Тот самый Мюнхгаузен: правила жизни Олега Янковского
23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 75 лет. Легендарного актера не стало 20 мая 2009 года. Последней ролью мастера в кино стал митрополит Филипп в историко-религиозной драме Павла Лунгина «Царь». «ТН» вспоминает главные постулаты Олега Ивановича.
О профессии
«Моя профессия — любить! Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно».
О главном противоречии
«Прелесть и гнусность актерской профессии в том и заключаются, что она, профессия, пытается поглотить тебя с головой, всего без остатка».
Об образе и реальном облике
«Какую бы сложную роль ты ни играл, из театра ты должен выходить не Петром I, а Олегом Янковским. Иначе самому противно. Потому что я очень хорошо помню, как всем было неловко за эту странинку Смоктуновского: великий актер, а в реальной жизни вдруг начинал вести себя, как князь Мышкин».
О другом времени
«В те времена девушки совсем другим брали. Нет, визуальные эффекты тоже были, все девушки очень красивые были. В цене всегда были чистота и огонь внутренний».
Об отсутствии образования
«У нас не было института звезд. В нас не вкладывали, и мы прорастали, как растения через асфальт. Лучшие западные актеры в итоге становятся бриллиантами. Русские же таланты так и остаются необработанными алмазами».
Об отношении россиян
«Россия резко перешла от рабства к мнимым свободам. Мы гадим там же, где живем. В подъездах — грязь, в лифтах — моча. Наверное, такое отношение формирует наше крепостное мышление».
О проблемах
«Я никогда не „нагружаю“ окружающих своими проблемами. Я их стараюсь скрыть».
О судьбе
«Я просто понял, что судьба меня ведет. Если что-то не складывалось — значит, и не надо было изначально. Никогда не мечтал ни о какой роли».
Об изменах
«Много на свете красивых женщин, но разрушать семью все же не надо».
О семье
«Вообще, жить с женщиной — это уже героизм. Создание семьи с одним человеком и на всю жизнь — это подвиг».
О русском менталитете
«Дай нам сегодня денег хоть в пять раз больше, чем истрачено на „Титаник“, — мы „Титаника“ никогда не поставим. У нас другой менталитет, другое кино».
О предназначении
«Меня часто соблазняли политикой, предлагали в свое время кресло министра культуры. Но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Хочу верить, что, играя в театре, я принесу больше пользы».
О Москве
«Москва — жесткий и жестокий город, который совсем по-другому тебя воспитывает. А вот уют этой умеренной, спокойной периферии для меня был на пользу — как комфортные, интимные условия для роженицы».
О генах
«Никогда не думал, что это так, но с годами понял: очень важен генетический код, то, что заложено в тебя предками, даже теми, кого ты не знаешь».
О признаках ума
«Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».
О Сталине
«Сталина я отказался играть, потому что нельзя артисту играть человека, не сострадая ему».
Об образе бога
«Я считаю, что Воланда, как и Бога, играть нельзя, Христа можно, реальный был человек, а Бога нельзя».
Об энергетике актеров
«Играть „в полноги“ хороший артист просто не сможет. Это не связано с возрастом. Актер обязательно должен излучать энергетику. Ты выходишь на сцену — и начинают по-другому работать селезенка, печень, нервная система».
Об идиллии
«Я люблю работать в тиши своего кабинета. Немного виски, трубка с хорошим табаком. Внимательно, по сто раз перечитываешь каждую фразу и постепенно понимаешь, как именно ее надо сказать».
О равнодушии
«Пофигизм не способен родить ничего созидательного».
О желании
«Сейчас стали как угодно называть — и мачо, и секс-символ, но в актере это всегда должно быть. Зрительница, сидящая в зале, должна хотеть».
Об эпохе и героях
«Не эпоха определяет спектакль. Играется человеческая боль, а она в любые времена остается болью. Поэтому во фраке я играю Протасова или в джинсах „Полеты во сне и наяву“ — темы приблизительно одинаковые».
О современном кинематографе
«Я устал от низкопробного западного кинематографа, заполонившего все наши экраны, а также обезьянничанья со стороны наших „киношников“, бросившихся догонять Америку».
О восхищении
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут себе так, будто они бессмертны!»