«Ленинград 46»: Гармаш оставил каскадеров без работы
На НТВ стартует многосерийный телефильм «Ленинград 46» производства компании «Триикс Медиа». «ТН» побывала на съемочной площадке и выяснила, чем «Ленинград 46» отличается от ставших культовыми картин «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация».
На первый взгляд общее у всех трех фильмов есть: время действия и тема. Но на этом, уверяет режиссер Игорь Копылов, сходство заканчивается.
— Да, у нас тоже действует отдел по борьбе с бандитизмом, — рассуждает режиссер. — Но в «Ликвидации» дело происходило в Одессе, в фильме «Место встречи изменить нельзя» — в Москве, а у нас все разворачивается в Ленинграде. Сама атмосфера этого города с его каналами и разводными мостами, культурным бэкграундом, а главное — людьми, пережившими блокаду, делает кино особенным, не похожим на другие картины. И еще: в основе cюжета каждого из названных выше фильмов лежит одно расследование, а у нас переплетаются около десятка уголовных дел.
История в картине начинается с того, как агент под прикрытием Юрий Ребров (Евгений Миллер) внедряется в банду, чтобы поймать и обезвредить изощренного убийцу Витю Музыканта (Алексей Горбунов). Сблизившись с бандитами, Ребров знакомится с бывшим учителем литературы Даниловым (Сергей Гармаш), который когда-то был несправедливо осужден, потерял работу, жену и дочь, а потом, пытаясь отомстить своим обидчикам, превратился в отъявленного преступника.
Евгений Миллер рассказал, что понятия не имел, на что подписывается, соглашаясь сыграть главную роль в телефильме «Ленинград 46».
Герой Алексея Горбунова (слева) и не подозревает, кем на самом деле является персонаж Евгения Миллера
— Самым сложным было совмещать съемки в Питере и спектакли, репетиции и выпуск премьер в театре Табакова в Москве, — говорит Евгений. — Из рабочих моментов вспоминается, как мы снимали погоню: я резко повернул руль и, как выяснилось, вывихнул палец на руке. Было больно, но обошлось без последствий. А на первое апреля меня с партнершей Анной Табаниной (Люся, бывшая жена героя Сергея Гармаша. — Прим. «ТН») забавно разыграли. В сценарии такого эпизода не было, но вся группа так убедительно приготовилась к дублю, что мы с Аней ничего не заподозрили. Более того, перед дублем решили сделать репетицию. Мы выполняли команды режиссера, который стоял за камерой. Команды были вполне нормальные, а когда начались анекдотические, тут уж вся группа рухнула от хохота.
Съемочная группа фильма подобралась с чувством юмора. Однажды разыграли на площадке Евгения Миллера и Анну Табанину (слева). Фото: Александр Адамов/Пресс-служба НТВ
Несмотря на огромный штат каскадеров, задействованных в фильме, многие артисты практически все трюки, драки и погони старались выполнять самостоятельно.
— Даже когда в ноябре мы снимали, как герой Сергея Гармаша скрывается от преследования и бросается в реку, актер отказался от дублеров, — продолжает режиссер Игорь Копылов. — Точнее, было так: первый дубль сделал каскадер, Гармаш посмотрел и сказал: «Замечательно, ребята! А теперь давайте-ка я сам!» Он залез в холодную и быстроходную реку Волхов и мужественно отыграл сцену. Сергей Леонидович в отличной физической форме.
Впрочем, в наиболее дорогостоящем и технически сложном эпизоде, когда с высоченного моста в Неву падает и затем взрывается автомобиль, были задействованы только профессиональные каскадеры.
— Мы снимали погоню у Летнего сада и на Троицком мосту, — рассказывает Копылов. — Признаюсь вам, что самым сложным оказалось не поставить этот трюк, а договориться с городскими властями, чтобы они разрешили нам на шесть часов перекрыть движение на федеральной трассе. Шансы получить на это добро были равны нулю. Наши художники уже стали подыскивать альтернативу Троицкому мосту, однако внезапно мы разрешение получили. Редчайший случай в истории отечественного кинематографа!
Художники по костюмам выпотрошили практически все запасы «Ленфильма», ведь им предстояло одеть почти двести основных персонажей и более тысячи артистов массовых сцен.
Художники по костюмам выпотрошили практически все запасы «Ленфильма» — им предстояло одеть почти двести основных персонажей и более тысячи артистов массовых сцен. Фото: Александр Адамов/Пресс-служба НТВ
— Моим художникам по костюмам не позавидуешь, — продолжает режиссер. — Нам требовалась одежда довоенная, военная и послевоенная. А потом еще и трофейная. Милиционеры носили форму летнюю и зимнюю. Плюс к этому у нас были пленные немцы, артисты цирка, спортсмены, матросы… Да кого только не было. Но если для них еще хоть как-то можно было найти одежду или воссоздать ее по картинкам и фотографиям, то когда понадобилось одеть актеров для сцен в сумасшедшем доме, костюмеры зашли в тупик. Как выглядели психически больные в 1946 году? Пришлось, опираясь на знания, немного пофантазировать.
У реквизиторов тоже забот хватало: они обставляли квартиры главных и второстепенных персонажей, разыскивали афиши, плакаты, вывески прошлых лет, чтобы оклеить ими уличные тумбы и стены домов.
— Одних только радионовостей мы записали около 40 часов! — вспоминает режиссер. — Радио в то время было главным источником информации — наши герои постоянно его включают и слушают. Но звучало оно не так, как сейчас, у дикторов были другие голоса и другие интонации. Так что радио в нашем кино уделено особое внимание.
С чем проблем на «Ленфильме» не возникло, так это с оружием — пистолетов, ружей и патронов послевоенной поры на студии с избытком. Нет недостатка в старых автомобилях и трамваях. А вот с поездами, наоборот, оказалось напряженно.
— Единственный поезд, который нам подходил идеально и который был на ходу, забрали на свой юбилей в Москву представители РЖД, — поясняет Копылов. — Пришлось нашим художникам перелицовывать современный локомотив и полностью воссоздавать обстановку вагона-ресторана.
Ценную помощь съемочной группе оказали консультанты из МВД, которые обращали внимание на мелкие, но важные детали: какими были удостоверения милиционеров, какие ставили печати на документы, в каких деньгах выдавали зарплату. Особенно удивило замечание консультантов по поводу того, что в голодные послевоенные годы вознаграждение зачастую выдавалось не деньгами, а продуктами. То есть следователи в прямом смысле прикармливали своих осведомителей, вручая им консервы, крупу или колбасу — в то время настоящий деликатес.
«Ленинград 46» с 23 марта, НТВ
Посмотрите, что идет по телевизору прямо сейчас