Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Лучшие фильмы о космосе: почему люди летают

0

История освоения космоса всегда будоражила моё воображение, и в День космонавтики я решила пересмотреть фильмы на эту тему.

"ЗВЁЗДНЫЕ СОБАКИ: БЕЛКА И СТРЕЛКА" (Россия, 2010 г.)

Первым на очереди был мультик "ЗВЁЗДНЫЕ СОБАКИ: БЕЛКА И СТРЕЛКА". Почему бы нет? В конце концов, эти милые собачки бороздили околоземную орбиту гораздо раньше, чем туда отправили Юрия Гагарина. Все нормальные дети посмотрели этот мультик еще в 2010 году, когда он вышел в прокат, но мне, не обремененной заботами о подрастающем поколении, было не до этого. А сейчас вдруг стало "до того".


Главные героини: Белка –  цирковая собачка, Стрелка – простая дворняга, крыс Веня –  авантюристичный позер. Кроме них есть ещё тройка злых собак и куча других животных: Белкины друзья по цирковой труппе, собаки в отряде космонавтов и другие. Из-за неудачного трюка Белка улетает к черту на кулички и плюхается рядом с Крысом и Стрелкой, которые оказались вместе по стечению обстоятельств. Найти свой цирк Белка не может, приходится коротать время в обществе новых знакомых. Волею судьбы все трое прибывают на Байконур в отряд животных-космонавтов, который в основном состоит из крыс и собак. Веня, Белка, Стрелка и еще штук двадцать маленьких крысят с честью проходят отбор и улетают в космос. Там их ждут неожиданные встречи, опасности, испытания и счастливое возвращение домой. В итоге Белка находит в космосе свою любовь, на земле возвращается в свой цирк. Стрелка же уже на Земле наконец-то встречает свою маму, а Веня делает карьеру на преподавательской стезе. При этом вся история рассказана от имени сына Белки и инструктора космического отряда Казбека, которого отправили в Белый Дом в Америку в качестве подарка детям американского президента.

Звездные-собаки-Белка-и-Стрелка

Мультик я смотрела с восторгом и удовольствием. Причем на 70 процентов мои восторги связаны с озвучанием мультяшных персонажей. Я просто заслушалась работой актеров. Голоса Елены Яковлевой (Стрелка) и Анны Большовой (Белка) я вообще не узнала. Если бы заранее не посмотрела, никогда не догадалась бы! Зато необыкновенный тембр Сергея Гармаша (инструктор космического отряда Казбек) с кем-то спутать или не узнать трудно. Но больше всех впечатлил крыс Веня (Евгений Миронов). Необыкновенный актер необыкновенно сыграл голосом необыкновенную крысу. Только ради этого стоило смотреть мультфильм! Кстати, жаль, что в названии почему-то не упомянут крыс Веня. В мультике он и еще штук двадцать крысят на равных летали с собачками в космос. И почему их обделили вниманием? Страна должна знать своих героев!

Звездные-собаки-Белка-и-Стрелка

"АПОЛЛОН 13" (США, 1995 г.)


Следующим фильмом стал американский блокбастер "АПОЛЛОН 13", который снял Рон Ховард. Фильм про очередную катастрофу. Американцев хлебом не корми, дай поснимать этот жанр, тем более, что жизнь постоянно подкидывает пищу для таких сюжетов. Вот и в основу “Аполлон 13” положена  совершенно реальная история с неудачной миссией на Луну. Получился блокбастер на производственную тему. Просто производство у каждого своё и масштаб катастроф на каждом производстве тоже свой.

Вот у ребят-астронавтов работа такая –  долететь до Луны. Не получилось. На подлете к Луне чего-то там неисправное замкнуло-заискрило-взорвалось и миссия накрылась медным тазом. Ребята во главе с героем, которого играет Том Хенкс (кстати, единственный по-настоящему звездный актёр в актерском составе фильма) и группа поддержки на Земле искали-искали способ оптимально устроить работу оборудования так, чтобы ресурса аппарата хватило на разворот и возвращение назад, и нашли. И вернулись. И все были счастливы.

Апполон-13 Tom Hanks

Посмотрела фильм с интересом, несмотря на обилие всевозможных технических подробностей и специфических диалогов, когда герои обсуждают какой рубильник включить, а какой выключить. Вот всякий раз смотрю и поражаюсь: умеют же в Голливуде так мастерски расставить акценты, что едва только начинаешь уставать от рутинной сцены и вдруг – хрясь! –  что-нибудь интересное да и происходит. В нужный момент наступает кульминация и, как обычно после просмотра американских блокбастеров, остается ощущение, что американцы победили. Не важно кого и где. Даже в провальной попытке повторить свой же полет на Луну. Победили и все дела.

Tom Hanks Апполон-13

"УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ" (СССР, 1972 г.)


На самом деле победили, конечно же, не американцы, а наши. Кто не знает, пусть смотрит советский фильм "УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ", который режиссер Даниил Храбровицкий снял давным-давно –  к десятилетию полета Гагарина.  А на экране картина появилась годом позже в 1972 из-за того, что цензура кромсала фильм как только могла, боясь, что злые америкосы, посмотрев на экран, узнают какую-нибудь нашу очередную "тайну золотого ключика". Картина про то, как развивалась советская космонавтика, показана через историю жизни ее основоположника. В фильме этот человек носит имя Андрей Башкирцев, в жизни его звали Сергей Королёв.

Первый раз я смотрела это кино в глубоком детстве. Лет 5 или 6 мне было, не помню. Зато хорошо помню, что осталось ощущение необыкновенного величия космических полетов и грандиозной музыки фильма (теперь это принято называть саундтреком). Поэтому сейчас пересмотрела картину с особым интересом. Музыка Андрея Петрова действительно гениальна. Она потрясает даже больше, чем сами полеты в космос. Съемки на Байконуре сохранившееся грандиозное детское впечатление от фильма подкрепили –  красиво, величественно, устремлено ввысь. А вот главный герой вызвал просто несусветный ужас, при всем том, что его играет один из самых обаятельных секс-символов советского кино Кирилл Лавров.

Укрощение-огня Кирилл Лавров

Я поражаюсь: вздорный, эгоистичный бесцеремонный деспот всю жизнь увлечен идей полетов в космос. На пути к этой цели он совершенно безобразно обращается с женщиной, которая его любит, по сути, ломает ей жизнь всякий раз, когда она подворачивается ему под руку. Пожалуйста, кто-нибудь скажите мне, что настоящий Королёв был не такой моральный урод!  В конце концов, недаром в анонсах этого фильма пишут, что Башкирцев –  это не прототип Королёва, а некий собирательный образ, но в общем-то  ситуацию не улучшает. Это вам не сентиментальные америкосы, которые не важно на Земле они или на Луне, любят жен и детей и просто ходят в космос на работу. Собирательный Башкирцев в буквальном смысле ногами отшвыривает рыдающую девушку, которая его обожает и не хочет отпускать в Москву (мне прямо жалко стало бедную Аду Роговцеву, исполнявшую эту роль, что ее так долбанули), а потом в конце жизни страдает от одиночества.

Укрощение-огня Кирилл Лавров

"БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ" (Россия, 2008 г.)

Фильм "БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ" Алексей Герман младший снял в 2008 году. Наделал он тогда много шума –  собрал всевозможные награды на наших и международный кинофестивалях. Тут показана история запуска первого человека в космос с другой стороны, нежели в советском панегирике "Укрощение огня".


История там такая: врач (его играет грузинский актер Мираб Нинидзе) работает в центре подготовки космонавтов. До запуска ракеты с Юрием Гагариным остается шесть недель. Все это время врач, как и положено настоящему русскому интеллигенту (не важно, что по национальности герой наполовину грузин), упорно рефлексирует на тему: "нужно ли рисковать жизнью человека во имя идеи?". Ибо стопроцентной гарантии, что первый полет в космос пройдет успешно и космонавт не погибнет, нет. В конце концов, не вынеся страданий, врач умирает от сердечного приступа как раз в тот момент, когда ракета взлетает.

Бумажный-солдат

Честно сказать, от главного героя я тоже осталась не в восторге. Вроде мучается совестливый дядька от сознания, что своими руками может отправить человека на тот свет, но при этом, опять же, с идиотским эгоизмом относится к своим близким. Фоном идет отряд космонавтов, в котором угадываются Гагарин (кстати, удивительно, но малоизвестный актер Валентин Кузнецов улыбкой действительно похож на Гагарина, а вот глазами нет), Титов и еще куча народу, которые не рефлексируют вовсе, а просто работают себе и работают, потому что жизнь у них такая. В конце концов, кто-то же должен работать, пока другие шастают туда-сюда перед камерой, хватаясь руками за голову.


Кстати, весь фильм недоумевала: почему это некоторые герои ходят так элегантно, по-пижонски одетые, в белоснежных рубашечках среди непролазной грязи? Чулпан Хаматова (жена главного героя), вообще с обалденной "бабеттой" на голове.  Потом дошло:  это такой иносказательный язык — вот, мол, наши шестидесятники все в "белом".  И еще один штрих понравился: полуразвалившиеся бараки, мусор, развалюхи-машины на фоне взлетающей ракеты. Это вообще по-нашему, –  в бытовом плане живем кое-как, зато ракеты в космос запускаем. И очень понравилась операторская работа и работа художника фильма — визуально картина сделана в лучших традициях авторской черно-белой фотографии.  Понятное дело, что такие фильмы не для широких масс, нормальные люди выключат его уже через десять минут просмотра. Неудивительно, что сборы от проката едва покрыли восьмую часть затрат на него. Зато урожай фестивальных наград вполне объясним — авторское кино там всегда в почете.

Бумажный-солдат Чулпан Хаматова Мераб Нинидзе

 "ГАГАРИН. ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ" (Россия, 2013 г.)

Фильм "ГАГАРИН. ПЕРВЫЙ В КОСМОСЕ" совсем свежий. Картина вышла на экраны в прошлом году и стала первым фильмом-биографией, на который дала согласие семья космонавта. В отличие от "Бумажного солдата" и "Укрощения огня", в этом фильме рассказана история самого космонавта, а не тех, кто готовил его к полету. 

С момента первого полета человека в космос прошло уже более 50 лет, но его подробности продолжают волновать современных мечтателей. Старт космического корабля "Восток" с космонавтом Гагариным на борту был назначен на 12 апреля 1961 года и произведен в 09:07 по московскому времени. В корабль сел никому не известный 27-летний старший лейтенант, а уже вечером имя майора Юрия Алексеевича Гагарина произносили во всех уголках Земли. Он стал легендой еще при жизни. С ним мечтали познакомиться все: от простых школьников до членов королевских семей. На него хотели быть похожими, в его честь называли детей. Но при этом о первом космонавте не было снято ни одного фильма. 
Семья Гагарина многие годы была против экранизации биографии Юрия, однако когда за дело взялся режиссер Павел Пархоменко и предложил им сценарий картины под названием "Гагарин. Первый в космосе", родственники все-таки сдались. В итоге свет увидела картина, рассказывающая зрителям о жизни Юрия Гагарина, о его детстве, отношениях с женой и с Королёвым и, конечно же, о самом полете. «Мы уже не раз получали подобные предложения, но мне впервые показалось, что попытка снять художественный фильм про моего отца увенчается успехом, – рассказала Елена Гагарина на премьере картины. – Было очень трогательно, когда актер, играющий моего отца, очень волновался. Вы тоже непременно увидите это. Я думаю, что "Гагарин. Первый в космосе" стал фильмом, которым его создатели могут гордиться".
Кастинг на главные роли шел долго, искали актеров, максимально похожих на исторических персонажей. В итоге, на роль Сергея Королева утвердили Михаила Филиппова, известного по сериалам «Дети Арбата» и «Петербургские тайны», а вот идеальным Гагариным признали 26-летнего Ярослава Жалнина, который пока не так знаменит. Кроме них в фильме появятся Инга Стрелкова-Оболдина, Надежда Маркина и Владимир Стеклов. Интересно, что сам фильм длится 108 минут – ровно столько, сколько продолжался первый полет.
Гагарин. Первый в космосе

"СОЛЯРИС" (СССР, 1972 г.)

Завершить свою "космическую эпопею" кинопросмотров решила знаменитым "СОЛЯРИСОМ" Андрея Тарковского, снятого в 1972 году, хотя поначалу и было решено смотреть фильмы без фантастического сюжета, а отражающие реальный ход вещей ("Белка и Стрелка", конечно же не в счет!)


Главного героя, по профессии психолога (играет его мой любимый актер советского кино обаяшка Донатас Банионис) отправляют на орбитальную станцию, которая вот уже продолжительное время находится у далекой планеты Солярис и космонавты которой ведут себя странно: то вообще не выходят на связь, то выходят и несут какую-то околесицу. Герой прилетает туда и в один из дней рядом с собой с ужасом обнаруживает супругу Хари, которую он безумно любил и которая покончила с собой несколько лет назад (кстати, Хари играет совсем молоденькая и необыкновенно красивая Наталья Бондарчук –  дочь великого советского режиссера Сергея Бондарчука от первого брака и сводная сестра Фёдора Бондарчука). Понимая, что это какая-то ерунда и нереальный фейк, герой Баниониса избавляется от нее. Но вполне осязаемый призрак появляется на станции вновь и вновь и, в конце концов, герой понимает, что эти штуки выкидывает планета Солярис, –  по сути разумное существо, которое материализует мысли человека и заставляет переосмыслить своё прошлое.

Солярис Наталья Бондарчук Донатас Банионис

Первый раз я смотрела этот фильм с ужасом, с трудом, вместе с главным героем продираясь через непонимание ситуации. Всякий раз пересматривая картину и тем более пересматривая ее сейчас, я думаю только об одном: а способны ли высидеть и пережить 169 минут картины-размышления, с ее медленными, тягучими планами природы и неторопливым действием, современные молодые зрители, с их клиповым сознанием и привычкой к быстроменяющейся картинке? И с сожалением отвечаю: нет, нынче народ этого не поймет. А зря. Там, между прочим, не актерский состав, а просто звезда на звезде: Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын и даже сам Юлиан Семенов мелькает в эпизодической роли! А вообще фильм не о космосе. Космос –  лишь антураж. Глубины человеческого сознания гораздо более темны и запутанны, чем даже самые далекие закоулки вселенной. Просто людям порой надо научиться летать и улететь далеко, чтобы понять: от себя никуда улететь невозможно.

Пересмотрела я все эти фильмы, и вот какая странная мысль пришла мне в голову, — в наших фильмах героев хлебом не корми, дай только космос освоить. Им ни семьи, ни детей не надо, только бы жизнь свою на освоение космоса положить. У американцев совсем другая история. Космос — просто работа, откуда надо обязательно вернуться домой, к жене, детям, маме. Потому что нормальные человеческие отношения в сто раз лучше, чем производственная круговерть. Но это тоже уже не о космосе, а о людях… 

Солярис Донатас Банионис
Фото: East News, Getty Images/Fotobank, кадры из фильмов

Загрузка...