Светлана Немоляева: «Рязанов сказал мне — Сыграть еще хуже, чем ты можно, но очень трудно!»
В сегодняшнем «Звездном дневнике» актриса Светлана Немоляева поздравляет Эльдара Рязанову с юбилеем.
Когда я впервые услышала эту фамилию, была еще совсем молоденькой. Я же из кинематографической семьи: отец — кинорежиссер, мать — звукооператор. Мама с папой вечерами за чаем обсуждали последние киношные новости, и фамилия Рязанова звучала частенько. Ему тогда было около 30, но он уже громко заявил о себе «Карнавальной ночью». А личное знакомство с режиссером состоялось на пробах в «Гусарскую балладу»: Эльдар пригласил меня на роль Шурочки Азаровой, а моего мужа Сашу Лазарева — на роль поручика Ржевского. Ни я, ни муж пробы не прошли. Рязанов потом смешно рассказывал: «Я никак не мог взять Свету, потому что она была тогда девушка с формами, у нее и тут и там — везде было. Никто бы не поверил, что она может быть мальчиком». И к тому же я не певунья, а Шурочку должна была играть поющая актриса. Поэтому наша первая встреча с Рязановым завершилась полным фиаско. Точно так же, кстати, как и вторая: он решил попробовать меня вместе с Андреем Мягковым на роль в «Иронии судьбы», и снова я не подошла. «Видит Бог, — сказал мне Эльдар Александрович после проб, — я очень хотел тебя снимать, но ты сама сделала все, чтобы этого не случилось. Можно, конечно, сыграть еще хуже, чем ты, но очень трудно!» Удивительно, но после этих слов я на него совершенно не обиделась.
Мне все-таки удалось поработать с ним: в 1970-х в нашем Театре имени Маяковского шла пьеса Рязанова и Брагинского «Родственники», где я играла одну из главных ролей — эдакую смешную недотепу. Посмотрев на мою работу на сцене, Эльдар Александрович решил, что обязательно меня снимет, и без проб взял в «Служебный роман». Это меня и спасло, потому что пробы, видимо, не мое. Я зажимаюсь и не могу показать все, на что способна. Может быть, поэтому моя кинематографическая муза много лет пролетала мимо меня — дальше бесконечных проб (и не только у Рязанова) дело не двигалось. Эльдар Александрович стал моим крестным отцом в кино. Работать с ним было одно удовольствие. Нет, вы не думайте, он не всегда такой пушистый мишка, каким кажется. Рязанов гневается иногда, может накричать, рассердиться, но в этом все равно присутствует обаяние. Правда, на меня не кричал никогда — он удивительно точно находил слова, и я сразу понимала, чего от меня ждут. Помню, в «Служебном романе» мы с Олегом Басилашвили играли сцену прощания. Съемки проходили на натуре, в красивом скверике. Рязанов отвел меня в сторону и сказал: «Света, тихонечко: здесь зрительного зала нет, тебе не надо работать на галерку, не надо, чтобы было очень хорошо слышно, понятно, внятно. Просто тихо говори то, что у тебя на сердце». Я моментально все ухватила, и получилась именно такая Оля Рыжова, которую теперь знают все.
Я очень люблю Эльдара Александровича, он замечательный человек. От души поздравляю его с юбилеем и желаю оставаться таким лучезарным, открытым и добросердечным еще много-много лет, не терять присущую ему иронию. И, разумеется, желаю здоровья, потому что это — самое главное.