Разбирая Вуди Аллена по частям
Накануне премьеры «Иррационального человека» мы вспоминаем то, что делает фильмы Вуди Аллена особенными, не похожими ни на какие другие.
Главный герой-невротик (желательно из Нью-Йорка)
Разумеется, Вуди имеет в виду самого себя. «Я никогда не занимаюсь аэробикой. Невроз заменяет мне упражнения, и я занимаюсь им каждый день».
Когда Вуди был помоложе, он играл в своих фильмах главные роли. Но когда это стало выглядеть почти неприличным, он стал подыскивать себе замену в кругу таких же депрессивных невротиков. Условного Вуди играл Шон Пенн («Сладкий и гадкий»), Оуэн Уилсон («Полночь в Париже»), и даже… Кейт Бланшетт («Жасмин»). В «Иррациональном человеке» он нашел себе новое альтер-эго: философа в кризисе середины жизни сыграл Хоакин Феникс, актер, также известный своей непростой жизнью, постоянными депрессиями и регулярными визитами к психоаналитику.
"Иррациональный человек". Фото: кадр из фильма
Главный герой-писатель (или пишущий философ)
Известно, что в свои почти восемьдесят лет, Вуди не изменяет любимой печатной машинке Olympia SM3 с вечно заедающими клавишами, на ней он написал все свои сценарии, а еще рассказы для престижного журнала New Yorker. Эта привязанность, к сочинительству в целом, и машинке в частности – одна из самых глубоких: неудивительно, что Вуди протаскивает ее в каждый свой фильм. Герой «Иррационального человека» тоже пишет философскую «нетленку», пытаясь сравниться с Ницше и Кьеркегором.
"Иррациональный человек". Фото: кадр из фильма
Русская литература
«Я прошёл курс быстрого чтения и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Там про Россию». Как бы не издевался Вуди Аллен на этот счет, русскую литературу он страстно любит. Особенно писателя Достоевского, чьи бесконечные внутренние рефлексии, видимо, близки и самому Вуди. «Любовь и смерть» (1975) пародировала «Идиота» и «Братьев Карамазовых», «Матч-пойнт» (2005) была вольной экранизацией «Преступления и наказания». В «Иррациональном человеке» герой планирует идеальное преступление для всеобщего блага, вновь примеряя на себя роль Раскольникова.
"Иррациональный человек". Фото: кадр из фильма
Муза
Идеал женщины для Вуди Аллена — gamine, вчерашняя Лолита, девчонка-сорванец, наивная, и готовая к любым приключениям. В разное время его спутницами и его музами были девушки с подобной внешностью и характером: Миа Ферроу, отчасти Дайан Китон и Скарлетт Йоханссон, теперь, уже второй фильм подряд – рыжая красотка Эмма Стоун. «Женские образы удается мне лучше мужских. Возможно, потому что они гораздо больше меня волнуют».
"Иррациональный человек". Фото: кадр из фильма
Внутренний голос
Поскольку каждый его фильм – более-менее о нем самом, в них, как правило, присутствует Голос Автора, которым часто говорит сам Вуди. «Мозг – мой второй любимый орган».
Черно-белые титры и джазовый саундтрек
Как книгу узнают по обложке, так и фильмы Вуди можно безошибочно определить по открывающим и закрывающим черно-белым титрам в духе немого кино, набранных непременно шрифтом Windsor. Этот стиль был придуман в 1905 году, Вуди питает к нему особое пристрастие со времен фильма «Энни Холл» (1977). Ну, а про обожаемый Вуди джаз и говорить нечего – до 2007 года он выбирал музыку для фильмов из своей обширной меломанской коллекции. Всем известно, что Аллен сам играет на кларнете в джазовом оркестре, и регулярно пропускает «оскаровские» церемонии, потому что у него, видите ли, репетиции.
Алфавитный порядок
Вуди Аллен не видит разницы между звездой и малоизвестным актером, поэтому в титрах его фильмов все участники идут в строго алфавитном порядке. Еще один повод уважать Вуди, и им гордиться.