Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Вспоминаем классику: 12 лучших фильмов в жанре полар

0

Задолго до того, как был придуман термин «голливудский боевик», на экранах французских кинотеатров торжествовал полар — одновременно и детектив, и нуар, и криминальная драма. Полар — это не только развлечение, но и пища для ума, поэтому им не брезгуют интеллектуалы.

Не тронь добычу (1954)

Режиссер: Жак Беккер

Стареющий рецидивист Макс вместе с подельником и лучшим другом Ритоном крадут восемь золотых слитков в аэропорту Орли. После этого они

решают залечь на дно, но Ритон выбалтывает их тайну хорошенькой подружке Жози (Жанна Моро). Вскоре тайна становится известна кому-то еще, и Ритона похищают, а у Макса требуют выкуп за друга — все те же золотые слитки.

Как и большинство французских фильмов, этот — не о преступлении как таковом, а об отношениях. Как писал критик (в то время еще критик, а позже режиссер) Франсуа Трюффо, «главная тема фильма Беккера — дружба и неизбежность старения». И то и другое с блеском отыгрывает Жан Габен, гениальный французский актер, который мог одной лишь ухмылкой рассказать больше, чем его коллеги — десятками страниц диалогов.

Ну и название, конечно же, замечательное.

Не тронь добычу

«Не тронь добычу» (1954)

Мужские разборки (1955)

Режиссер: Жюль Дассен

«Из одного из худших детективов, которые я читал, Жюль Дассен сотворил лучший кинодетектив, который я видел», — восторгался фильмом все тот же Франсуа Трюффо. «Худшим» детективом он назвал одноименный дебютный роман Огюста ле Бретона (позже он написал еще 76 штук), бывшего карточного игрока и вора-карманника.

«Разборки» — история грабителя, отмотавшего пятилетний срок и вернувшегося в Париж. Там он поневоле втянулся в войну между двумя криминальными кланами: его друг-напарник с женой погибают, и остается лишь пятилетний сынишка друга, которого крупный мафиози берет в заложники.


Фильм Жюля Дассена отличается небывалой жестокостью и правдивостью в деталях: ограбление ювелирного магазина ничуть не напоминает аналогичные голливудские сцены, оно происходит в почти полной тишине, без музыки и диалогов. Ну а само насилие здесь разного толка: к примеру, главный герой наказывает изменившую ему любовницу, избивая ее ремнем. Из-за этих сцен у фильма были большие проблемы с цензурой: в США «Разборки» выпустили только после того, как к ним был присоединен нравоучительный эпиграф из Библии.

Творение Дассена — яркий представитель жанра фильм-нуар, причем в самом прямом смысле этого слова: режиссер отказался от съемок при солнечном свете, заявив, что на экране «все должно быть серым».

Долгое время считалось, что «Мужские разборки» являются наглядным пособием для воров: в Мексике, к примеру, было ограблено несколько ювелирных магазинов точно по такому же сценарию, как это происходило в фильме.

Боб-прожигатель (1956)

Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль

Фанат американских гангстерских фильмов, Мельвиль позаимствовал для своих картин голливудскую декоративность: его герои, как настоящие франты, носят плащи и шляпы, скупо цедят слова и киногенично щурятся. Именно Мельвиль романтизировал образ французского преступника:

гангстеров, воров и убийц играли у него Ален Делон, Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо. В «Бобе…» звезд пока еще нет, да и бюджет невелик, но в нем уже чувствуется дыхание Большого Стиля: Боб (Роже Дюшень) именно тот преступник, с которым вы были бы не прочь завести знакомство. Он благороден и верен принципам, он ценит дружбу и способен на глубокое чувство. Этот фильм нравился Годару (которому Мельвиль очень помог на съемках картины «На последнем дыхании»), а позже — Стэнли Кубрику и Квентину Тарантино. В 2002 году Нил Джордан снимет ремейк «Боба…» под названием «Хороший вор» с Ником Нолтом в главной роли.


На последнем дыхании (1960)

Режиссер: Жан-Люк Годар

Молодой преступник Мишель (27-летний Жан-Поль Бельмондо) без ума от гангстерских фильмов и Хэмфри Богарта: он пытается ходить как

Хэмфри, одеваться как он и жить по таким же понятиям. Подружку Мишеля, студентку журфака Патрицию, такой рискованный образ жизни крайне заводит: молодые люди крадут машины, убегают от полиции и мечтают переехать в Италию.

Ранний шедевр Годара, снятый почти без денег: актеры, как и их герои, действительно удирали от полиции, потому что за съемки на парижских улицах надо было платить. Сценария как такового тоже не было: все на ходу импровизировали. Тем не менее именно этот фильм задал канон жанра криминального фильма, а финальную сцену с погоней и трагической гибелью главного героя цитировали потом и в Европе, и в Голливуде.

На последнем дыхании

«На последнем дыхании» (1960)

Дыра (1960)

Режиссер: Жак Беккер

Жозе Джованни вслед за всеми мужчинами своей семьи, выходцев с Корсики, стал преступником. Во время очередного ограбления кого-то из его родственников застрелили, а его самого поймала полиция. 22-летнего Джованни приговорили к смертной казни, но после нескольких месяцев в камере смертников изменили приговор: вместо гильотины — 20 лет тюрьмы. Выйдя на свободу, Джованни стал писать криминальные романы. «Дыра» — самый знаменитый из них — заинтересовал режиссера Жака Беккера: он сделал Джованни одним из штатных сценаристов и главным консультантом фильма. «Дыра» рассказывает о том, как пятеро заключенных решают бежать из тюрьмы, пробив в полу проход. Роль самого матерого преступника исполнил настоящий грабитель со стажем Жан Кероди, пытавшийся когда-то обрести свободу похожим способом. Результат: самый эффектный фильм о побеге в истории кино (на втором месте, с большим отрывом, — «Побег из Шоушенка»).

Дыра

«Дыра» (1960)

Красный круг (1970)

Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль


Еще один фильм Мельвиля — на этот раз с красавцем Аленом Делоном в шляпе-федоре и крутом болоньевом плаще. Делон — преступник по имени Коре, который вот-вот обретет свободу, но так и не сумеет этой свободой распорядиться. Кроме любимца всех женщин, в фильме играют Ив Монтан и Бурвиль. Но не только ради них стоит смотреть «Красный круг», а еще ради 25-минутной сцены ограбления, снятой в полной тишине, и роскошного зеленого «Форда Мустанг», играющего в сюжете не последнюю роль.


Борсалино (1970)

Режиссер: Жак Дерей

Этот фильм Жака Дерея стал для Франции тем же, что «Однажды в Америке» и «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» для Америки. Две звезды, Ален

Делон и Жан-Поль Бельмондо, играют подружившихся молодых гангстеров, которые, повзрослев, становятся крестными отцами в Марселе, самом опасном городе страны. Они соперничают друг с другом еще и за сердце одной женщины.

Тот редкий случай, когда в одном кадре действительно встретились два заклятых конкурента, Делон и Бельмондо, старавшиеся не сталкиваться на съемочной площадке ни до, ни после. И хотя герой Бельмондо в финале погибает, именно ему, кажется, адресована большая часть зрительских симпатий. Кстати, «Борсалино» основан на реальной дружбе двух гангстеров, Поля Карбона и Франсуа Спирито, в середине 1930-х. Они тоже предпочитали шляпу одноименной марки — как и Аль Капоне, как и Бельмондо в обычной жизни.

Борсалино

«Борсалино» (1970)

Макс и жестянщики (1971)

Режиссер: Клод Соте

Мишель Пикколи играет полицейского с подмоченной репутацией, которому нужно серьезное дело, чтобы восстановить свою честь. Он заводит знакомство с проституткой Лили (Роми Шнайдер), подружкой влиятельных гангстеров, и пытается через нее спровоцировать крупное ограбление банка. Мишель Пикколи так вошел в роль, что заказал себе костюм у портного, который, по слухам, одевал исключительно воров в законе — и еще, кроме них, продажных полицейских. Ну а для Роми Шнайдер с этим фильмом наступил новый этап в карьере: более «взрослый» и серьезный.

Макс и жестянщики

«Макс и жестянщики» (1971)

Сицилийский клан (1969)

Режиссер: Анри Верней


Лихой сюжет, музыка Эннио Морриконе, святая актерская троица Ален Делон — Жан Габен — Лино Вентура (Лино, разумеется, в роли комиссара полиции, остальные — в роли харизматичных гангстеров разных поколений). Делон играет грабителя Роже Сартэ, который бежит из полицейского фургона… вырезав дыру в полу (долой иронию: таким же способом смог бежать один из знаменитых преступников Рене Жилье по кличке Трость). Чтобы уехать из страны, Роже нужна большая сумма денег, и он обращается за помощью к клану сицилийских гангстеров. Но его слабость (так часто бывает у гангстеров, и не только у них) — женщины. После ночи с женой одного из мафиози Роже и для них становится объектом охоты.

«Сицилийский клан» был очень популярен не только во Франции, но и у нас: «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова — во многом пародия именно на этот фильм.

Сицилийский клан

«Сицилийский клан» (1969)


Враг государства № 1 (2008)

Режиссер: Жан-Франсуа Рише

Жак Мерин — легендарный грабитель банков и, возможно, действительно самый знаменитый французский преступник XX века. Ступил на кривую дорожку еще в детстве: его выгнали из католической школы за то, что дал в ухо учителю. Воевал в Алжире, вернувшись, пытался начать честную жизнь, но ничего не вышло. Грабил ювелирные магазины и банки, убивал (хвастался тем, что на его счету 39 жертв), не брезговал похищениями. Мерину нравилось быть знаменитым: он охотно давал интервью, в которых пытался придать своим преступлениям политическую окраску,

и собирал о себе все газетные вырезки. Придумал свою собственную, альтернативную биографию и издал ее отдельной книгой: журналисты до сих пор не могут понять, что из того, что он написал, правда, а что — вымысел.

Жак Мерин был застрелен полицейскими во время облавы в ноябре 1979-го: копы просто устали за ним бегать, а еще больше устали от того, что его нельзя надолго посадить. Но память о Мерине жива: во «Враге государства № 1» его играет чуть ли не самый известный французский актер — Венсан Кассель. В его исполнении Мерин — очаровательный психопат, чья настоящая слабость — не деньги, а женщины.

Враг государства № 1

Враг государства № 1 (2008)

Мое сердце биться перестало (2005)

Режиссер: Жак Одиар


Одиар снял ремейк независимого фильма Джеймса Тобака «Пальцы» (1978) с молодым Харви Кейтелом (обычно ремейки снимают американцы на французские фильмы, а тут ровно наоборот). История молодого человека, который вынужден продолжить «семейное дело» отца-гангстера, хотя мечтает стать концертирующим пианистом. Днем он берет уроки музыки, по ночам с помощью бейсбольной биты выбивает долги. В новом фильме несчастного гангстера играет Ромен Дюри, и играет блестяще.

Пророк (2009)

Режиссер: Жак Одиар

Большие надежды 19-летнего парня рушатся после того, как он по­падает за решетку: у него нет друзей ни в тюрьме, ни за ее пределами, но подобные обстоятельства отлично закаляют характер. Камерный шедевр Жака Одиара вне традиции французского полара, но рассказывает, в принципе, о том же: даже самый слабый одиночка может вскарабкаться на вершину пищевой пирамиды и превратиться в матерого волка. Так и юный араб Малик, работая на корсиканскую мафию, неожиданно превращается в правую руку крестного отца, а потом и сам метит на его место. Девять премий «Сезар», Гран-при Канн и номинация на «Оскар» в придачу.

Пророк

«Пророк» (2009)

Загрузка...