Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Лавры «Кинотавра»

0

В преддверии 30-го, юбилейного фестиваля «ТН» вспоминает историю главного киносмотра страны, его рекорды и победителей.

Долгие годы «Кинотавр» оставался единственной отечественной площадкой, на которой российские кинематографисты могли представить свои новые работы. Первый «Кинотавр» был проведен в 1990 году в Подольске, а уже на следующий год переехал в город Сочи, который по сей день принимает у себя фестиваль. «Кинотавр-2019» пройдет с 9 по 16 июня. Председателем жюри основного конкурса станет Константин Хабенский.

Олег Янковский и Марк Рудинштейн (2004) Фото: Виктор Клюшкин/ТАСС

До пляжа рукой подать

Отцами-основателями киносмотра бы­­ли Марк Рудинштейн и Олег Ян­ковс­кий (он являлся бессменным президентом «Кинотавра» с 1993 по 2004 год). «С самого начала мне было ясно, что фестиваль надо проводить в курортном городе, — вспоминает Рудинштейн, — ведь практически все фестивали класса «А» проходят на курортах. В мегаполисе человек смотрит кино и думает, что дома у него пустой холодильник. А на «Кинотавре» не будет пустого холодильника, на нем люди на две недели погрузятся в атмосферу праздника…» Правда, сначала организаторы присматривались к другому курортному городу — Ялте. Но там, по их словам, творился криминальный беспредел. А в Сочи бандиты вели себя куда скромнее.
Рудинштейн 15 лет руководил организацией фестиваля, но в 2005 году передал свое детище продюсерам Александру Роднянскому и Игорю Толстунову (Толстунов спустя несколько лет отошел от дел, и попечительский совет возглавил Федор Бондарчук). С 2005 года из программы были исключены зарубежные ленты, которые «переадресовали» на Московский международный кинофестиваль (ММКФ).
Местом базирования «Кинотавра» является сочинский отель «Жемчужина»: и до пляжа, и до главной киноплощадки — Зимнего театра, где показывают конкурсные фильмы, отсюда не более 150 метров. В дни фестиваля у «Жемчужины» всегда много народа: поклонники надеются увидеть любимых артистов и сфотографироваться с ними. По вечерам у Зимнего театра проходят бесплатные кинопоказы для горожан. Ну а ближе к полуночи гости фестиваля собираются на вечеринки на пляже отеля, куда охрана даже знаменитостей пускает по приглашениям.

Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский (2007) Фото: Global Look Press

Фестиваль имеет два состава жюри — основного конкурса и короткого метра. В первом семь человек. Во втором — пять. Председателями жюри в разные годы становились: Олег Табаков, Глеб Панфилов, Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Карен Шахназаров, Евгений Миронов и другие.
Приезжали на «Кинотавр» и зарубежные гости: Дольф Лундгрен, Сьюзан Сарандон, Орнелла Мути, Эрик Робертс, Сильвия Кристель, Тиль Швайгер. Жерар Депардье в 2006 году прилетел на фестиваль с ящиками, полными французского вина и… кур.

Темные ночи города Сочи

Помимо громких премьер «Кинотавр» славится и любовными романами, случившимися на фестивале. Так, на «Кинотавре» состоялась первая судьбоносная встреча Эммануила Виторгана с его нынешней супругой Ириной Млодик. В Сочи же нашел свою третью жену — журналистку Ксению Терентьеву — и Владимир Машков. Отношения начались с просьбы артиста дать ему несколько уроков английского, а продолжились уже в ЗАГСе. Артем Ткаченко и Равшана Куркова тоже встретили друг друга на «Кинотавре», в 2004-м, а вскоре и поженились.
Оксана Акиньшина в 2008-м в первый же день фестиваля закрутила роман с продюсером Дмитрием Литвиновым, который стал ее первым мужем и отцом старшего сына Филиппа. Еще одна красивая пара в хрониках любви «Кинотавра» — актриса Алена Бабенко и спортсмен Эдуард Субоч. И именно на красной дорожке сочинского фестиваля в 2016-м режиссер Федор Бондарчук впервые появился с актрисой Паулиной Андреевой.

Сергей Бодров-мл. с Оксаной Акиньшиной и Екатериной Гориной, исполнительницами главных ролей в его режиссерском дебюте — фильме «Сестры». За эту картину он получил приз на «Кинотавре-2001» Фото: Persona Stars

Это лишь небольшая часть историй любви, происшедших на «Кинотавре». А большинство романов артистам удалось сохранить в тайне. Как сказал Марк Рудинштейн: «Кинотавр» — это корабль, который четырнадцать дней плывет, и все находятся на одной палубе. В воздухе витает атмосфера любви. Это дикое состояние, когда человек забывает о том, что связывает его с землей. Поэтому на нем женятся, разводятся, рожают через девять месяцев…»

Черноморские Канны

Часто «Кинотавр» называют русскими Каннами, и поводов для сравнения немало. Президент киносмотра Александр Роднянский так и сказал: «Канны — главный кинофестиваль в мире, а «Кинотавр» — в России». И каждый из этих фестивалей в своем масштабе, по мнению Роднянского, формирует современный кинопроцесс, а не только является его отражением. Оба фестиваля проходят на берегу моря в начале сезона и предназначены для профессионалов: билеты на конкурсные показы не продаются, человеку со стороны попасть туда трудно.
С приходом Александра Роднянского «Кинотавр» обрел второе дыхание и новое направление. Превратился в главную площадку российского кинематографа — и исключительно для работы. Если раньше многие артисты приезжали в Сочи для того, чтобы отдохнуть и развлечься, то теперь приглашение на него получают только представители конкурсных фильмов. «Когда мы начали заниматься фестивалем, для нас крайне важно было принципиально изменить фокус с тусовки на кинематограф», — говорит Роднянский.

Никита Михалков на теннисном корте у отеля «Жемчужина» (2010) Фото: Юлия Ханина

Сегодня «Кинотавр» — главный национальный кинофестиваль России, независимая площадка для отечественного кинематографа, которая, неизменно оставаясь на территории искусства, ежегодно представляет срез самого актуального, яркого и талантливого кино — от авторского и экспериментального до жанрового и зрительского.

На «Кинотавре-2011» Федор Бондарчук брал высокие ноты не хуже Владимира Преснякова Фото: Юлия Ханина
Сергей Маковецкий в перерывах между показами (2012) Фото: Global Look Press

Загрузка...