально зачислил ее в труппу МХАТ, едва она обратилась к нему с этой просьбой, переехав в Москву из Ленинграда.


Олег Ефремов и Татьяна Доронина. Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». Фото: East News

О ссоре «дуэлянтов» Ефремова и Даля

А вот и еще одна характерная история — она произошла между двумя Олегами: Ефремовым и Далем. Олег Николаевич, некогда влюбленный в Нину Дорошину, приревновал ее к Олегу Ивановичу. Настолько, что едва не вызвал Даля на дуэль. Ревность, кстати, возникла небезосновательно: Нине было сделано предложение руки и сердца, и она дала согласие. К счастью, ссора «дуэлянтов» завершилась примирением за бутылкой водки.


Олег Даль фото: Global Look Press

Михаил Ефремов — о педантичной аккуратности и чувстве юмора

Сын Олега Николаевича, Михаил Ефремов, характеризуя своего отца, рассказывал: «Папа был человеком аккуратным, любил, чтобы в доме был порядок. А еще об был очень организованным: планы себе составлял, где расписывал по пунктам, что и когда он должен выполнить. Приучал к планированию жизни и меня. Мальчишкой я писал для папы недельные отчеты, где указывал, какие отметки по каким предметам получил, что полезного сделал, а в завершении заполнял графу «просьбы и пожелания». На самом деле это здорово организовывало, а сейчас помогает мне в работе, когда я занимаюсь режиссурой».


С отцом Николаем Ивановичем, мамой Анной Дмитриевной и сыном Михаилом. Фото: Global Look Press

А вспоминая об общении с отцом, Михаил Олегович отмечает несколько ключевых деталей: «Папа постоянно сдерживал меня, говорил: «Не спеши!» Он был сосредоточенным и, как я теперь понимаю, самым терпеливым отцом в мире. Хотя я дико доставал его, из-за чего получил от своей сводной сестры Насти прозвище «ДостАевский». Поразительно, но мы с отцом всегда понимали друг друга. И самым главным его качеством, мне кажется, было чувство юмора».


С отцом Николаем Ивановичем и сыном Михаилом. Фото: из личного архива Михаила Ефремова

Загрузка...