Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Замки Луары: там, где оживают сказки и просыпается страсть

Редкая девочка не мечтает о встрече с принцем, который завоюет ее сердце и увезет в красивый замок с резными башенками. Немного приблизиться к детской мечте можно в любом возрасте. Стоит лишь отправиться во Францию, в долину реки Луары.

Попасть в сказку нетрудно. Всего четыре часа езды от Парижа по безупречному автобану, проложенному вдоль берегов реки Луары и ее притоков — Мена, Шера, Эндра, Вьенны, — и взгляду открываются потрясающие памятники архитектуры — 500-600-летние шато, так на французский манер называются замки. Они настолько

красивы и идеально вписаны в ландшафт, что давно занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно сюда приезжают 4 млн туристов, правда, россиян пока немного. Поэтому, выбравшись в Париж, помимо осмотра Лувра, подъема на Эйфелеву башню, посещения Диснейленда, запланируйте одно-двухдневный визит в долину Луары. Экскурсионный тур можно заказать на ресепшене любого отеля или же, арендовав машину, отправиться за впечатлениями самостоятельно.

Если вы выбираете последний вариант, то к поездке стоит подготовиться. Ведь осмотреть более трехсот замков — задача неосуществимая, вам с лихвой хватит трех-четырех. Залезьте в Интернет, изучите карту долины, полистайте фотографии и выберите те, которые нравятся внешне и расположены по соседству — в одной из трех исторических областей: Орлеане, Турени или Анжу. Иначе путешествие грозит растянуться на неделю.

Все шато примерно ровесники, пост­ро­ены в Средние века на фундаментах­ старых крепостей. Вокруг каждого разбиты чудесные сады. Когда-то эти замки были свидетелями нешуточных страстей, интриг, запутанных

любовных историй, давших пищу для творчества Дюма-отца. С XII по XVIII век иметь владения в долине Луары было очень популярно среди правящей элиты. Привлекали живописный ландшафт и мягкий климат. Французские невропатологи даже ввели в обиход название специфической психотерапии — луарской. Если удача повернулась спиной, не ладится личная жизнь, настроение — хуже некуда, то вам точно предписан местный климат и здешние красоты.

Замок Чудовища

С берегов Луары родом — внимание! — Франсуа Рабле и Оноре де Бальзак. Здесь подолгу жили Стендаль, Франсуа Вийон, Оскар Уайльд, Виктор Гюго, Жорж Санд, Шарль Перро, который, посетив в конце XVII века шато Юссе (d’Usse) в Турени, описал его потом в своей «Спящей красавице». Наверное, вышел он ранним летним утром к подножию замка — с острыми башенками, пинаклями и длинным парапетом — и замер в восхищении. Тогда-то и родился в его фантазиях сюжет о заснувшем царстве… Как оно было на самом деле, доподлинно неизвестно, но владельцы шато активно поддерживают эту красивую легенду. Для пущего эффекта по залам, ­коридорам и спальням ­расставили восковые фигуры персонажей «Спящей красавицы» — злую фею, короля, королеву, принцессу с веретеном…

Красавица и чудовище

Образ замка для диснеевского мультфильма «Красавица и Чудовище» сложился как пазл: от одного луарского шато взяли колонны, от другого — окна и геральдику, от третьего — кровать Красавицы

Эту историю вспомнили и аниматоры The Walt Disney Company, когда решили достать с пыльных полок незаконченный Уолтом Диснеем анимационный фильм «Красавица и Чудовище» и выпустить-таки его на экраны. Тогда, в 1930-е годы, работа застопорилась на добрых 50 лет, поскольку Дисней никак не мог решить, как же должен выглядеть замок Чудовища. И вот кому-то из продолжателей его дела пришла в голову идея прокатиться за вдохновением в старушку Европу, а именно объехать луарские шато. В творческом порыве за три дня было осмотрено 300 (!) замков. В свою штаб-квартиру в Калифорнии аниматоры вернулись с тоннами видеопленок и зарисовок. И вскоре жилище Чудовища было готово. Образ мультяшного замка сложился как пазл: от одного

луарского шато взяли колонны, от другого — окна и геральдику, от третьего — кровать Красавицы. 22 ноября 1991 года в США состоялась долгожданная премьера «Красавицы и Чудовища» (англ. «Beauty and the Beast») — тридцатого по счету полнометражного мультипликационного фильма студии Disney, впоследствии ставшего первым мультиком, который номинировали на «Оскар». А спустя 11 лет его занесли в Национальный кинорегистр как культурное достояние страны. Началось триумфальное шествие «Красавицы и Чудовища» по миру. Сюжет перенесся в комиксы, фильмы, мюзиклы. У героев менялась внешность, появлялись новые персонажи, но неизменным осталось одно — волшебные декорации, скопированные аниматорами в долине Луары. Их вскоре можно будет увидеть в российской постановке мюзикла «Красавица и Чудовище» компании «Стейдж Энтертейнмент» в Москве.

По моим ощущениям, на замок Чудовища больше всего похожи три. Шенонсо — один из самых старых луарских шато, а также Шамбор и Вилландри. Их я решила посетить в первую очередь.

Вилландри

Для декораций мюзикла «Красавица и Чудовище» скопировали интерьеры замка Вилландри, поменяв только оригинальный, бордовый, тон убранства на синий, который считается цветом магии

История Шенонсо началась в далеком 1243 году. Земли, на которых находилась старая крепость, принадлежали семье де Марк. К концу XV века владельцы поиздержались и были вынуждены продать родовое гнездо личному секретарю короля Карла XVIII — Тома Бойе. Тот затеял глобальную перестройку, которая завершилась аж в 1513 году — это официальная дата «рождения» Шенонсо. Бойе частично разрушил замок и возвел прямоугольную

конструкцию с выступающими угловыми башнями, отказался от традиционных винтовых лестниц — заменил их прямыми маршами. Королевский чиновник не скупился — нанимал лучших архитекторов и строителей. Размах объяснялся девизом, который он придумал и даже приказал выгравировать на стене: «Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне». И ведь вспоминается добрым словом месье Бойе, когда видишь, насколько красиво и добротно устроено его шато.

Дизайнерский ход да Винчи

Замок Шамбор построен в начале XVI века по приказу Франциска I ради любимой женщины — графини де Тури, жившей неподалеку. Изначально это должен был быть охотничий домик, но затем хозяин решил не мелочиться, и постройка разрослась на 426 комнат с 77 лестницами, 282 каминами и 800 капителями затейливой формы. Кроме того, по периметру владений выросла стена протяженностью 32 км — по сей день самое длинное

ограждение во Франции. Неудивительно, что на эту стройку века пришлось привлечь невероятное по тем временам количество рабочих — 1800, использовано 220 тыс. тонн камня, поскольку замок строился на болотистом месте. Поражала и площадь владения — 5,5 тыс. (!) га. В результате Шамбор стал одной из архитектурных визиток страны и шедевром эпохи Ренессанса. Хотя официально имя талантливого архитектора кануло в Лету, некоторые ученые выдвигают гипотезу, что им мог быть сам Леонардо да Винчи, который в то время служил придворным архитектором при дворе Франциска I. Считается, что именно он решил придать замку облик средневековой крепости. Это был, говоря современным языком, дизайнерский ход, ведь никаких оборонительных целей у резиденции не было.

Шамбор

Есть гипотеза, что архитектором замка Шамбор мог быть сам Леонардо да Винчи. Фото: Fotolia/All Over Press

Франциску I настолько понравился его новый замок, что он практически в него переселился и даже хотел побороться с природой и развернуть Луару так, чтобы река протекала у него под окнами. Но, к счастью, что-то помешало его смелым с точки зрения экологии фантазиям. Те, кто впервые попадает в королевский шато, удивляются странному расположению выгравированных на лестнице вверх ногами монарших монограмм: «Чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь!» Интересна также двойная винтовая лестница в центре замка. Она представляет собой две параллельные спирали, идущие в одном направлении, чтобы гости замка не сталкивались друг с другом.

Только лишь во второй половине XVII века Шамбору потребовался первый капитальный ремонт.  А 14 октября 1670 года по случаю его окончания сюда из Парижа пригласили Мольера. Именно здесь состоялась премьера его новой пьесы «Мещанин во дворянстве».


Шамбор часто менял хозяев. Одно время он принадлежал наполеоновскому маршалу Бертье, затем герцогу Бордоскому, Карлу X, семье герцогов Пармских. В 1930 году за 11 млн франков золотом Шамбор был выкуплен у последних владельцев и стал собственностью французского государства. С 1981 года это шато внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 933. Туристы, ежедневно посещающие Шамбор, приносят в казну неплохую прибыль.

Приемы в ванной и сады любви

Замок Вилландри возвели в XVI веке на руинах древней крепости на 9 га земли по распоряжению владельца — министра финансов Жана ле Бретона (кстати, именно он ввел среди французской знати моду на столовые). Раньше хозяева предпочитали принимать пищу в спальнях. Кроме того, смекалистый министр вместе со своим

архитектором придумал перенести туалетные комнаты на самый верх — в мансарду. Этот практичный ход тут же взяли на вооружение соседи. Во время осмотра меня поразила ванна, покрытая простыней и закрытая сверху резной деревянной панелью с отверстием для головы. Оказывается, в XVI веке особым шиком считалось принимать гостей лежа в ванне, тем самым демонстрируя роскошь быта. Для того чтобы тело хозяина, погруженное в мыльную пену, не смущало посетителей, его прикрывали от посторонних глаз панелью. А простыни расстилали в целях гигиены. В одной воде из-за ее дороговизны мылась вся семья, зато простыни после каждого человека менялись.

Вилландри

Как только начинает смеркаться, в парк Вилландри съезжаются на свидания влюбленные парочки. Не раз тут был замечен Жерар Депардье — как один, так и в приятной компании, актер готов бродить по аллеям часами. Фото: Fotolia/All Over Press

Уже много лет Вилландри принадлежит богатому испанцу — господину Анри Карвальо. После того как в 1975 году семейство миллиардера переехало в другое место, замок открыли для туристов. Из всей большой семьи интерес к шато проявляет только младший сын Карвальо. Например, он принял решение не заставлять посетителей надевать нелепые музейные бахилы. «Паркет для людей, а не люди для паркета!» — считает наследник и разрешает туристам топтать ценные деревяшки. А вот потолок здесь берегут пуще глаза. В одном из залов он украшен 3600 деревянными фрагментами с имитацией арабской вязи и европейского рисунка, которые были созданы еще в I веке новой эры. Такие потолки (всего их сохранилось четыре) когда-то украшали соборы испанского Толедо, три сейчас демонстрируются в музеях, а четвертый приобрел Карвальо для своего шато.

В интерьерах шато  Вилландри

Актеры российской постановки мюзикла «Красавица и Чудовище» Анастасия Яценко (Белль) и Павел Левкин (Чудовище) решили перед премьерой съездить за вдохновением в долину Луары. В интерьерах шато Вилландри. Фото: Андрей Федечко

При взгляде на добротные кровати XVIII века с пышными высокими перинами в голову закралась шальная мысль: устроить бы здесь романтическое свидание! Но мой пыл немедленно охладил наш гид. Владельцы всегда

отвечают отказом на предложения щедро заплатить за разрешение провести здесь свадьбу или банкет. Жаль… Ведь эти стены буквально пропитаны амурными историями. А сады, разбитые вокруг шато, давно прозвали садами любви. Уже лет двести кусты стригут особым образом — создавая затейливые узоры: вот квадрат из целых сердечек, рядом — бабочки и ве­­ера, а на следующем — клинки. Все это символы разных стадий отношений — от любви до ненависти, как известно, один шаг.

Как только начинает смеркаться, в романтический парк съезжаются на свидания влюбленные парочки. Не раз тут был замечен россиянин Жерар Депардье — как один, так и в приятной компании, актер готов бродить по аллеям часами. В финале экскурсии по Вилландри гиды с многозначительным видом дают гостям совет: если в ваших отношениях заснула страсть, приезжайте сюда вновь, и сады вам ее вернут.


Выбор королевы

Елизавета II — частый гость в замках Луары. По словам сотрудников, осенью и ранней весной, с регулярностью примерно раз в три-четыре года, она приезжает сюда вместе с супругом, принцем Филипом. Монаршая чета любит пройтись по залам, а потом устроить променад по паркам. Обедают они обычно в деревенских ресторанчиках недалеко от шато.

Глазами очевидцев

Анастасия Яценко, исполнительница роли Белль:

— Мне безумно понравился шато Вилландри. Я впервые была во французском замке, и он произвел на меня огромное впечатление своим величием, духом истории, гармонией монументальности и изящества. Я почувствовала себя настоящей принцессой! По сюжету мюзикла Белль очень любила книги, у нее была живая фантазия, которая позволяла ей в красках представлять описываемые события. Благодаря этой поездке мое воображение получило новую пищу, и история Красавицы и Чудовища приобрела реальные очертания.

Загрузка...