Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Тарантино сэкономил на пленке «Криминального чтива»

0

18 лет назад вышел фильм, который положил начало целому направлению современного кино. А собирающийся снимать его Квентин Тарантино просто уговаривал продюсеров и актеров принять участие в сомнительном мероприятии под названием «Криминальное чтиво».

«Работая в видеосалоне, я слышал, как родители ругали детей за то, что те все время брали фильмы, которые уже видели и любят, — вспоминал Тарантино. — Ребенок думает: «Зачем брать неизвестно что? Возьму-ка снова эту кассету». У меня тоже психология ребенка — мне нравится такой подход!» Будь видеосалоны до сих пор популярны, Тарантино остался бы доволен: его «Криминальное чтиво» — один из немногих фильмов, которые пересматривают и пересматривают.

Однако первая часть сценария «Чтива» была написана не Тарантино, а его близким другом и соавтором Роджером Эйвери осенью 1990 года. Парни (Квентину тогда было 27 лет, Роджеру — 25) планировали снимать короткометражку. Но поиски спонсора ни к чему не привели: оказалось, в Голливуде легче найти восьмизначную сумму на двухчасовой блокбастер, чем в сто раз меньше — на получасовой фильм. И тогда Тарантино пришло в голову написать три истории и объединить их в одной картине: первую часть он был готов режиссировать сам, вторую снимет Эйвери, третью — еще кто-нибудь. И снова неудача: киноальманахи в то время не были в моде, а продюсеры страшно боялись всего нового. «Этого же никто никогда не делал!» — говорили они. «Ну почему же никто и никогда? Например, Марио Бава, великий итальянский маэстро, снимавший фильмы ужасов», — отвечал Тарантино. В 1963 году у Бавы действительно вышел фильм «Три лика страха», который показывали в Америке под названием «Black Sabbath» (это в его честь, кстати, взяла себе название легендарная рок-группа). Но в Голливуде посчитали, что молодой человек просто выпендривается.

Тарантино был упрям и верил в то, что сможет прошибить стены. В марте 1992 года вместе с Эйвери он отправился в Амстердам — вероятно, лучшее место в мире для написания безумных историй. Несколько месяцев друзья жили в маленьком отеле, регулярно посещали местные кофешопы Betty Boop и Cobra напротив Дома-музея Анны Франк, а также видеосалон Cult Videotheek (после отбытия в Штаты оказалось, что они остались должны владельцам всех перечисленных заведений в общей сложности $150). Кстати, и кафе, и салон существуют до сих пор.

В качестве благодарности вдохновившему его городу Тарантино нашпиговал сценарий национальным колоритом: Винсент, например, курит самокрутку из голландского табака Drum, а Бутч называет свою подружку тюльпанчиком, который, как известно, является символом Ни­дерландов­.

Вернувшись в США, Тарантино обнаружил, что теперь к нему относятся несколько иначе: предыдущий его сценарий, фильма «Бешеные псы», очень понравился признанной голливудской звезде — актеру Харви Кейтелу. Он согласился играть главную роль — и благодаря ему фильм был запущен в производство. Тарантино снимал «Псов» и параллельно писал «Чтиво»: последние правки в сценарий он вносил уже во время поездок с «Бешеными псами» по различным кинофестивалям. В основном это была Европа: в Америке «Псов» приняли не так восторженно. Зрители жаловались на то, что в картине  Тарантино слишком много насилия, и часто покидали зал задолго до финальных титров. Но фильм все-таки был взят для показа на авторитетном в США фестивале независимого кино «Сандэнс». Имея на руках этот козырь, Тарантино начал подыскивать продюсеров для «Чтива».

Дав почитать сценарий Дэнни Де Вито, режиссер, казалось бы, тут же попал в цель. Актер был фанатом «Бешеных псов» и согласился стать исполнительным продюсером.

Де Вито должен был найти ком­панию, которая будет финансировать «Криминальное чтиво». Columbia TriStar, заинтересовавшись было новой работой Тарантино, отправила сценарий на основательную переработку. Причины следующие: нетрадиционно написано (нелинейный сюжет), слишком много насилия, пропаганда тяжелых наркотиков — в общем, звезды никогда не согласятся в этом играть, а без них у картины нет будущего. На этом миссия Де Вито как исполнительного продюсера закончилась. Он сдался, и Квентин продолжил поиски самостоятельно. Судьбу фильма предопределила встреча с Харви Вайнштейном.

В подборе будущих картин братья-кино­про­дюсеры Харви и Боб Вайнштейны всег­да ру­­­­­­­­­ководствовались собственным чутьем. Первым триумфом созданной ими кинокомпании Miramax стал фильм Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». При бюджете $1,2 млн лента собрала в прокате $24,7 млн.

На «Криминальное чтиво» Miramax выделила $8,5 млн — довольно крупную сумму для столь рискованного проекта, но не слишком впечатляющую для такого амбициозного режиссера, как Тарантино. А ведь он действительно собирался снимать звезд, и те требовали соответствующих ставок. В результате пять из этих восьми миллионов ушло на гонорары. И первым, кого удалось заполучить, оказался Брюс Уиллис.

Как только Вайнштейны заручились его согласием, «Криминальным чтивом» заинтересовались европейские дистрибьюторы. Еще на стадии съемок от них удалось получить $11 млн. С этой суммой, как говорил Харви Вайнштейн, «уже можно было работать».

Прочитав сценарий, Уиллис сразу согласился, но на роль Винсента. Тарантино же видел его в роли профессионального боксера Бутча. «К тому же, — убеждал он, — это один из немногих персонажей, который остается в живых. Ты же любишь счастливые финалы!» На случай, если Уиллис все же откажется, Квентин рассматривал другие варианты: пробы проходили, например, Мэтт Диллон и Сильвестр Сталлоне. Но, по словам Тарантино, «Брюс все равно был лучшим, тем более что он выглядит в кадре в точности как актер из 1950-х».

Гонорар Уиллиса составил $800 тыс. (для сравнения: Ума Турман заработала $300 тыс., а Джон Траволта — $150 тыс.). Но его имя притягивало как магнит: сниматься в «Криминальном чтиве» захотели многие его коллеги.

Роль Винсента Тарантино обещал своему давнему другу Майклу Мэдсену — по его замыслу этот персонаж должен был перекочевать в фильм прямиком из «Бешеных псов». Но Мэдсен успел подписать контракт на участие в вестерне «Уайатт Эрп» Кевина Костнера, и вместо него режиссер взял прозябавшего без работы Джона Траволту.

Приятным совпадением стало то, что Траволте, искусному танцору, предстояло в кадре исполнить твист. И танцевать Джону было намного легче, чем изображать наркомана-героинщика. Режиссеру пришлось познакомить его с одним из своих приятелей, имевшим подобный опыт. Тот посоветовал актеру напиться текилы и лечь в горячую ванну: «Вот тогда ты почувствуешь «тот самый» эффект».

Героиня Миа Уоллес, как и вся затея с фильмом, Уме Турман тоже показалась «слегка рискованной» — и она решила отказаться. Надо сказать, что на эту роль Тарантино уже согласился взять Мишель Пфайффер (она проходила пробы вместе с Мэг Райан, Дэрил Ханной и Изабеллой Росселлини), но тут увидел Уму… Это была любовь с первого взгляда, если так можно выразиться, говоря про художника и его музу. Чтобы переубедить актрису, он звонил ей каждый вечер и по телефону зачитывал куски сценария вслух со своими комментариями. Ума была покорена «индивидуальным» подходом и потихоньку начала обсуждать, как должна выглядеть ее Миа, как говорить, двигаться. Выбрали прическу — графичный «боб», как у звезды немого кино Луизы Брукс. Решили, что она предпочтет ванильный пятидолларовый коктейль шоколадному. И что будет танцевать босиком — во-первых, потому что это стильно, а во-вторых, потому что у Тарантино на этот счет особый «пунктик». Режиссер признался в своем «фут-фетише» (сексуальном влечении к ступням). В «Криминальном чтиве» есть еще одна босоногая женщина: водитель такси Эсмеральда Виллалобос.

Героя Джулса Тарантино писал уже с расчетом на Сэмюэла Л. Джексона. Однако продюсерам больше нравился Пол Кальдерон из «Моря любви» и «Полиции Майами». Узнав о том, что его вот-вот заменят, Джексон не поленился прилететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чтобы еще раз пройти пробы и доказать, что лучше, чем он, Джулса никто не сыграет.

Остальные актеры получили роли в основном по личной симпатии. Харви Кейтел сыграл матерого волка — Уинстона Вульфа, который «понимает чужие проблемы». Кристофер Уокен (капитан Кунц) произнес восхитительный монолог про золотые часы. Тима Рота Таратино отстоял перед продюсерами, хотя на роль мелкого грабителя Тыковки претендовали Джонни Депп и Кристиан Слейтер. Роли наркодилера и его жены сыграли Эрик Штольц и Розанна Аркетт — правда, Кортни Лав активно распускала слухи, что эту парочку должны были изображать они с Куртом Кобейном. Наконец подружку Бутча Тарантино выписал из Европы. Путешествуя по фестивалям, он присмотрел для этой роли Ирен Жакоб, но она предпочла роль в драме Кшиштофа Кесьлевского «Три цве­­та: красный». И тогда режиссер ангажировал португалку Марию де Медейрос. Теперь оставалось только быстро и недорого снять фильм. 

Снимали на самую дешевую пленку. Однако Тарантино был доволен: с ней «Криминальное чтиво» больше походило на нежно любимые им ретрофильмы 1950-х. Самой дорогой декорацией ($150 тыс.) оказался бар Jack Rabbit Slim’s, построенный в здании заброшенного склада. Не потратился Тарантино и на собственного композитора: вместо этого взял в саундтрек старые хиты. В результате некоторые песни обрели вторую жизнь — например, кавер-версия Нила Даймонда «Girl, You’ll Be a Woman Soon».

Фильм показали в мае 1994 года на кинофестивале в Каннах. «Криминальное чтиво» стало сенсацией и получило главный приз. А вот в Америке критики опять начали упрекать Тарантино в старых грехах: чрезмерном увлечении словом «fuck» (оно произносится с экрана 271 раз), «фетишизации» насилия и т. д. Но режиссер приводил свои аргументы: точно так же «фетишировали» насилие и Хичкок со своим «Психозом», и Артур Пенн с «Бонни и Клайдом», и Стэнли Кубрик с «Заводным апельсином». Совсем неплохая компания, куда и он не прочь вписаться!

Но «Чтиво» все-таки смогло за­воевать и Америку. Тарантино и Эйвери получили «Оскар» за лучший сце­нарий (всего же фильм собрал урожай из более чем 40 кине­ма­тографических наград).

Постепенно весь кинохит разошелся на цитаты, а нелинейный сюжет после Тарантино стал популярным. В последнее время этим приемом даже чересчур злоупотребляют, как, собственно, и словом «fuck». В конце концов, у каждого гения должны быть свои подражатели и свои последователи. А он, гений, просто снимет еще одно кино. Впрочем, сам Тарантино не ставит перед собственными творениями грандиозных целей. «Большие Идеи портят фильм. Если в процессе работы тебе в голову придет идея — отлично. Но это не должна быть Большая Идея, это должна быть маленькая идея, из которой каждый вынесет что-то свое», — говорит он.

Кто-то, например, узнает, что по-французски бигмак называется «ле бигмак». Или что кокаин можно спутать с героином. Или что если парень встретит прекрасную девушку, он вряд ли ее получит: прекрасные девушки всегда уже заняты кем-то другим. В общем, всякое дерьмо в жизни случается — но это еще не причина, чтобы не рассказать хорошую историю.


Претендентки на роль Миа

Дэрил Ханна Холли Хантер Изабелла Росселлини Джоан Кьюсак Мэг Райан Мишель Пфайффер

Цитаты из фильма:

— Ты в порядке?

— Нет, мужик. Я охренительно далек от того, чтобы быть в порядке.

Ты знаешь, как во Франции называют бигмак? Ле бигмак.

Пять долгих лет он носил эти часы в своей заднице и, когда умирал от дезинтерии, передал мне эти часы. И я тоже носил их в своей заднице целых два года.

Я скажу тебе, как мы с тобой будем. Мы с тобой никак не будем.

Зед мертв, детка, Зед мертв…

Загрузка...