Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Советы психолога: как понравиться работодателю

Поиск работы — сама по себе проблема, да еще и сильный стресс. Ведь жаждущий ее получить должен пройти собеседование, что сродни серьезному психологическому экзамену. Поднимите руку, кто любит экзаменоваться? Таких людей мало, ведь это угроза самооценке.

Часто знакомство с работодателем начинается с телефонного разговора, который может закончиться как приглашением на собеседование, так и обещанием перезвонить… когда-нибудь.

Как же нужно общаться по телефону, чтобы разговор продолжил­­ся? Воздержитесь от излишних бурных эмоций («Ура! Наконец-то!»), не сообщайте о себе информацию, о которой вас никто не спрашивал («Вы знаете, у меня вообще-то три высших образования и я коренная москвичка»), придайте голосу приветливость и бодрость, даже если вас мучают страхи («Опять не возьмут»).

Когда двое говорят по телефону, каждый примерно представляет своего собеседника, причем происходит это сразу, в течение первой минуты. Поэтому заранее подумайте над образом, в котором вас должен «увидеть» рекрутер. Из двух составляющих разговора — смысловой и эмоциональной — в телефонной беседе эмоции определяют около 90% результата. Послушайте свой голос на диктофоне, чтобы что-то в нем подкорректировать. Предположим, вы знаете, что ваш голос «значительно старше» и это для новой работы минус. Ну что ж, учитесь разговаривать по телефону быстрее и эмоциональнее. Иногда смейтесь или хотя бы улыбайтесь (эмоции передаются и интонационно). Если, наоборот, должность, о которой мечтаете, требует взрослости, то говорите спокойно, размеренно, строя сложные фразы. Воздержитесь от восклицаний: «Ага!», «Точно!», «Вот жесть!»

Ваш голос должен быть уверенным и спокойным. Обратите внимание на тембр — его можно и нужно корректировать. Дело в том, что низкий усиливает впечатление уверенности, а повышенный (визгливый голос) свидетельствует о тревожности. Низкий тембр, кроме того, считается более привлекательным и может сыграть положительную роль, особенно если на другом конце провода лицо противоположного пола. Не перебивайте собеседника, но также и не затягивайте паузы.

Обратите внимание на дикцию, темп и артикуляцию речи — они позволяют составить предварительное впечатление о вашем происхождении и образовании. Четкое произношение и спокойный темп речи указывают на внутреннюю дисциплину, уверенность в себе и своих знаниях. Если в речи много слов-паразитов, возьмите несколько уроков актерской речи у профессионала.

Эффект «тяжелого лица»

Что делать, если вы волнуетесь и голос предательски дрожит? Представьте, что вам уже ответили отказом, причем самым неделикатным отказом, и подумайте о том, какими для вас будут последствия. После того как вы мысленно смиритесь с этим провалом, который явно не смертелен, вам станет легче вести разговор. Чтобы остановить волнение и внутренний тремор, дышите глубоко и медленно.

Итак, свершилось! Телефонное тестирование вы успешно прошли, и завтра вас ждут в офисе лично.

Поработайте со своим лицом у зеркала. Для многих россиян характерен эффект «тяжелого лица», с вялым и безразличным выражением (за границей именно по этим особенностям россиян узнают даже тогда, когда они блестяще говорят на иностранном языке). Поскольку негатив никто из нас не любит, придайте лицу приветливое выражение. Спокойное настроение, уверенность в себе и доброжелательность (хорошо бы еще с чувством юмора) способны расположить рекрутера. Ни слова о проблемах! Даже если вы опоздали на собеседование (а это очень грубая ошибка, так же как и приезд на полчаса раньше), нельзя сообщать негативную причину. Лучше просто извиниться, сказать, что вообще-то вы пунктуальны, но сегодня случилось нечто из ряда вон. Часто работодатель интересуется между делом, как учатся ваши дети, болеют ли… Скажите, что у них няня (бабушка), которая всегда на подхвате, и, слава Богу, со здоровьем все в порядке — они занимаются спортом. Никому неинтересны работники с проблемной семейной жизнью, которые будут постоянно отпрашиваться и нагнетать обстановку в коллективе пересказом неприятностей.

Спокойствие, только спокойствие!

Новые сотрудники принимаются на должность для выполнения определенных задач и должны этим заниматься согласно трудовому договору. Если и есть какие-либо сложности, о них на собеседовании лучше умолчать, нет смысла выкладывать подобную информацию до момента принятия на работу. Например, через полгода к вам с Урала должна прилететь мама и лечь на операцию. Видимо, вам потребуется некоторое время, чтобы помотаться с ней по врачам. Но то будет лишь через шесть месяцев! Если вы расскажете о планах уже на собеседовании, скорее всего, вам откажут в работе. Как показывает практика, если кандидат действительно ценен, то работодатель чаще всего готов пойти ему навстречу.

Задавайте вопросы о своих обязанностях (добавляя: «Если я вам подойду, то как будет выглядеть то-то и то-то», давая понять, что вы спокойно воспримете то, что можете и не подойти).

Что бы ни произошло во время личной встречи с рекрутером, важно сохранять спокойствие. Ставшие модными в последнее время стрессовые интервью могут поджидать любого соискателя. Они позволяют определить степень адекватности человека и оценить его поведение в сложной ситуации. Такому тесту часто подвергаются руководители различных направлений, менеджеры по продажам и другие потенциальные кандидаты, которые должны будут постоянно взаимодействовать с людьми или работать с крупными суммами наличных денег. Не стоит нервничать и раздражаться, когда кадровик с невозмутимым лицом третий раз подряд называет вас чужим именем. Он отлично помнит, что вы Элина, а не Лина и тем более не Светлана. Но он вас злит, чтобы посмотреть не страдаете ли вы заносчивостью.

Есть еще несколько важных правил.

1. Представьтесь, входя в кабинет рекрутера, спросите, как зовут его. Имя непременно запомните!

2. Смотрите прямо на собеседника, лишь иногда отводя взгляд (чтобы не было скрытой агрессии), не перебивайте, даже если вас спрашивают слишком витиевато.

3. Если не поняли вопроса, переспросите: «Понял ли я вас правильно?»

4. Даже если вы бедствуете, сделайте все, чтобы об этом не узнал рекрутер.

5. Непременно спросите о возможностях роста в данной компании. Это показывает, что вы серьезно подходите к выбору будущего места работы.

Загрузка...