Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Если мы «просто» роботы, то вы – «просто» приматы»: «Страховщик» и другие фильмы про искусственный интеллект

0

Tele.ru вспомнил еще фильмы про искусственный разум, сумевший превзойти человеческий.


В 1942 году в рассказе «Хоровод» Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники, законы, по которым до сих пор строятся сюжеты про искусственный интеллект: «Робот не может причинить вред человеку», «Робот должен подчиняться приказам человека», «Робот должен заботиться о собственной безопасности». Но в новом фантастическом триллере «Страховщик» наглядно показывают, что правила эти работают лишь до определенного момента.


«Робокоп» (1987)

Режиссер Пол Верховен


Классика голливудского сай-фая невероятно популярна и в нашей стране. Наполовину человек, наполовину машина Робокоп патрулирует улицы мегаполиса будущего и оказывается человечнее многих своих «живых» коллег. В конце фильма обретает еще и свое настоящее имя – в ответ на вопрос, как его зовут, отвечает «Мерфи». Впоследствии вышло еще два продолжения «Робокопа», а недавно сняли и полноценный ремейк – но по-настоящему прекрасен только оригинал. 

 

«Матрица» (1999)

Режиссеры братья Вачовски


В элегантном строгом костюме и черных очках, с непроницаемым лицом Хьюго Уивинга – это агент Смит, компьютерная программа, автономный модуль-агент, тем более страшный, что его невозможно ни уничтожить, ни остановить. Он ненавидит людей за несовершенство и неспособность принять мир без страданий. Мизантроп и маргинал – отделившись от Системы, превратился в смертоносный вирус. Мало кто знает, что роль агента Смита писалась для Жана Рено – но он предпочел сняться в «Годзилле». 

 

«Искусственный разум» (2001)

Режиссер Стивен Спилберг

Стэнли Кубрик искал материал для своего следующего фантастического фильма несколько лет – «Космическая одиссея 2001 года» оказалась шедевром и объектом культа, ожидания надо было оправдать. Его выбор пал на рассказ Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на все лето»: главный герой – экспериментальный мальчик-робот Дэвид, внешне неотличимый от человека. Дэвид запрограммирован на любовь к своим человеческим владельцам, и предательство «мамы» разбивает его сердце точно так же, как разбило бы сердце любого ребенка.

Кубрик умер в 1999-м. Незадолго до смерти он отдал почти готовый сценарий Спилбергу со словами «Это больше твой материал, чем мой». Все правда: в «Искусственном интеллекте» больше сентиментальности, чем во всех фильмах Кубрика вместе взятых. 

 

«Луна 2112» (2009)

Режиссер Данкан Джонс

В 2026 году ученые с Земли нашли выход из энергетического кризиса: необходимое топливо, под названием «гелиум-три» можно добывать на Луне. Астронавт Сэм Белл проторчал на лунной станции уже три года и готовится к возвращению домой, но конец его «командировки» превращается в сущий кошмар, когда на борту космической станции обнаруживается еще один Сэм Белл…


В этом минималистичном триллере всего два персонажа: и кроме, собственно, Сэма Белла, это – компьютер Герти, выглядящий как механическая рука с экраном-«смайликом». Как и HAL-9000 из «Космической одиссеи» Кубрика, Герти испытывает собственные чувства и даже волен поступать вопреки инструкциям (к тому же в оригинале он говорит  голосом Кевина Спейси). Режиссер «Луны» — сын музыканта Дэвида Боуи, изучавший философию в университете. Его дипломная работа называлась «Как убить своего компьютерного друга: Изучение проблемы интеллекта и тела, а также как это связано с гипотетическим созданием думающей машины».

 

 

«Она» (2013)

Режиссер Спайк Джонз

Теодор живет в довольно унылом мире будущем и занимается тем, что пишет любовные письма за людей, которые слишком ленивы, или недостаточно талантливы, или слишком заняты, чтобы делать это. У человека такой романтической профессии и любовь должна быть такого же толка: и вот однажды Теодор влюбляется в… операционную систему. У «нее» есть не только определенный, женский род, но и имя – Саманта, а еще голос – Скарлетт Йоханссон. И для Теодора это любовь по-настоящему: пара гуляет вместе, занимается виртуальным сексом, ревнует друг друга… Правда, заканчивается все банально – Саманта, оказывается, любила еще тысячи мужчин-пользователей (и всех «по-настоящему»). Несмотря на кажущуюся оригинальность сюжета, «Она» появилась, конечно, не случайно: ей предшествовала, например, «Симона» Эндрю Никкола, про виртуальный симулятор «девушки мечты». 

 

Загрузка...