Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Великолепная шестерка»: 6 отечественных фильмов, получивших «Оскар»

0

В ожидании 89-го «Оскара» Tele.ru рассказывает о «великолепной шестерке»
— 6 советских и российских фильмах, ставших лауреатами этой
престижнейшей премии.

1. «Разгром немецких войск под Москвой»

Первой нашей картиной, завоевавшей «Оскар», стал документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин снимали в ноябре и декабре 1941 года. Среди 15 кинооператоров был и знаменитый Роман Кармен (это его жена Майя стала возлюбленной писателя Василия Аксенова, описавшего впоследствии свою «лав стори» в романе «Таинственная страсть». В книге и снятом по ней сериале Майя носит имя Ралисса, а Роман Кармен — Семен Кочевой). Операторы снимали фильм в тридцатиградусные морозы, у них замерзали киноаппараты, коченели руки. Но не это самое страшное: некоторые погибали на задании. Режиссеры в прямом смысле слова жили на киностудии: подвальный этаж превратился в нечто среднее между квартирой и казармой. Фильм монтировали, не прерываясь даже на воздушные тревоги. Для показа в США картину переозвучили, перемонтировали и назвали «Москва наносит ответный удар». Под этим названием она и получила награду как лучший документальный фильм в 1943 году.


Аафиша документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой»

2. «Война и мир»

Фильм Сергея Бондарчука — первое советское художественное кино, получившее «Оскар». 4-серийный фильм снимали неслыханно долго — целых шесть лет, причем Бондарчук не только снимал этот грандиозный проект, но и играл одну из главных ролей — Пьера Безухова, а его жену Элен Безухову — жена Бондарчука Ирина Скобцева. На роль Наташи Ростовой пробовались такие звезды как Анастасия Вертинская и Людмила Гурченко, но Бондарчук решил снимать 19-летнюю выпускницу хореографического училища Людмилу Савельеву, которая до этого в кино не играла. Для съемок использовали коллекции 58 музеев, необходимые декорации делали 40 предприятий, специально был сформирован кинематографический кавалерийский полк, состоящий из полутора тысяч всадников — потом он участвовал в съемках фильмов «Белое солнце пустыни», «О бедном гусаре замолвите слово» и многих других. Бородинское сражение снимали, прикрепив камеру к протянутой над «полем битвы» канатной дороге. А первый бал Наташи Ростовой оператор снимал, встав для передачи атмосферы танца и кружения на роликовые коньки: помощник катал его среди танцующих. Во время съемок у Бондарчука была клиническая смерть и его чудом спасли. Очнувшись, он сказал: «Теперь я знаю, как снимать смерть Андрея: он должен уходить не во тьму, а в свет». Все усилия и жертвы оценили, в 1969 году картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Но получал награду не режиссер, а «Наташа» Людмила Савельева.



Сергей Бондарчук в фильме «Война и Мир». Фото: Global Look Press

3. «Дерсу Узала»

В 1976 году премию получил русско-японский фильм «Дерсу Узала», снятый по роману русского исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева знаменитым японским режиссером Акирой Куросавой. Он мечтал снять историю наивного мудрого охотника Дерсу несколько десятилетий и воплотил идею в жизнь уже будучи мэтром. Куросава хотел снять кино на острове Хоккайдо, но передумал: природа Уссурийского края была куда богаче. Поэтому съемки проходили в Приморье — именно в тех местах, где жили герои Арсеньева. Писателя в кино сыграл Юрий Соломин, а Дерсу — один из создателей тувинского национального Театра Максим Мунзук. Забирать «Оскар» неожиданно пришлось нашему легендарному режиссеру Георгию Данелии: он представлял своего «Афоню» на кинофоруме в Лос-Анджелесе. Эту трагикомическую историю он рассказывал в интервью «Теленеделе», вышедшем с заголовком «Оскар» я получал с зубами в кармане».


Максим  Мунзук и Юрий Соломин.Кадр из фильма «Дерсу Узала»

4. «Москва слезам не верит»

В 1981 году «Оскар» завоевала картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — это был всего лишь второй его полнометражный фильм! Простенький сценарий, написанный Валентином Черных за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занявший там третье место, не очень понравился Меньшову, поэтому он внес в него 44 поправки. Не понравился сценарий и Ирине Купченко, и Маргарите Тереховой, и Анастасии Вертинской — все они отказались от главной роли, которую в итоге сыграла жена режиссера Вера Алентова. Она, впрочем, тоже не была от этой истории в большом восторге. Денег на создание мелодрамы ушло немного, критика ее приняла прохладно — но зрители пришли в восторг!



Владимир Меньшов. Фото: Global Look Press

На «Оскаре» фильм нашего начинающего режиссера предпочли картине знаменитых режиссеров Акиры Куросавы «Тень воина» и Франсуа Трюффо «Последнее метро». Но Меньшов на церемонии не присутствовал: он был невыездным. Когда друзья позвонили ему и сообщили сенсационную новость, он принял ее за розыгрыш: дело было 1 апреля. Поверил, лишь когда позвонили из «Госкино», а потом объявили о победе в программе «Время». Статуэтку забрал советский атташе по культуре. Режиссеру ее потом дали подержать в «Госкино» — и попросили вернуть. А насовсем отдали лишь в 1989 году.



Ирина Муравьева и Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит». Фото: Global Look Press

5. «Утомленные солнцем»

В 1995 году награду получила картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Роль Мити Никита Сергеевич писал специально для Олега Меньшикова, а вот Марусей он изначально хотел сделать Елену Яковлеву — но передумал, познакомившись с Ингеборгой Дапкунайте и увидев ее улыбку. Дочь Маруси и комдива Котова, которого сыграл сам режиссер, — первая работа в художественном фильме Надежды Михалковой, которой на момент съемок было 7 лет.



Олег Меньшиков, кадр из фильма «Утомленные солнцем»

Несмотря на возраст и семейные связи, девочке достались серьезные испытания: во время сцены в бане она упала в обморок от жары, а на пляже страшно мерзла, поскольку съемки сцены проходили в ноябре. В перерывах между дублями Надя была в пуховике, по команде «мотор» его снимали, и она радостно неслась купаться. Артисты лежали в купальных костюмах на холодной земле, с которой перед съемкой счищали изморозь, и полоскали рты холодной водой, чтобы не шел пар. Так что утомлены они были отнюдь не солнцем…


Никита и Надежда Михалковы и Ингеборга Дапкунайте.Кадр из фильма «Утомленные солнцем»

6. «Старик и море»

В 2000 году лучшим короткометражным фильмом признали анимационную картину Александра Петрова «Старик и море». Главного героя, рыбака Сантьяго, мультипликатор рисовал со своего тестя.



Александр Петров во время пресс-конференции. Фото: Global Look Press

Работа заняла у Петрова 30 месяцев, он делал ее в невероятно сложной технике — рисовал на белом матовом стекле масляной краской, причем по большей части не кисточками, а ладонью и пальцами. Мультфильм длится 22 минуты и для него Петров сделал 29 тысяч рисунков!



«Старик и море»
, кадр из мульфильма

Загрузка...