Стэнли Туччи: вечно второй
В Голливуде есть целый ряд известных актеров, которых любят зрители и уважают критики, но при этом им очень редко достаются главные роли.
Стэнли Туччи занимает в этом списке не последнее место. Вот и опять актер сыграл роль второго плана — хрестоматийного злодея в фильме Брайана Сингера «Джек — покоритель великанов», только что вышедшем на наши экраны.
Стэнли родился в семье итальянских эмигрантов из Калабрии. Его мать работала в издательском доме секретарем, по совместительству пописывала рассказы и статьи, а отец преподавал старшеклассникам теорию искусств. В общем, нормальная интеллигентная семья среднего достатка, в которой двое из трех детей выросли актерами (помимо самого Стэнли, это еще его младшая сестра Кристин). Туччи дебютировал в кино в фильме «Честь семьи Прицци» в 1985 году, но по-настоящему зрители рассмотрели его только после роли в картине «Дьявол носит Prada» 21 год спустя.
Сейчас же актер находится на пике карьеры — и даже не потому, что его не так давно номинировали на «Оскар» за роль маньяка-педофила в «Милых костях» Питера Джексона. Причина столь долгожданного признания куда тривиальнее — участие в популярнейшем молодежном проекте «Голодные игры». Да и фэнтези-фильм «Джек — покоритель великанов» наверняка добавит ему очков у подростковой аудитории. Мы встретились с актером в Лондоне, и в ходе интервью выяснилось, что под маской хмурого, строгого мужчины скрывается весельчак и обаятельный циник.
— Стэнли, вы не прочь поучаствовать в больших студийных фильмах, предназначенных для юных зрителей. По какому критерию их выбираете?
— Иногда не стыдно себе признаться, что главный критерий — это деньги. Никогда не знаешь, чем обернется тот или иной проект. Тебе кажется, что фильм получается отличным, и он, вполне возможно, именно такой и есть, но почему-то никто на него не бежит, спотыкаясь, в кинотеатр. Хочется надеяться, что «Джек — покоритель великанов» не тот случай. У меня там отличный персонаж — с юмором и при этом безумный злодей. Таких нельзя упускать.
— Вы тоже считаете, что отрицательных персонажей играть интереснее, чем положительных?
— Намного. Злодеи пытаются показать остальным героям, что они не такие уж и ужасные. Это интересный психологический эксперимент, сродни биполярному расстройству: ты то хороший, то плохой, то снова хороший, то снова плохой. Рехнуться же можно! Тогда как протагонисты — постоянно хорошие. Скукота.
Изображать злодеев — это примерно то же самое, что притворяться, когда ты играешь со своими детьми. Ну, знаете, «я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк». И детям это нравится. Так что остается надеяться, что людям, которые ходят в кино, тоже это нравится. Это все игра, а на самом деле я не такой. Вы же видите: я белый и пушистый.
— Но ведь тяжело, должно быть, играть таких омерзительных персонажей, как маньяк в «Милых костях» или гестаповец Адольф Эйхман в «Заговоре»?
— Те роли дались мне действительно непросто. Интересно, профессионально захватывающе, но иногда прямо невыносимо. В «Джеке» я развлекался вовсю, а в «Костях» было не до смеха. Хотя всех своих персонажей я с одинаковым усердием старался сделать убедительными. Когда работал над «Милыми костями», мне даже помогло то, что для создания образа понадобилась куча внешних элементов: искусственные зубы, усы, парик, контактные линзы, грим, накладки на живот для придания тучности. Хорошо, что от всех атрибутов можно избавиться в конце дня, иначе образ остается с тобой, и от этого некомфортно. Роль в «Милых костях» была самой трудной в моей карьере, и я очень хотел, чтобы съемки поскорее закончились. Я, конечно, горд этой работой, но, черт, эта история меня доконала. Когда с детьми случается что-то ужасное, мне прямо жить не хочется.
— Кстати, отличный паричок вам в «Джеке» нахлобучили — вы стали похожим на Роберта Планта из Led Zeppelin.
— А вы думаете, почему я за эту роль взялся? Это так круто, когда у тебя есть волосы! Хоть ненадолго, хоть на чуть-чуть, все же приятно почувствовать себя патлатым. Можно делать и так (трясет головой), и так (заглаживает назад несуществующие локоны). Вам, волосатым, не понять.
Я даже один парик утащил втихаря. (Смеется.) Не мог расстаться. Вообще принято такие штуки отдавать обратно, потому что, во-первых, может, какие-то сцены придется переснимать, а во-вторых, это все денег стоит.
— Я где-то вычитала, что главная причина, по которой вы стали актером, — на сцене вы чувствуете себя куда комфортнее, чем в повседневной жизни. Это до сих пор актуально?
— Абсолютно. Притворяться ведь куда легче, чем быть собой. Актерство — это приятный вид эскапизма, который помогает скрыться от реальной жизни. Но потом к этой самой жизни приходится возвращаться.
— Помните тот момент, когда поняли, что лицедейство — ваше призвание и вы им будете заниматься профессионально?
— Да, думаю, когда в старших классах проходил прослушивание в колледж искусств Нью-Йоркского университета, в котором потом учился, — я уже знал, что хочу быть только актером и никем больше. Никогда не был очень уж прилежным учеником, совсем не преуспевал в математике и прочих точных науках. Но мне нравилось изучать английский, иностранные языки и историю — иными словами, рос явным гуманитарием. Я, конечно, хотел быть актером с малых лет, но только после этого самого прослушивания, когда меня приняли в колледж, понял, что «сбыча мечт» не за горами.
Туччи рано начал мечтать об актерской карьере, в старших классах брал уроки драматического искусства и играл в школьных постановках. Но все это оставалось на уровне желаний до тех пор, пока его друг Кэмпбелл Скотт, сын актрисы Колин Дьюхерст, не помог Стэнли получить первую роль на Бродвее — в спектакле, где как раз солировала Дьюхерст. Туччи сдружился с семьей Кэмпбелла до такой степени, что много лет спустя увел супругу у его родного брата, Александра Скотта. Кэтрин Спэт он взял в жены с двумя детьми, потом у них родились еще трое. В 2003 году Стэнли ушел от нее и закрутил роман с известной актрисой Иди Фалко. Однако в 2005-м, когда у Кейт диагностировали рак груди, блудный супруг вернулся и был с ней до самого конца. После смерти жены безутешный вдовец остался с пятью детьми на руках.
Однако вскоре жизнь его заметно наладилась: в 2011 году Эмили Блант, с которой Туччи вместе снимался в «Дьявол носит Prada» и дружит до сих пор, познакомила актера со своей сестрой, литературным агентом Фелисити Блант. В прошлом году влюбленные поженились и теперь планируют переехать в Лондон, родной город Фелисити. Весьма кстати: Стэнли Туччи в фильме Сингера пришлось разговаривать с английским акцентом, так что теперь, можно считать, к переезду он морально готов.
— Что жена думает о вашем английском акценте?
— Ей понравилось. Она теперь требует, чтобы я с ней постоянно так разговаривал. А что думаете вы?
— С вашей женой трудно не согласиться — вы отлично справились.
— Спасибо, спасибо. (Встает и картинно раскланивается.) Я всего лишь выполняю свою работу. Хорошо, что меня за нее не закидывают тухлыми помидорами.
— Ну ладно скромничать. Вы ведь часто играете в блокбастерах. Чувствуете, как ваша жизнь изменилась за последнее время? Вас узнают на улицах?
— Да, жизнь изменилась кардинально, особенно в последние пять-шесть лет. Теперь меня узнают в разных странах, а не только в родном городе. И это приятно. Люди вокруг невероятно милы. Например, я могу зайти в очень популярный, забитый под завязку ресторан и сказать: «Добрый вечер. У вас есть столик на двоих?» И мне говорят: «Конечно, сэр!», хотя невооруженным взглядом свободных столиков не видно. И ты проходишь мимо всех этих людей, которые пришли раньше тебя и честно ждут своей очереди, извиняешься и чувствуешь себя мерзавцем. А впрочем, ну их к черту, мы в такие моменты бываем слишком голодны, чтобы рефлексировать. (Смеется.)
— Наверняка теперь, после «Голодных игр», у вас завелись еще и полчища девочек-поклонниц? (Стэнли Туччи в фильме сыграл манерного телеведущего Цезаря Фликермана — снова роль не главная, но яркая и запоминающаяся. — Прим. «ТН».)
— Знаете, мы с женой собираемся жить в Лондоне — и если все-таки переедем, то «Голодные игры» для нас станут реальностью, потому что это страшно дорогой город. (Смеется.) Так вот, недавно мы начали ходить по школам, подыскивая подходящее заведение для детей. В первой же школе я заметил, как на меня с ужасом и благоговением косятся 12-14-летние девочки. Сначала они долго пялились, потом начали собираться группками, перешептываться, а затем, когда коллективно пришли к мнению, что они не обознались и это действительно я, принялись радостно визжать и ходить за мной по пятам. У меня вырос огромный хвост из живых девочек-подростков! Правда, не многие из них решались завести разговор: они в основном друг друга подталкивали и яростно шептали: «Давай ты! Вперед! Давай же, а то он сейчас уйдет!»
— Представьте, какой популярностью будут у них пользоваться ваши дети!
— Да, это точно, хотя они уже и сейчас жалуются. Сын говорит: «Папа, у меня есть один друг, он любит повторять (голосом имбецила): «Твой отец такой знаменитый, такой знаменитый». Ненавижу это!» А я отвечаю: «Да, прости, что-то я погорячился. Не надо было соглашаться на роль в «Голодных играх». Ох, не надо было».
— То ли еще будет после «Джека». Тот факт, что вы с режиссером Брайаном Сингером оба начинали в независимом кино, помогает лучше находить общий язык на киноплощадках?
— В какой-то мере да. Брайан очень хорош в постановке крупномасштабных фэнтези, фантастики и кинокомиксов — пожалуй, с этим он справляется лучше, чем кто бы то ни было еще. Особенно ему удается совмещение компьютерной графики и живых артистов. Он любит актеров, внимательно с ними работает, и конечно, стоит признаться, он умеет нас выбирать!
— Вам в партнеры достался Николас Холт, который в последнее время стремительно набирает обороты. Что о нем думаете?
— Он классный. Приятный парень, смешной и умный. Красивый. Высокий. (Тут на лице у Стэнли проявляется напускная зависть.) Молодой. (Зависть сменяется яростью.) Если честно, Николас мне совсем не нравится! Ни капельки. (Смеется.)
— Вы уже раньше работали вместе с Юэном Макгрегором в картине «Менее привычная жизнь» Дэнни Бойла. Были рады возможности снова объединить усилия в «Джеке»?
— Рады — это не то слово. Тогда мы быстро справились, отсняли все совместные сцены за пару дней и разбежались по своим делам. И с тех пор мы никак с Юэном не контактировали в течение 15-16 лет, несмотря на то что у нас много общих друзей. Но после «Джека» стали заправскими корешами. На съемках было весело, да и в пресс-туре тоже: в последние несколько дней нас сажали на интервью дуэтом, и мы отрывались по полной программе. Юэн — отличный парень.
Вы удивитесь, он еще и актер хороший! (Смеется.) Меня не так давно журнал Variety попросил написать о Юэне заметку. И там я опубликовал один диалог со своим приятелем: «Я пишу статью о Юэне». — «Серьезно? Вот у чувака странная карьера». — «А что странного-то?» — «Да он же снимается во всем подряд!» Так ведь это и потрясающе, разве нет? Он может сниматься во всем — и везде выглядеть одинаково убедительно! Смотрите: он был в «Звездных войнах», он часто играет в независимом кино, его персонажи всегда очень разные, но ему не составляет труда быть одновременно и характерным актером, и голливудской звездой. И ему всего лишь 42 — еще играть и играть.
— Вам вообще грех жаловаться: вы и сами играете совершенно непохожих друг на друга персонажей в абсолютно разных фильмах.
— Да, но при этом я всегда остаюсь актером второго плана. Меня не выбирают на главные роли.
— Это вас расстраивает?
— Иногда да. Но ничего не поделаешь, ведь почти всегда у ведущих актеров есть волосы на голове. (Смеется.)
— Вы ведь еще и театральный актер, играете на Бродвее, даже были лауреатом премии «Тони». Так что же для вас важнейшее из искусств?
— Безусловно, кино. По ряду причин. Во-первых, оно нас развлекает. Во-вторых, оно рассказывает нам полезные истории. А в-третьих, оно, как и театр, позволяет нам исследовать природу человеческих эмоций на безопасном расстоянии. Мы переживаем гамму чувств как зрители, испытываем катарсис, но при этом приобретаем ценный опыт не на своей собственной шкуре. Хотя иногда хочется и на собственной, особенно если это какой-нибудь милый фильм о большой любви. (Смеется.) Правда, большой любви мне и в жизни хватает.
Стэнли Туччи
Родился: 11 ноября 1960 года в г. Пикскилл (штат Нью-Йорк, США)
Семья: жена — Фелисити Блант, литературный агент; дети от первого брака — близнецы Изабель и Никколо (13 лет), Камилла (12 лет)
Образование: в 1982 году окончил Университет штата Нью-Йорк (бакалавр искусств)
Карьера: режиссер, актер, сценарист и продюсер. Дважды лауреат «Эмми» и «Золотого глобуса» за актерские телевизионные работы. Известен своими ролями в фильмах «Джули и Джулия», «Дьявол носит Prada». За роль в триллере «Милые кости» был номинирован на «Оскар» в 2009 году