Первый юбилей «Анны Карениной»
22 апреля артисты мюзикла «Анна Каренина» сыграли 100-й спектакль! Корреспонденты «ТН» побывали за кулисами Московского театра оперетты и выяснили, в чем секрет успеха.
Драматическая история любви замужней дамы и блестящего молодого офицера, которая разворачивается на фоне российской действительности второй половины XIX века, не раз вдохновляла режиссеров на создание фильмов, спектаклей и сериалов. Первая экранизация известного романа Льва Николаевича Толстого датируется аж 1911 годом. Но вот мюзикла на этот бессмертный сюжет еще не было. Во всяком случае такого, о котором говорили бы все.
Замахнувшись на столь амбициозный проект, создатели мюзикла «Анна Каренина» не сомневались в успехе. Два года назад, перед началом работы над постановкой, продюсеры Владимир Тартаковский и Алексей Болонин делились c «ТН»: «Уверены, что сможем порадовать миллионы зрителей новым зрелищным спектаклем, передающим тончайший психологизм и глубину этого великого произведения».
И вот победа! Уже 100-й спектакль — и, как всегда, с аншлагом.
— «Анна Каренина» — мюзикл мирового уровня, — говорит исполнитель роли Алексея Вронского Дмитрий Ермак. — У нас постоянные аншлаги. Из-за этого еще не все мои друзья и родственники смогли попасть на спектакль. Я счастлив, что принимаю участие в таком масштабном и любимом публикой проекте.
В юбилейный, сотый вечер в театре царила праздничная атмосфера. Во время исполнения финальной песни сцена, как снегом, была усыпана блестящим конфетти. Артисты принимали поздравления.
— Когда зал полон зрителей, а зрители полны восторга — это непередаваемые ощущения, — делится эмоциями исполнительница роли Кити Щербацкой Наталия Быстрова. — Спектакль дарит нам незабываемые впечатления, хочется вновь и вновь выходить на сцену.
Своим успехом проект во многом обязан команде, создавшей такие мюзикловые хиты, как «Монте-Кристо» и «Граф Орлов». Элегантные платья Анны и других героев — творение Вячеслава Окунева. Этот талантливый театральный художник сделал декорации и костюмы более чем к 300 спектаклям в таких театрах, как Венская опера, «Ла Скала», Большой, Мариинский, Королевский театр Глазго.
— Мы встретились с Вячеславом во время работы над костюмом Екатерины Великой в мюзикле «Граф Орлов», — рассказывает Екатерина Гусева, исполнительница роли Анны Карениной. — И я благодарна ему за сотрудничество, а не за диктатуру, как это часто бывает. (Улыбается.) За возможность самой что-то предложить художнику, в чем-то с ним не согласиться. Хотя разногласий у нас не было.
Все актеры с интересом ждали, каким же будет художественное решение спектакля.
— Поначалу мне оно представлялось черно-белым, — продолжает Екатерина. — Как буквы на белом листе, как ноты… Ну может быть, с вкраплениями красного ближе к финалу. И оказалось, что Анна именно так и была решена! У меня восемь платьев, и все они разные, но их объединяет сдержанная элегантность. Однако и свою лепту я все же внесла — это шерстяная шаль крупной вязки. Ее связала одна зрительница и подарила мне после спектакля, а я нашла ее подарку достойное применение. Анна, оставленная Вронским в имении, кутается в нее, ощущая недостаток тепла.
Разрабатывая костюмы, художник ориентировался на время, отраженное в романе, а также на описание нарядов главных персонажей, сделанное самим Толстым.
— Мы объединили исторический силуэт и современные тенденции, — рассказывает Вячеслав Окунев. — Сегодняшняя мода уходит корнями как раз в конец XIX века, именно оттуда — длинные пиджаки, смокинги, фраки, платья в пол, украшения… В общем, так или иначе мода того времени дошла до наших дней — естественно, в более лаконичном виде.
Помимо костюмов, поражает и абсолютно современная сценография, благодаря которой зритель полностью погружается в атмосферу XIX века. Технический уровень постановки невероятно высок. В ней задействовано девять мобильных мультимедийных экранов. Декорации меняются прямо на глазах, преображая не только пространство, но и настроение. Зритель вместе с героями мгновенно переносится из величественного дворца в летнее поле, оказывается то в многолюдном оперном зале, то на просторном катке.
Кстати, сцена объяснения Кити и Левина на катке — одна из самых запоминающихся в спектакле. В ней блистают настоящие фигуристы — двукратные чемпионы мира в парном катании Андрей Хвалько-старший и Елена Леонова, а также участники различных ледовых шоу Андрей Хвалько-младший и Мария Жукова. Да и артисты показывают класс катания на коньках. Но вместо лезвий к ботинкам прикручены колесики. Чтобы все выглядело правдоподобно, им пришлось тренироваться целое лето.
Андрей Хвалько-младший и Мария Жукова за короткое время обучили фигурному катанию солистов и весь ансамбль. Андрей признался, что работать с артистами ему было легко и интересно, ведь они очень мотивированны и готовы по сто раз повторять движения, оттачивая их до блеска.
— У нас было несколько сценариев развития событий на случай, если что-то пойдет не так, — говорит Андрей Хвалько-младший. — Например, что нужно делать при падении, чтобы никто не заметил. Но сейчас все уже настолько хорошо справляются с катанием, что таких историй просто не возникает.
В спектакле заняты лучшие артисты мюзиклов: Екатерина Гусева, Валерия Ланская, Дмитрий Ермак, Сергей Ли, Ольга Беляева, Наталия Быстрова, Игорь Балалаев, Лика Рулла, Андрей Бирин, Александр Маракулин, Максим Заусалин и многие другие.
— «Анне Карениной» уже семь месяцев, 100 спектаклей! И каждый раз я выхожу на сцену как в первый, — признается Екатерина Гусева. — Мы чувствуем, что любимы, что существуем в одном эмоциональном поле со зрителем, что летим!
Ну что ж, пожелаем артистам и зрителям приятного полета!
«Анна Каренина» Московский театр оперетты 16-28 мая, 20 июня — 2 июля