Валерий Тодоровский: вот что я реально ненавижу в Одессе — это юмор!
Валерий Тодоровский представил на открытии 30-го юбилейного «Кинотавра» свой новый фильм «Одесса». Работа над проектом была закончена буквально за пять дней до начала фестиваля.
Представить фильм в Сочи помимо Тодоровского приехали, актер и продюсер картины Леонид Ярмольник, автор сценария Максим Белозор, актеры Ирина Розанова, Евгения Брик, Ксения Раппопорт и Сергей Муравьев, композитор Анна Друбич. Наутро после премьеры съемочная группа фильма ответила на вопросы журналистов и рассказала о том, почему «Одессу» не снимали в настоящей Одессе, зачем понадобилась сцена с обнажившейся перед мальчиком женой капитана и насколько этот проект автобиографичен для Тодоровского. «ТН» выбрала самые интересные ответы Валерия Тодоровского.
Валерий Тодоровский:
— Для меня была принципиальна история с «капитаншей». Демонстрирующая, как любой человек может сделать вдруг что-то безумное, ужасное, нелепое. Так и ей, вдруг захотелось раздеться перед этим мальчиком Валерой. У меня самого была в детстве точно такая история. Мне было восемь лет, я находился на корабле, когда какая-то женщина отвела меня в каюту и спросила «Хочешь посмотреть на голую женщину?». Я кивнул, она вышла и вернулась совершенно голой… Самое интересное, что я и сейчас хорошо помню, как она выглядела. Я помню свои ощущения нахождения тогда на таком же корабле (речь идет о лете 1970-го года, когда Одесса пережила эпидемию холеры и въезд и выезд из города были закрыты на месяц). Эдакий, немножко пир во время чумы, когда люди вдруг чуть больше пьют, чуть яростнее танцуют, чем обычно, как в последний раз. Когда начинают выяснять отношения и говорят друг другу такое, что раньше бы никогда не сказали. Вот такой фильм мне хотелось снять, а дальше уж вам судить.
— Это не спонтанный проект, я много лет о нем думал и мечтал. В какой-то момент я понял, что могу это сделать, появилась возможность финансирования (все благодарности у нас в титрах стоят). Но дальше произошел дикий удар, когда пришло понимание, что я не смогу снимать фильм в Одессе, как планировал. А это было бы гораздо легче технически и организационно. Оценив ситуацию на Украине, мы поняли, что не сможем там снимать, а многим нашим актерам, например, Леониду Ярмольнику и вовсе запрещен въезд в эту страну. Так что это грустная история, потому что и я, и фильм потеряли оттого, что мы не могли снимать в Одессе. Долго искали место, пытались снимать даже в Бухаресте, который очень похож на Одессу, хотя в нем и нет моря. Но помешал вопрос денег, за все надо было платить в евро и нас бы это просто разорило.
— Одесский аэропорт снимали в Ростове. В Сочи сняты все сцены на корабле, для этого использовали большой корабль «Абхазия». Море и какие-то улочки — в Таганроге. В этот же город привезли из Волгограда трамвай, который там поставили на рельсы, и получился знаменитый одесский номер 17, который курсирует по станциям Большого фонтана.
— Вот что я реально ненавижу в Одессе — это юмор! Вот как только все это начинается – «пахнуть» одесскими джентльменами, и появляется ощущение, что шутят безостановочно… А это ложь, это неправда. Никто там не шутит, все живут своей сложной больной жизнью. Я не знаю, хватает ли юмора вообще в фильме, но в этой семье, историю которой мы показываем, особенно не до шуток. Они съехались в Одессу летом, оказались заперты, изолированы. А потом одна сестра собирается в Израиль. Другая — несчастная, с уничтоженной жизнью и мужем — алкоголиком, зять — муж третьей вдруг влюбился в соседскую девочку. О чем говорить?..
— Я мечтал бы показать фильм в Одессе. Но, как вы понимаете, я не могу просто так поехать в Одессу — для этого кто-то должен захотеть его показать и позвать туда фильм. Может быть меня, может быть кого-то из группы. Если позовут, я буду рад приехать с фильмом. Как отнесутся одесситы — я понимаю, что тяжело это будет, потому что все знают точно, как должно быть. Но, несмотря на это, я был бы счастлив показать фильм в своем родном городе.
О чем кино:
1970 год. Журналист-международник газеты «Известия» Борис (Евгений Цыганов) с сыном Валерой приезжает в Одессу к родственникам жены. Он не собирается надолго останавливаться в городе и планирует вернуться в Москву. Через несколько дней он, возможно, получит важное назначение собкором в Бонн. Но уже в аэропорту по громкой связи объявляют, что все рейсы задерживаются, а вскоре выясняется, что они отменены. В Одессе объявлена эпидемия холераы карантин, из нее теперь никого не выпускают, и сколько это продлится, не знает никто. С родственниками Борису придется провести гораздо больше времени, чем он думал, а новости о холере расшатывают и без того непростую семейную ситуацию…
Фильм «Одесса» выйдет в широкий прокат 5 сентября.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля Кинотавр