Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Яна Троянова: «Я подняла руки и сказала: «Сдаюсь! Показывай, куда идти!»

0

«Человек я дикий, агрессивный. Правду в глаза рублю, послать могу, подраться. Каждый раз, попадая в новую компанию, думала: «А примут ли меня здесь?!» Потом сказала себе: «Яна,  ты такая, какая есть! Только давай без драк и оскорблений, о’кей?» О работе над собой, потерях, закаливших характер, и новой роли в комедийном сериале «Ольга» на канале ТНТ — в нашем интервью.

— Яна, глядя на вашу Ольгу на экране, сложно представить в этом образе кого-то другого. Но в сериалах вы до этого замечены не были. Роль под вас писалась?

— Ольгу изначально представляли совсем другой, до меня перебрали много актрис. Мне же в какой-то момент пришло письмо, начинавшееся очень трогательно. Кастинг-директор проекта Настя Багирова писала: «Яна, наверное, наше предложение вас не заинтересует, но, может быть, вы хотя бы попробуетесь на роль…» Мне даже как-то неловко за себя стало: выходит, люди думают, что Троянова снимается исключительно в арт-хаусе! Неужели я кажусь такой «понтовой»?! На самом деле давно наблюдаю за каналом ТНТ, еще со времен шоу «Окна». На моих глазах он рос и развивался. Когда мне поступали предложения от других каналов, я даже не понимала, почему они меня зовут: я же совершенно не в их формате. ТНТ — другое дело, но и для них взять меня на главную роль в свой большой проект — определенный риск. Впрочем, эти ребята-продюсеры, я их называю отцами, умеют рисковать.


Так складывается, что кастингов и проб в моей жизни не было. И про каждую роль, которая мне предлагается, я сразу понимаю, мое это или нет. Что совершенно не отменяет страха, будто ничего не получится. Кстати, после первой встречи и обсуждения «Ольги» я отказалась участвовать в проекте. Мне потом мой агент перезвонила и говорит: «Яна, а они тебя утвердили. И что нам делать?!» Я отвечаю: «Да у меня не получится, я не смогу, вы поймите!» Я не кокетничаю сейчас. Каждый раз наваливается ужас: «А как я это буду делать? А справлюсь ли?!» И каждый раз не понимаю, каким образом в итоге справляюсь, вот как Бог даст.

— Вы не слишком похожи на человека, которого обуревают страхи и неуверенность.

— Мне все так говорят, мол, Троянова, ты крутая, ничего не боишься! А это не так. Я даже когда на площадку прихожу и начинаю орать, так это исключительно оттого, что мне страшно перед какой-то сценой. «Как сейчас играть, как войти в нужное состояние?!» — думаю я. У меня начинается паника и, как следствие, дикий ор. И вроде бы объективные причины могут быть: у команды что-то не готово, на моем игровом диване кто-то спит и так далее, но на самом деле ­подобной ­эмоциональной ­реакцией я пытаюсь прогнать ­соб­ственный страх. Перепуганная Троянова орет на людей — ничего личного. В процессе съемок мне не раз аккуратно говорили: может, ты будешь в кадре чуть добрее и мягче, а то порой чересчур жестко получается. На что я ужасно раздражалась, потому что не нахожу я в себе ласковой, материнской природы — у меня самой нет детей. Да и с чего бы моей Ольге, тянущей в одиночку всю семью, быть мягкой? На нее днями сыпятся неприятности. Плюс отец алкаш, дочка залетела, сестра то и дело что-то отчебучивает и так далее. При этом моя героиня всегда первой встанет на защиту своей семьи… Она их будет поносить на чем свет стоит, но порвет любого, кто посмеет обидеть родных.



— В фильме «Страна ОЗ» у моей героини была собака. После съемок Вася подарил мне такую же. Я назвала ее Эми. Во время съемок «Страны ОЗ» (2014)

— Как в жизни вы решаете конфликтные ситуации? Криками и кулаками не всегда результата добьешься.

— Я научилась голосовать ногами. С возрастом стала такой мудрой. То есть когда вижу конфликтную ситуацию, то попросту ухожу от нее, не позволяя кому-то такой роскоши, как вывести меня на эмоции. Вот раньше с продавщицами в магазинах, например, постоянно ругалась, когда мне пытались хамить и обманывать. Муж каждый раз был в шоке: «Зачем ты с ними связываешься, опускаешься до их уровня?! Ты же человек с высшим образованием!» Теперь научилась не реагировать на подобное. А по молодости всюду ввязывалась… Да нет, и сейчас, если увижу, что кого-то избивают на улице, не пройду мимо, буду орать, вызову полицию, полезу в драку, понимая, что могу получить сдачи. У меня мама такой же была. В доме, если кого-то на площадке грабили, соседи сидели тише воды в своих квартирах и только моя мама начинала шуметь, вызывала милицию, не раз спасая кого-то. Нормальный человек не пройдет мимо, ее так воспитывали. До сих пор помню одного парня, которого на наших с Васей глазах методично обворовывали. Я как заору, понеслась к нему, мол, что застыл, вызывай милицию! А у него и телефон уже вытащили — он стоит как под гипнозом! Мы с Васей бежали за грабителями…


Точно знаю, что у меня сильные ангелы-хранители, часто ощущаю их поддержку. На самом деле тяжелее с собственной гордыней справляться, с людьми легче. От хама можно уйти, от себя точно не убежишь. Но я работаю над собой. Умею просить прощения, если знаю, что была неправа. И это не слабость, а проявление силы. У всех людей, которых я серьезно чем-то в жизни обидела, просила прощения, у некоторых даже спустя годы. И мне неважно услышать какие-то слова в ответ: прощать есть работа Бога, а не человека. Я задавала вопрос духовникам: почему я сама некоторых людей не могу простить, и мудрые люди мне отвечали: это работа Бога.

Духовниками я называю просветленных, мудрых людей, периодически встречающихся на моем пути. Однажды совершенно случайно попала к одному человеку — это правая рука далай-ламы, живет в Улан-Удэ. Он долго со мной беседовал. Тогда я не хотела сниматься в своем первом фильме «Волчок», который был режиссерским дебютом и для Сигарева. Я боялась, что подведу Васю, — все-таки непрофессио­нальная актриса, а тут серьезная роль, бюджет и большая съемочная группа. И человек этот меня успокаивал, говоря, что я не понимаю свою природу до конца, он объяснял, что я способна помочь людям. Я тогда про себя подумала, что он глупость ляпнул. Как помочь кому-то, когда сама умираю от страха?! Но этот мудрейший человек оказался прав: мне до сих пор пишут письма люди, рассказывающие, что «Волчок» помог им избавиться от комплексов детства, простить родителей, разобраться в своих чувствах к ним. Я сама долгое время считала себя недолюбленной, обижалась на маму — мне в детстве так не хватало ее внимания и заботы. Сейчас этого нет, да и мамы уже нет в живых. И я понимаю, что моя семья дала мне совершенно иной опыт, которого нет больше ни у кого. Это мои корни, и я благодарна своей семье за то, какая я есть. У меня уже нет претензий и обид, только благодарность.



— Вы с детства знали, что будете актрисой, но в театральный поступили только в 29 лет. Почему так поздно?

— Да потому, что себя не принимала и не любила! Мое отношение к себе лишь недавно стало меняться. Этот нелегкий процесс завершился только после сорока. Я же дикий человек и всегда боялась напугать собой. Ляпну такое, что у кого-то уши завянут. Правду в глаза всегда рублю, послать могу не глядя, подраться — я агрессивная. И вот каждый раз, попадая в новую компанию, думала: «Примут ли меня, поймут ли?!» А потом мне это надоело. Я сказала себе: «Яна, стоп. Ты такая, какая есть!» И стала с собой договариваться. «Давай попробуем без драк и оскорблений, о’кей?» Можно же? Можно! И в профессии я научилась договариваться с собой. Сейчас сразу говорю: «Ребята, я этого не умею, ну не прыгну выше головы! А вот это мое, это только я смогу». И когда ты честно в чем-то признаешься, люди тебя слышат и понимают. Я, например, первые интервью свои с ужасом вспоминаю: очень правильной хотела быть, такую чушь несла! А потом стала честно рассказывать о сложностях, трудностях,

метаниях — как думаю и чувствую. И стала получать искренние отклики! В чем сила-то человека? В честности по отношению к себе и другим. Когда мы про себя ничего не выдумываем.

Очень рано пришло ощущение, что стану актрисой. Задатки были. В три года говорила дома, что уйду к Алле, Пугачевой то бишь, которую считала своей матерью. На что мне отвечали: «Да иди, конечно!» Такой реакции я не ожидала и начинала рыдать. А мама подливала масла в огонь: «Какой чемодан к Алле-то своей возьмешь?» — «Зеленый!» — отвечала я сквозь слезы и пыталась залезть на шкаф, чтобы достать его… Конечно, в этом уже тогда был элемент игры…

К 29 годам я успела окончить философский факультет, еще раньше — выйти замуж и развестись. Нет, существовали какие-то объективные предпосылки, почему сразу не шла в актрисы, — в 1990-е не до этого было, нужно прежде всего выживать, кормить семью. Я помню период, когда никто — ни я, ни мама с сестрой — не мог устроиться на работу, денег не было ни копейки. И в такие моменты мы, словно в плохом кино, врубали музыку и начинали плясать. Хохотали как сумасшедшие. Вот такая реакция на трудности… Я работала, в том числе официанткой — меня это не ломало: мол, как это я, будущая актриса, с подносом буду бегать. Бегала. Зато засыпала ночью с удовлетворением, зная, что моим близким есть что поесть. Но потом стало очевидным, что нужно что-то делать еще, идти к своей мечте, иначе можно просидеть до посинения! И я поступила в Екатеринбургский театральный институт — на заочное отделение. Мы знаем немало примеров, когда актеры состоялись в профессии в определенном возрасте. Гармаш, например. Или кто-нибудь видел на экране молодую Розу Хайруллину? Никто. Вдруг возникает зрелая, мощная актриса. Где она была? Созревала… Вот и я, наверное, тоже проходила свой путь.



— Кто-нибудь видел на экране молодую Розу Хайруллину? Никто. Вдруг возникла мощная актриса. Где она была? Созревала… Вот и я, наверное, тоже проходила свой путь. Кадр из сериала «Ольга». Фото: Пресс-служба ТНТ



— Говорят, характер либо есть, либо его нет. Что вас закалило в свое время?

— Улица. Уж она это делает так, что будь здоров. В моей школе в Екатеринбурге была банда старшеклассниц, весь район их боялся. Я тоже росла хулиганкой, но при этом успевала в школьной самодеятельности участвовать, и петь, и стихи на конкурсах читать. А тут оторвы, ходившие в школу с ножами, — они всех держали в страхе. Говорящую фамилию одной из них до сих пор помню — Верхорубова! Как нормальный человек, я их боялась, но виду старалась не показывать. Притом что училась в начальной школе, а они, повторюсь, старшеклассницы. Казалось бы, какие у них могли быть ко мне вопросы? Но однажды зимой они столкнули меня с ледяной горки: я упала на спину и то ли от испуга, то ли от возникшего спазма начала задыхаться — не могла дышать! А когда наконец вздохнула, из легких вырвался нечеловеческий крик — мать его услышала, находясь дома, и тут же выскочила на улицу. Набросила на себя, что ближе оказалось. Как сейчас помню, на ней был плащ и сапоги на шпильке. Я только видела ее мелькающие голые ноги из-под развевающегося плаща… Это было красивое зрелище. И страшное, потому что неслась львица, у которой посмели обидеть детеныша. Она на этих шпильках молниеносно взлетела на горку и всех моих обидчиков за шиворот спустила.


Поступок мамы не прошел бесследно — мне начали мстить. У меня был ранец с мухомором — Верхорубова или кто-то из ее приятелей выхватывали его и зашвыривали в мужской туалет, где всегда было накурено, а пол заплеван. Мне, семилетней малявке, было страшно, но я все равно заходила туда, подбирала свой портфель и с гордо поднятой головой уходила. Надо мной все ржали, матерились вслед, но я никого вокруг не замечала. Понимая, что, если приду домой без ранца, достанется уже от мамы… Но ведь я тоже не оставалась в долгу. Вот обидчицы идут по столовой с подносом, я мимо пронесусь — и все их тарелки летят на пол… «Ах ты, маленькая сука, тебе неймется?!» — неслось вслед. В следующий раз они мне в компот плюнут, а я им его в рыло плесну — так и жили… Может, это и есть характер? Все-таки я воин. При всех своих недостатках — трусости и неуверенности. И я точно знаю, что человек способен вынести все испытания, которые ему посылаются. Для чего-то это нужно, главное — не включать жалость к себе: жутко разрушительная штука. Не задаваться дурацким и бесполезным вопросом: «За что мне все?!» Да не за что, а для чего!

— За исключением тех моментов, когда мы теряем близких. Тогда этот вопрос, «за что?», задается непроизвольно…

— Я знаю, что такое терять любимых людей, когда половина тебя умирает. И это еще повезет, если только половина. А можно и ходячим мертвецом на всю жизнь остаться. Проходила через это, никому не пожелаю. Но по себе знаю, что и это можно пережить и остаться в живых. И опять же повторюсь: важно не задаваться вопросом «за что?». Ни в коем случае. Тогда точно хана. Лучше по-другому: «А теперь куда мне дальше двигаться?» Когда ушла мама, потом тетя, я просто подняла руки кверху и сказала: «Сдаюсь! Показывай, куда идти». И ответ мне пришел. Я стала заниматься духовными поисками, встречать важных для себя людей. Всегда есть те, кто способен помочь. Сегодня я уже не ходячий мертвец, а живой человек. Я благодарна за все, что в моей жизни происходит. Со мной моя маленькая семья: Вася и собака Эми, названная в честь Эми Уайнхаус. Вася подарил мне ее почти три года назад, когда закончились съемки фильма «Страна ОЗ», где у моей героини была такая же собака (породы вест-хайленд-уайт-терьер. — Прим. «ТН»). Имя родилось не сразу, а спустя несколько дней, когда мы увидели, как она стала лакать виски из стакана Васи. Мы засмеялись: «Наша девка!» Так она стала Эми… У меня есть любимая работа. Как я могу ныть и жаловаться? Нельзя. Только благодарить и идти вперед. Очень многое в жизни зависит от нас. Считаю, что в моей власти всегда было решить, остаюсь я с этим мужчиной или ухожу. Хочу я играть роль или нет. Мне интересно работать в компании этих людей или не очень. Я продолжаю веселиться, тусить и употреблять спиртное или говорю себе: «Стоп! А чего я этим добиваюсь, кроме проблем со здоровьем? Какие такие гениальные идеи рождаются в пьяных компаниях? Да никакие». Так для себя решаешь, что алкоголь больше неинтересен. Уже спустя какое-то время, когда я приняла решение не пить, узнала о смерти Эми Уайнхаус — меня это потрясло! Моя любимая певица ушла в 27 лет.

— С Василием Сигаревым вы вместе больше 14 лет. Сразу обратили на него внимание?



— Вася не был суперменом, вызывающим моментальную реакцию. А у меня принцип: мужчина меня добивается, а я в процессе решаю, интересен он мне или нет. Я тогда не успела его оценить, так как болтала по телефону с лучшей подругой, умоляя при­ехать и забрать меня со скучной тусовки. Вася стоял вместе с коллегой постарше, тоже драматургом, и я попросила у них зажигалку. Разглядела Сигарева на первых репетициях — он пришел к нам в театр (Малый драматический театр «Театрон». — Прим. «ТН») ставить пьесу «Черное молоко». Меня, оказывается, запомнил и после первой читки сказал, что именно я буду играть главную роль. Первые три года между нами была вой­на — тяжело проходил процесс взаимной притирки. Но когда он миновал, мы стали единым целым. Давно ничего друг другу не доказываем, не бодаемся. У каждого свои обязанности, уважение к личному пространству. Мне в отношениях важна и нужна свобода, тирании не признаю, не смогла бы быть с мужчиной, который попытался бы меня контролировать или чего-то требовать. У нас с Васей никогда не звучит фраза: «Нам нужно поговорить!» Ну что за бред? Мы уважаем интересы друг друга. Если я сплю или хочу побыть одна, значит, дома устанавливается тишина. Точно так же, если Вася спит или работает, мы с Эми ходим на цыпочках.



— Вася не был суперменом, вызывающим моментальную реакцию. А у меня принцип: мужчина меня добивается, а я решаю, интересен он мне или нет. С мужем. Фото: PhotoXPress

— Вы в столицу переехали или по-прежнему живете по маршруту Екатеринбург — Москва?

— Мы в Москве. Купили квартиру, перебрались окончательно. Работа переселила. Мы же здесь поначалу только работали, а потом возвращались в Екатеринбург, домой. Но когда ты один выходной в месяц проводишь дома, а все остальное время в Москве, становится понятно, что твой дом уже не там, а здесь. Город нас принял давно. И с работой, и с жильем все сразу складывалось, клянчить не пришлось. Обосновались на Большой Ордынке — всегда ведь хочется жить в центре города. Это и удобно — не поспоришь! С возрастом я утро полюбила. Теперь просыпаюсь рано и выхожу за кофе в компании Эми. Меня никто не узнает, не трогает. Дворники еще метут улицу, а мы сидим с моей собачкой, у меня в одной руке сигарета, в другой — стаканчик с кофе. И мне просто хорошо!


Яна Троянова

Родилась: 12 февраля 1973 года в Свердловске

Семья: муж — Василий Сигарев, режиссер, сценарист, продюсер, драматург

Образование: окончила философский факультет Уральского государственного университета, Екатеринбургский театральный институт

Карьера: актриса театра и кино. Снялась в фильмах «Волчок», «Жить», «Кококо», «Небесные жены луговых мари», «Страна ОЗ» и др. Сыграла главную роль в сериале «Ольга» (ТНТ). Дважды награждалась призами фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль («Волчок» и «Кококо»)

«Ольга», ТНТ, понедельник-четверг, 20:00

Посмотрите, что идет по телевизору прямо сейчас 

Загрузка...