Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

7 самых ярких кинообразов Никиты Михалкова

0

Одному из самых успешных российских актеров и режиссеров Никите Михалкову 21 октября исполняется 70 лет. На его счету десятки фильмов, которые в свое время получили немало международных наград и премий. Но широкую известность Михалкову принесли, в первую очередь, его актерские работы. Мы решили вспомнить самые яркие образы, созданные Никитой Сергеевичем в кино.

Коля, «Я шагаю по Москве», 1963 год


Исполнителя главного героя в фильме нашли быстро. Сценарист картины Геннадий Шпаликов дружил с Андреем Кончаловским и предложил Георгию Данелии попробовать на роль младшего брата Кончаловского — 18-летнего Никиту Михалкова. Нужно сказать, что до знаменитой ленты молодой человек уже успел дебютировать в эпизодических ролях в разных фильмах. Данелия отнекивался, мол, видел его недавно — «гадкий утенок». Однако когда на пробы пришел высокий и возмужавший парень, сразу же дал свое «добро».

Известная сцена в картине — герой Михалкова исполняет песню «А я иду, шагаю по Москве», стала одной из самых популярных композиций шестидесятых годов. До сих пор Никита Сергеевич считает ту свою первую главную роль в кино «счастливым свободным полетом» и вспоминает о том времени с ностальгической нежностью.

"Я шагаю по Москве", кадр из фильма

Юный Никита Михалков в картине Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Фото: кадр из фильма

Есаул Брылов,  «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 год


В возрасте 28 лет Михалков снимает свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Также он исполнил в картине одну из ролей — есаула Александра Брылова, банда которого нападает на поезд. Действие фильма разворачивается в двадцатых годах прошлого века после окончания Гражданской войны. Несколько бойцов Красной Армии собираются переправить в Москву золото, реквизированное у буржуазии, чтобы на вырученные средства купить продукты для голодающих Поволжья. Однако план срывается, и золото похищают бандиты во главе с героем Михалкова… Съемки проходили под Грозным, и вот как позже Никита Сергеевич вспоминал о сцене ограбления: «Построили мы массовку, рассчитали на первый – второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?». Для них это было оскорбительно».

"Свой среди чужих, чужой среди своих", кадр из фильма

Никита Михалков в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих" совместил актерскую и режиссерскую работу. Фото: кадр из фильма

Генри Баскервиль, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», 1981 год


Не обошлось без Никиты Михалкова и в детективе «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: собака Баскервилей» — там он сыграл сэра Генри, племянника погибшего Чарльза Баскервиля, смерть которого расследует Холмс. Кстати, Никита Сергеевич появился в картине случайно: просто заехал в гости, чтобы повидать друзей-актеров, снимавшихся в этой картине на киностудии «Ленфильм». Режиссер Игорь Масленников хотел пригласить на роль сэра Генри Николая Губенко, но тот отказался. А в удачно подвернувшемся Михалкове Игорь Федорович увидел эдакого персонажа из оперетты «Роз-Мари» — техасца с седлом подмышкой и закрученными усами. С первой сцены же, в которой появляется актер, становится очевидно, что в кадр шагнул персонаж из американских комиксов. Образ сэра Генри в исполнении Никиты Михалкова носил явно комический характер: он шумел, пил и взламывал винные шкафы.

"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей", кадр из фильма

Никита Михалков в фильме Игоря Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей". Фото: кадр из фильма

Проводник Андрей, «Вокзал для двоих», 1982 год

Эту не очень-то и большую роль Михалкова многие считают самой запоминающейся его работой в кино. В ленте Эльдара Рязанова актер сыграл наглого и хамоватового проводника поезда Андрея, который в суматохе уезжает, прихватив с собой паспорт главного героя — Платона (Олег Басилашвили). Таким образом, проводник сыграл важную роль в жизни Платона: пока тому не вернут паспорт, он вынужден оставаться на вокзале. Именно с этим героем в картине связано большинство сатиры, впрочем, весь фильм Эльдара Рязанова можно назвать иронией и насмешкой. И, конечно же, слова героя «Сама, сама, сама», которые он произносит своей любовнице официантке Вере (Людмила Гурченко), стали крылатыми.

"Вокзал для двоих", кадр из фильма

Никита Михалков с Людмилой Гурченко в картине Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих". Фото: кадр из фильма

Сергей Сергеевич Паратов,  «Жестокий романс», 1984 год

В фильме Эльдара Рязанова по мотивам «Бесприданницы» Островского артисту досталась главная мужская роль — знатного жениха, владельца крупной судоходной компании и потомственного дворянина, который ухаживает за «бесприданницей» Ларисой Огудаловой (Лариса Гузеева). Эльдар Александрович в своих воспоминаниях о съемках фильма писал: «Показать Паратова, который любит Ларису, но отказывается от нее из-за денег, растаптывая не только ее любовь, но и свое чувство, казалось нам — мне и исполнителю роли Никите Михалкову — более глубоким, более страшным, более социальным, чем привычное прочтение этого персонажа как фата и совратителя».

За историей любви Сергея Паратова и Ларисы Огудаловой в СССР зрители наблюдали с большим интересом — по версии журнала «Советский экран», эта лента была признана лучшим фильмом года, а Никита Михалков стал лучшим актером года.

"Жестокий романс", кадр из фильма

Никита Михалков в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс". Фото: кадр из фильма

Комдив Котов, «Утомленные солнцем», 1994 год

Еще одна яркая актерская и режиссерская работа Никиты Михалкова. Здесь он играет любимца Сталина, командира дивизии Сергея Котова, который проводит дома, в кругу семьи, последний день, прежде чем быть обвиненным в заговоре и арестованным сотрудниками НКВД. Любопытно, что комдив Котов существовал в действительности: начальник Липецкой высшей летно-тактической школы ВВС РКК комдив Николай Котов был расстрелян в 1938-м году. Но, работая над картиной,  Никита Михалков не знал, что

вымышленный им и сценаристом фильмов Рустамом Ибрагимбековым персонаж существовал в действительности. Узнав о реально существовавшем комдиве, Никита Михалков был поражен таким совпадением.

После получения Никитой Сергеевичем «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем» и Большого приза жюри Каннского кинофестиваля завод «Кристалл» выпустил водку с его фото в форме высшего командирского состава 1930-х годов.

"Утомленные солнцем", кадр из фильма

Никита Михалков в роли комдива Котова в собственной киноленте "Утомленные солнцем". Фото: кадр из фильма

Криминальный авторитет Сергей Михайлович, «Жмурки», 2005 год

В черной комедии, слоган который звучал так: «Для тех, кто выжил в 90-е» Алексея Балабанова, Никита Михалков выступил в неожиданной для себя, да и для нас, зрителей, роли — сыграл криминального авторитета Михалыча. Этот колоритнейший персонаж с

низким лбом, пышными усами, с толстой золотой цепью на шее и татуировкой «СССР» на широкой авторитетной груди помешан на своем малолетнем сыне Владике. Как следует из интервью, которое давал Никита Сергеевич, первоначально в сценарии Михалыч был другой, но Михалков этого персонажа сам несколько «подретушировал». В результате получился запоминающийся образ эдакого чадолюбивого («Владик! Мамка заругает!»), юморного («Ну усе, карачун тебе, Церетели») и весьма крутого мужичка. «Жмурки» — это хулиганская картина. И я здесь хулиганю. И мне это нравится… Это кино, где есть персонажи, которых ты любишь. Другой вопрос, а можно ли, а нравственно ли… И потом, режиссер очень правильно использует свой авторитет и уважение к себе. Думаю, что это очень правильный ход — даже на маленькие роли пригласить известных актеров. Разговор ведь идет не о том, чтобы открыть новые звезды, а о том, как их использовать. Это абсолютно комиксовая идея, и она себя оправдала». – рассказывал Михалков.

"Жмурки", кадр из фильма

Никита Михалков в фильме Алексея Балабанова "Жмурки". Фото: кадр из фильма

Загрузка...