Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Дети, деньги, магазины: воспитываем правильное отношение к покупкам

Давайте честно: мало кто, отправляясь за покупками, любит брать с собой ребенка. Ведь ох как сложно отказать в покупке очередной игрушки, глядя на бриллиантовые слезы в глазах любимого чада. 

Cитуация, как правило, выглядит так: родитель держит глухую оборону. Ребенок же расстреливает его громкими и беспощадными криками: «Хочу!», «Ты меня не любишь!» и «Купи пожа-а-алуйста!» Как быть? Что делать? Рассмотрим несколько вариантов.

Вариант первый: мы с кошельком сдаемся!

У вас не сил спорить, вы приобретаете отпрыску все, что ему желается, и это — один из самых неправильных вариантов развития событий. Нельзя покупать ребенку все, что он хочет! Так родители создают своему чаду массу проблем, которые больно аукнутся в будущем. Вырастая, человек не будет понимать, отчего это нельзя купить все на свете. И будет ждать со стороны подарков, вложений и прочего при полном своем бездействии. 
Чем грозит. Привыкнув к вседозволенности, ребенок будет требовать все больше и больше. Однажды его запрос­ы не совпадут с возможностями родительского кошелька, и тогда он может повести себя непредсказуемо: например, совершить что-то противозаконное, чтобы добиться желаемого.

Как исправить. Дать понять, что деньги не просто лежат в бумажнике, а зарабатываются. Объяснить, что зарплата — ограниченная сумма денег, которая непременно заканчивается, и без большой нужды ускорять этот процесс ни в коем случае не нужно. 

Вариант второй: меня не уломать!

Вы ничего не покупаете, но и ничего при этом не объясняете своему ребенку. На любую просьбу сурово и сдержанно отвечаете: «У нас нет денег».

Чем грозит. У ребенка может выработаться «менталитет дефицита». То есть стойкое представление о том, что средств вечно не хватает, а если они появятся, то их срочно нужно потратить.

Как исправить. Не ограничиваться тезисом «у нас нет денег». Чаду объяснить, что деньги сейчас нужны на другие цели: оплату квартиры, покупку стиральной машины. А если уж так хочется иметь эту игрушку, предложите потихоньку накопить на нее.

Вариант третий: как карта ляжет!

Вы исполняете желания ребенка в «лотерейном» режиме — то да, то нет — и наотрез отказываетесь объяснять почему. Ответ есть, но он слишком печален — вы и сами не понимаете, чем продиктованы ваши действия: «Ну, просто так карта легла!»

Чем грозит. Малыша начинают разрывать противоречия: он то ноет, то просит, то доказывает необходимость покупки, и ничего хорошего в этом нет. Вы оба издерганы, вы кричите, и ваш день почти безнадежно испорчен. 
Как исправить. Разговаривайте с ребенком. Не ленитесь в каждом случае спокойно объяснять причины отказа, даже если сделать это придется не раз и не два. 

Денежки в кармашке

  • Научить детей правильному отношению к покупкам можно при помощи карманных денег, основная функция которых — обучение. Ребенок на собственном опыте должен понять, что такое бюджет, нехватка оного, и самостоятельно решать — тратить или откладывать. 
  • Возраст, с которого можно выдавать карманные деньги, индивидуален. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные. 
  • Сколько стоит давать? Согласно минимальным потребностям: на плюшку или пакет сока в школе + проезд + небольшая сумма. 
  • Выдачу карманных денег следует  систематизировать. Например, соотнести ее с получением своей зарплаты — 2 раза в месяц.
  • Никогда не поощряйте ребенка купюрами за выполнение уроков или домашних обязанностей. Карманные деньги — средство научить обращению с финансами.


Комментарий специалиста

Павел Зыгмантович, психолог: 

 — Если вы хотите, чтобы дети мыли посуду, выполняли домашнее задание, стремились сделать что-то хорошее, пожалуйста, никогда-никогда не давайте им за это денег! Вообще никогда. Есть в психологии так называемый феномен сверхоправданности. Это когда я делаю что-то не потому, что хочу, а потому, что мне дали за это денег. Так вот, в этих случаях у детей наглухо пропадает желание что-либо делать. Как же тогда давать деньги? Давайте деньги просто раз в неделю, небольшую сумму. Но! С каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на ребенка. Скажем, пошли в магазин, и ребенок захотел мороженого. Хорошо, пусть покупает на свои деньги. Потратил? Тогда без мороженого. Или предложите купить ему мороженое, но потом выдайте меньшую сумму. Со временем вы увеличиваете сумму карманных денег, но уменьшаете траты на ребенка из своего кошелька. По сумме для вас все остается так же. Конечно, ребенку будет трудно. И сложно понять, как это — «накопить», когда хочется здесь и сейчас. Но именно это приучает ребенка распоряжаться деньгами.

Все фото: iStock.com/Gettyimages.ru

Загрузка...