Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Метод Хича

0

В отличие от большинства своих звезд, Альфред Хичкок никогда не посещал психоаналитика – хотя как раз ему, наверное, стоило.

Хичкок (Hitchkok)

Страна: США, 2012

Режиссер: Саша Джервази

В ролях: Энтони Хопкинс, Хелен Миррен, Скарлетт Йоханссон, Джессика Бил

Жанр: Драма, биография

Премьера (РФ): 21 февраля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ»



«Лучшие друзья парней – это их матери»

«Психо»

В отличие от большинства своих звезд, Альфред Хичкок никогда не посещал психоаналитика – хотя как раз ему, наверное, стоило. Сын крайне набожных родителей, в своей жизни он боялся множества вещей: не только Бога, но и полиции, микробов, предметов овальной формы, но прежде всего женщин, которые символизировали для него соблазн и тайну, а, следовательно, опасность. Та, единственная, которая не вызывала у сэра Альфреда панический ужас, была его женой, ближайшей помощницей, и вообще, альтер эго. Новый фильм Саши Джервази – о миссис Хичкок, о самом маэстро саспенса, и об истории создания его самого знаменитого его фильма, «Психо».

В прошлом году вроде бы не отмечалось никакой круглой даты, связанной с именем Хичкока, однако на экраны вышло сразу два фильма о нем – снятая специально для телевидения «Девушка», о сложных взаимоотношениях режиссера с актрисой Типпи Хедрен (матери Мелани Гриффит), и гораздо более громкий «Хичкок» Саши Джервази. В «Девушке» главную роль играл не слишком известный, хотя и с запоминающейся внешностью актер Тоби Джонс, а Типпи, одну из знаменитых «хичкоковских блондинок» — Сиенна Миллер. В «Хичкоке» ведущая партия досталась сэру Энтони Хопкинсу, который «пробивал» эту роль довольно долго. Его любимых женщин сыграли, соответственно, Скарлетт Йоханссон, Джессика Бил и Хелен Миррен.

После одного перечисления имен становится понятно, почему именно к «Хичкоку» было приковано все внимание. «Звездный» состав исполнителей сигнализировал о том, что этот фильм не обойдет своим вниманием и Киноакадемия. Так оно и вышло: фильм Саши Джервази получил номинацию на «Оскар» — правда, не совсем в той категории, на которую рассчитывали авторы. «Лучший грим и прически» — это, конечно, звучит почетно, но куда в меньшей степени, чем «лучший актер», «лучший сценарий», или «лучшая режиссура».

Хотя грим и прически у сэра Энтони Хопкинса, действительно, на высоте. Художники добились фантастического внешнего сходства актера с персонажем – полностью изменив его лицо, и фигуру. Это касается, кстати, не только исполнителя главной роли – если Скарлетт Йоханссон мало чем напоминает звезду «Психо», Джанет Ли, то из Джеймса Дарси сделали точную копию Энтони Перкинса.

Внешнее сходство для Джервази было крайне важно – ведь он не просто снимал биографию режиссера, он с документальной точностью фиксировал процесс создания конкретного фильма, «первого психоаналитического триллера в истории», под названием «Психо». Этот шедевр появился на свет почти случайно – Хичкок снял его уже на седьмом десятке лет, когда от него не ждали ничего нового. Даже в собственной фильмографии Хича «Психо» выделяется очень резко – в отличие от прочих работ мастера, это настоящий фильм ужасов, снятый по мотивам обыкновенного «бульварного чтива».

В 1959-м в витринах книжных магазинов появилась скандальная новинка – роман «Психо» писателя Роберта Блоха. В истории человека, живущего под одной крышей с трупом собственной матери, имевшего обыкновение переодеваться в женскую одежду и убивать одиноких девушек, легко было узнать историю серийного убийцы из Висконсина, Эда Гейна, о котором в то время много писали в газетах.

«Психо» прочитала одна из ближайших помощниц Хичкока, его секретарша Пегги Робинсон (в фильме ее играет Тони Коллетт). Зная вкусы своего босса, Пегги решила, что эта книга станет отличным материалом для его следующего фильма. Так оно и вышло: прочитав несколько первых страниц, маэстро Хич «загорелся» настолько, что, во первых, поспешил купить права на экранизацию, а во вторых, попросил у Пегги выкупить весь тираж(!) романа в книжных магазинах и библиотеках. Все это было проделано без согласования с голливудскими студиями – Хичкок был настолько уверен, что именно «Психо» будет его следующим фильмом, что даже не позаботился о том, чтобы обеспечить себе финансовый тыл.

А позаботиться об этом, все же, наверное, стоило. По состоянию на 1959 год дела Хичкока были не то чтобы плохи – но он сам пребывал в некоем творческом и финансовом застое. Критики упрекали Хичкока в том, что он повторяется, что уже давно не придумывал ничего нового, и вообще, увлекся погоней за деньгами (в режиме конвейера как раз снимался сериал «Альфред Хичкок представляет»). Студия Paramount, с которой у режиссера был контракт, закрыла сразу два проекта, которые он разрабатывал – «Перо фламинго» и «Освобождение для судьи» (второй – в связи с беременностью Одри Хепберн). Маэстро Хич проклинал все на свете: его актрисы вечно «бросали» его накануне съемок, и все потому, что выходили замуж и беременели. Так уже случилось с Грейс Келли и Верой Майлс – теперь вот Одри… Неудивительно, что режиссер решил отомстить – его следующая звезда, так объявил он своей жене – умрет прямо посередине картины. «Психо» предоставлял ему для этого прекрасный шанс – главная героиня должна была быть зарезана в душе то ли на двадцатой, то ли на сороковой минуте фильма.

Однако студия Paramount от выбранного материала пришла далеко не в восторг. По мнению продюсеров, «Психо» стал бы настоящим творческим (и коммерческим) самоубийством – дешевое криминальное чтиво, с трансвеститом в главной роли, с океаном крови и потрошенными трупами! Хичкоку стали чинить препятствия – и тогда он решил обойтись своими силами, сняв фильм на собственные деньги, и отказавшись от своего режиссерского гонорара.

Поскольку главный герой «Психо» был сексуальным первертом, Хичкок подыскивал себе и съемочную группу с похожего рода «проблемами». К примеру, совершенно неопытного сценариста Джозефа Стефано он нанял после того, как тот поведал: у него чрезвычайно близкие отношения с матерью, и он каждую неделю посещает психоаналитика. На главную роль без промедления взяли Энтони Перкинса – голливудскую звезду, красавчика, исполнителя ролей романтических любовников. В книге убийца выглядел совершенно иначе, но для Хичкока было важнее вызвать симпатию у зрителя. И потом, Перкинс был идеальным кандидатом: латентный гомосексуалист и алкоголик (об этом знали все в Голливуде, но, разумеется, молчали), он был застенчивым и слабохарактерным мужчиной, зависимым от своих бойфрендов – а свой первый гетеросексуальный опыт с женщиной пережил только 13 лет спустя после премьеры «Психо».

Фильм снимался с ограниченным бюджетом – Хичкок старался не перейти черту в миллион долларов. Ради него звезды, вроде Джанет Ли, урезали свои гонорары в несколько раз, а большая часть съемочной группы была взята с телевидения. Кроме того, «Психо» снимался на черно-белую пленку, что по тем временам выглядело уже достаточно необычно. Однако Хичкоку такая  картинка нравилась как раз гораздо больше – он считал, что даже кровь (которую изображал шоколадный сироп) выглядит  более жутко в черном цвете, чем в красном.

В фильме Саши Джервази ясно показано, что маэстро Хичкок ассоциировал себя с убийцей, однако, в отличие от Нормана Бейтса, он умело прятал свои желания. В страстном влечении к блондинкам (холодным, недоступным блондинкам, стоит заметить), сэру Альфреду, действительно не было равных. Он стремился контролировать своих актрис во всем, подбирал им одежду и мужей – что не мешало ему потом хладнокровно убивать их на экране.

Звезда «Психо», Джанет Ли (в фильме ее играет Скарлетт Йоханссон), была все же немного другой. Жизнерадостная и открытая, она не поддавалась на провокации режиссера, и даже его «оригинальные» шутки (Хич часто «забывал» в ее гримерной чучело трупа), воспринимала с юмором. Джанет Ли, кстати, «подсадила» Хичкока на фруктовую карамель – и эту же карамель с таким наслаждением грызет в «Психо» Норман Бейтс.

«Сцена в душе», которую до сих пор называют самой жуткой в истории кино, со временем обросла множеством мифов. Ее снимали неделю – говорят, что вместо Джанет Ли использовали тело дублерши, что актрису поливали ледяной водой, чтобы вызвать ее «естественную», паническую реакцию, что ей вообще не говорили о том, что сейчас произойдет (то есть что ее будут резать ножом)… В фильме Джервази к этим мифам добавился еще один – что режиссер, якобы для эффекта неожиданности сам ворвался в душевую кабинку и стал размахивать лезвием в опасной близости от лица Джанет…

Так или иначе, но цензоры, увидев готовый фильм, пришли в ужас, и заявили, что ни в коем случае не выпустят «Психо» на экраны. Что согласно «кодексу Хейса» в кадре не может быть показан ни лифчик главной героини, ни постельная сцена, ни, тем более, кадр с унитазом, в котором Марион «смывает» вещественные доказательства. Фильм было решено показывать только в двух-трех маленьких кинотеатрах, и исключительно из уважения к Хичкоку. В ответ на это маэстро Хич предпринял беспрецедентные меры: он сам занялся рекламной кампанией фильма. Во первых, запретил своим актерам рассказывать о фильме в интервью. Во вторых, дал жесткое предписание владельцам кинотеатров, что в зал не будут впускать опоздавших. В третьих, придумал афиши, на которых велся «обратный отсчет» до премьеры… Результатом были длинные очереди  и ажиотажи по поводу лишнего билетика. Зрители пересматривали «Психо» по несколько раз, вжимаясь в кресла от ужаса, и испытывая невозможность оторваться от экрана…

У Саши Джервази успех фильма объясняется просто: «Психо» оказался настолько популярным, потому что, по сути, вскрывал потайные мысли и желания режиссера. Второй причиной успеха было участие в проекте жены Хичкока, Альмы. Именно она, вечная «женщина в тени», подсказала Хичу, кто должен играть главные роли, согласилась заложить дом, написала большую часть диалогов, и придумала знаменитую сцену с монтажными склейками в душе, из-за которой зритель чувствовал себя не столько свидетелем, сколько соучастником преступления. Альма следила за всем – и за тем, чем питается ее муж, и на каких женщин смотрит. Она знала его лучше, чем кто-то другой, и была ему не столько женой (спали супруги на разных кроватях), сколько его тенью, той самой фигурой Матери, которой в реальной жизни сэру Альфреду, как и Норману Бейтсу, так сильно не хватало. И именно поэтому «Хичкок» Саши Джервази может как привести в восторг, так и обмануть в ожиданиях: собственно, это фильм о генеральской жене, о той, которая исполняла множество второстепенных ролей, так и не добравшись до главной. «Ты – моя самая главная хичкоковская блондинка», — объявляет ей сэр Альфред в финале. «Я ждала этого признания 30 лет», — говорит ему Альма. «Именно поэтому меня и называют маэстро саспенса».

Загрузка...