Слава Зайцев: «Зрители кричали: «Браво, Миронов! Браво, Зайцев!»»
2 марта маэстро исполнилось 80 лет. «ТН» поздравила Вячеслава Михайловича с юбилеем и попросила рассказать о главном — созданных им шедеврах. Разглядывая старые фотографии, кутюрье вспомнил, как придумывал костюмы для звезд кино, театра, эстрады, спорта.
У меня было много потрясающих встреч. Никогда не забуду свою первую работу во МХАТе, где я познакомился с настоящей аристократкой, рафинированной женщиной Марией Ивановной Бабановой. Позднее с большим трепетом работал с Любовью Петровной Орловой и Клавдией Ивановной Шульженко. Мои музы и по сей день — Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Марина Неелова. Галина Волчек говорит, что мои вещи она никому не дарит, потому что они вне моды, в них чувствуются стиль и моя согревающая энергия.
Надежда Бабкина: черно-белый выход
К сорокалетию театра «Русская песня» Надежда Бабкина попросила меня сшить для коллектива артистов костюмы в черно-белой гамме. Это было неожиданно и очень интересно. Костюм каждого артиста индивидуален. Декор – черное и белое кружево, бисер, жемчуг, вышивка. На открытии Недели моды-2017 в Москве Надя сделала дизайнерам музыкальный подарок. Перед началом дефиле она вышла на подиум со своими артистами и исполнила песню «Зорька алая». Черно-белые костюмы вызвали интерес у публики и прессы.
Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» в костюмах от Зайцева. Фото из личного архива Вячеслава Зайцева
Алла Пугачева: балахон — визитная карточка
Без ложной скромности скажу: знаменитый балахон привлек внимание зрителей конкурса песни в Сопоте в 1978 году не меньше, чем сама певица. Алла попросила меня тогда придумать ей сценический костюм, который бы скрывал полноту. Ей тогда казалось, что надо себя спрятать, закутать в просторные одежды. Я придумал балахон, который воспроизводился потом множество раз, и стал визитной карточкой певицы.
Наталья Бестемьянова: сдержанная театральность
Я с детства любил фигурное катание, а в институте мечтал сделать костюмы для артистов балета на льду в качестве выпускной дипломной работы. Но декан меня не любил, поэтому дал другую, не очень интересную для меня тему. Однако спустя годы моя мечта воплотилась. Сначала я сшил костюм для произвольного выступления на Олимпиаде в Сараево Натальи Линичук и Геннадия Корпоносова, а с 1982 года создавал костюмы для пары Наталья Бестемьянова — Андрей Букин. Юбка — важнейшая деталь костюма — подбирается сложно. В спорте есть правила, оговаривающие: костюм не должен быть слишком театрален.
Форма для советских олимпийцев (1980). Фото: Олег Иванов/ТАСС
Чемпионка мира Наталья Бестемьянова, модельер Вячеслав Зайцев и тренер Т.А. Тарасова. во время примерки нового костюма (01.02.1987). Фото: Уткин Игорь/ТАСС
Людмила Касаткина: платья и меховая накидка в подарок
Люда часто заказывала у меня платья. Некоторые наряды, в частности эту белую меховую накидку, я подарил. Внешне она казалась очень строгой, даже жесткой, но в общении раскрывалась как душевный, интеллигентный человек. Казалось, что от нее исходит магнетизм. Жаль, что Людочка покинула нас так рано. Весь гардероб своей матери: сумки, шляпки, обувь, бижутерию и многочисленные платья 1950-2010-х годов — сын Алексей передал историку моды Александру Васильеву. Среди этих платьев есть мои работы.
Вячеслав Зайцев с внучкой Марусей и Людмилой Касаткиной. Фото из личного архива Вячеслава Зайцева
Тамара Гвердцители: яркая тема
Тамара любит яркие декорированные платья. Я постарался сделать для нее красивое концертное платье из атласа с цветочным принтом и ярким орнаментом. Тамара добавила еще какие-то декоративные элементы к этому наряду и выступала в нем на концерте, посвященном моему 75-летию.
Вячеслав Зайцев с Тамарой Гвердцители (07.12.12). Фото из личного архива Вячеслава Зайцева
Андрей Миронов: последний костюм актера
Вы видите одну из моих первых и любимых работ для театра. «Ажурный» спектакль «Женитьба Фигаро» в театре Сатиры потребовал «воздушных» костюмов для артистов. Во время гастролей Театра сатиры в Болгарии кричали «Браво, Миронов!» и еще «Браво, Зайцев!». Знаменитый костюм Фигаро с маленькими зеркальцами и колет, расшитый золотом, помнят, как мне кажется, разные поколения зрителей, а кто не помнит, может посмотреть спектакль в записи. В костюме Фигаро Андрей Миронов умер на сцене, в этом костюме его и похоронили.
Андрей Миронов в гримерной Московского академического театра Сатиры перед спектаклем «Женитьба Фигаро». Фото: Владимир Машатин/ТАСС
Вера Васильева: наряд для графини
С Верой мы, как и с Андреем Мироновым, познакомились в Театре сатиры, когда я создавал костюмы для спектакля «Женитьба Фигаро». Тогда она была уже известной актрисой, лауреатом различных премий, и я, честно сказать, очень стеснялся, работая с ней. Когда мне понадобилось отрезать часть кружев в области декольте на костюме графини, я не знал, как это ловчее сделать. И Вера, видя мою крайнюю застенчивость, ласково сказала: «Работайте, Славочка спокойно». С тех пор мы дружим, и я рад, что мы смогли создать еще один интересный сценический образ — графиню в «Пиковой даме» в Малом театре. В одноименной повести Пушкина графиня приезжает на бал в роскошном платье, в белом пудреном парике — так она одевалась во времена молодости, когда ее называли «Московской Венерой». И я постарался сделать пышный костюм, который бы притягивал взгляды зрителей.
Вера Васильева. Малый театр, спектакль «Пиковая дама» (27.05.2012). Фото: Global Look Press
Эдита Пьеха: цветы-броши, сделавшие стиль
Когда Эдита пришла ко мне, она была уже популярной певицей со своим состоявшимся стилем. И я попробовал этот стиль дополнить. Декоративные цветы-броши на ее нарядах стали узнаваемыми. С Эдитой я работал очень много и плодотворно.
Вячеслав Зайцев с Эдитой Пьехой (04.03.08). Фото из личного архива Вячеслава Зайцева