Роберт Родригес: Я сказал Кэмерону — мы с тобой мастера по дракам!
Когда-то давно, в 2005 году, режиссер мечтал: «Я хочу снять научно-фантастический фильм, психологический триллер и настоящий фильм ужасов». В киберпанк-боевике «Алита: Боевой ангел» режиссеру удалось совместить все эти жанры. Лента в прокате с 14 февраля.
Школьные годы Родригес запомнил как варварский период, когда он, в отличие от своих сестер, был неудачником. Роберт отводил душу на комиксах. Режиссером стал без обучения в киношколе, будучи уверенным, что сегодня можно самому научиться снимать камерой, главное, создать свой стиль: «Я понял, что лучший способ открыть дверь в Голливуд — это толкнуть ее. Но ни в коем случае нельзя останавливаться на пороге, а то, закрываясь, она ударит тебя по лбу. И еще один совет: чтобы показать, на что вы способны, снимите свой собственный фильм. Тогда вам не придется рассказывать о том, что вы хотели показать».
— Как вам удалось сделать Алиту такой симпатичной и обаятельной?
— Все началось со сценария. Джим (Джеймс Кэмерон. — Прим. «ТН») написал об очаровательной девушке-киборге. Я подумал: странно, это совсем не похоже на других его героинь. Например, на Сару Коннор в «Терминаторе» и Рипли в «Чужих» — все это приятные, располагающие к себе персонажи, которые вынуждены стать воинами, бойцами. Здесь все наоборот. Алита — словно пуля, выпущенная из ружья. Она — солдат-убийца. Но Алита лишается памяти и становится невинным, милым существом. Позже она вспоминает о своей воинственной природе, однако уже знает и о том, что у нее есть душа. Этим Алита отличается от других героев научно-фантастических фильмов. Чтобы пережить душевные терзания, она должна обладать большим сердцем. И Роза Салазар смогла это показать. Я просто плакал на кинопробе — Роза передает внутренний мир Алиты так, что вы забываете, что перед вами научно-фантастическая картина.
— Как вы создали для нее такую внешность?
— Во время съемок мы использовали систему захвата движения, а потом обрабатывали материал для создания нового персонажа с другими пропорциями. Все ее тело, вообще все — это CG. Пластика, мимика, сокращение мышц — от Розы. Виртуальный двойник просто повторяет ее движения, но так, что вам кажется, будто это живая съемка и он все делает сам.
— Вы совместили большое количество съемочных локаций, хромакей, собственно съемки, несколько CG-персонажей…
— В этом отличие моих фильмов от работ Джеймса Кэмерона. Если у него все строго взаимосвязано, то у меня не так строго, и мне это не так уж и важно. Его фильмы богаты фактологией, ему нужно, чтобы вы верили в то, что он показывает. Вот и в данном случае мы решили использовать реальные съемочные площадки, задействовать высококлассных актеров, подать качественные реквизиты. Хромакей использовался, но очень редко, мы даже думали вообще без него обойтись. Конечно, актеры должны были носить на себе массу датчиков, ведь мы применяли метод захвата актерской игры, так что совсем без CG невозможно было обойтись. Зато все остальное было настоящим. И поэтому картина смотрится так реалистично.
— Съемки фильма сначала проходили в вашей домашней студии, а потом — в Южной Америке?
— Нет, мы все построили на моей студии, но так, что могло показаться, будто вы на другом континенте. Плюс к этому мы, повторяю, добавили возможности CG. В результате добились полной иллюзии того, что вы где-то далеко-далеко. Хотя работа проходила в Остине.
— Классно!
— Да, кинематограф может творить невероятное!
— Жители вашего вымышленного города могут говорить на разных языках?
— Да, они могут говорить на разных языках, потому что осталось не так уж много городов, и люди стекаются в них отовсюду. В результате маленький городишко превращается в своеобразный микрокосм.
— Кроме Железного города есть еще Нижний город и Верхний?
— Нет, это все Железный город. Есть еще Салем — город, парящий в небе, но пока мы не видим тех, кто там живет.
— И все это было построено в вашей студии?
— Конечно.
— Это будущее, которое не имеет проекции в настоящее, или связь с настоящим все же существует?
— Первые два этажа напоминают нашу американскую действительность, структуру современного общества. Но чем выше вы поднимаетесь, тем более футуристичной становится жизнь. Тем не менее связь с сегодняшним днем сохранена. Мы хотим, чтобы зрители увидели, что случится через 600 лет, и сказали: «Да, это напоминает мой город».
— Продюсер Джон Ландау сказал, что Джеймс Кэмерон дал вам 180-страничный сценарий и еще 600 страниц заметок для «Алиты». Это так?
— Да. (Смеется.) А еще у Джима была 400-страничная подборка мыслей и идей. Так он творит, создает свои миры. Он все берет на заметку. Это не какие-то беспорядочные записи, а настоящая книга. Меня потрясло, как он работает, как мыслит. Я смог сократить сценарий во многом благодаря его заметкам — они позволили заполнить остававшиеся там пробелы.
— Как я понимаю, вы сохранили то, что Кэмерону казалось важным. Насколько получившийся в итоге сценарий приближен к книге?
— Это не одна книга, а много книг: манга-серия «Боевой ангел», созданная Юкито Кисиро в 1990 году. Кэмерона вдохновили истории первой и второй книг: первая посвящена отцу с дочерью, вторая — мальчику. Четвертая рассказывает о мотоболе, о спорте. Он объединил все это и добавил свое отношение к происходящему.
— Чем вы, как режиссер «Алиты», гордитесь больше всего? Какой опыт извлекли из работы над этим фильмом?
— Я никогда раньше не снимал крупный фильм, поэтому для меня лучшим вариантом был именно этот, когда рядом находился Джеймс Кэмерон: он помогал, учил и защищал. Благодаря нашему сотрудничеству я смог поработать над созданием образов и явлений, которые до того были мне недоступны. Хотя бы потому что их в природе не существует. Теперь я понимаю, почему Джиму нравится снимать подобное кино. В нем ты показываешь образы, которых нет в жизни, а они кажутся реалистичными! Все, что происходит в картине, кажется абсолютно живым, хотя это фантом. Это как во сне, словно ты видишь удивительный сон. Вот почему мне так нравился «Город грехов», к созданию которого я тоже причастен. Там так увлекает происходящее на экране, что забываешь про время. И потом гадаешь, куда улетучились два часа. А ты был в другом мире. В «Алите» еще круче: у тебя такое ощущение, будто действие происходит рядом с тобой. На самом деле это иллюзия. Я горжусь тем, что снял это кино вместе с Кэмероном. Мы знаем друг друга 25 лет, и вот наконец у нас появилась возможность поработать в паре. Кстати, ему хотелось самому режиссировать фильм, но не было времени. И мне посчастливилось сделать это за него.
— Это ваш первый студийный фильм?
— Точно. Прежде я не работал ни на какую студию. Да и сейчас я бы сказал, что работал на Джима, а уж затем трудился на студию Fox Film. Джим делал с ней «Аватар», поэтому она была готова предоставить ему руководство съемками. Если бы я один договаривался со студией, все было бы гораздо сложнее. Меня бы постоянно спрашивали: «Ты уверен? А точно нужно делать именно так? Может, стоит сделать по-другому?» Джим просто говорит: «Мы делаем так». И ему отвечают: «О’кей». (Смеется.)
— Что, на ваш взгляд, зритель может унести с собой после просмотра «Алиты»?
— Как и во многих других историях, главная героиня считает себя «маленьким человеком», потому что ее нашли на мусорной свалке. В дальнейшем она узнает, что она очень важна, что от нее очень многое зависит. И действительно, благодаря ей происходят колоссальные перемены. Это универсальная история, она никого не оставляет равнодушным.
— Чем этот фильм отличается от других фильмов, снятых по комиксам?
— Снимая «Город грехов», я стремился точь-в-точь передать сюжет. Мне казалось, что комикс идеален, в нем ничего не нужно менять. Стиль, сюжет, диалоги — все замечательно. Вы можете смотреть фильм и одновременно читать книгу комиксов, они абсолютно совпадают. Здесь все иначе. Джим прочитал книгу комиксов, посмотрел аниме и на их основе придумал свою собственную историю. Да, графический роман был источником вдохновения, но это прежде всего авторский проект Джима Кэмерона.
— Отношения между доктором Идо и Алитой напоминают отношения между отцом и дочерью-подростком. Вы так задумали?
— Угадали. В сценарии Джима эти отношения еще более тесные, чем в оригинальном графическом романе. У меня самого дочь-подросток, поэтому я знаю, что такое отношения отца и дочери. Доктор Идо понимает ее потенциал и отдает себе отчет в том, что она может стать опасной — если вспомнит о том, кем была. Он пытается защитить ее, но в итоге понимает, что ему нужно отойти в сторону и позволить Алите пойти своим путем. Он должен верить в то, что она сделает правильный выбор. Это научная фантастика. (Смеется.) Кристоф (Кристоф Вальц, исполнивший роль Дайсона Идо. — Прим. «ТН») очень сердечный человек. В некоторых фильмах он играет негодяев, но на самом деле он душевный, веселый парень, отличный отец. Поэтому я решил, что он подойдет для этой роли.
— Чем вам лично запомнились съемки «Алиты»? Наверняка одни воспоминания заставляют вас улыбнуться, а другие — грустить.
— Мне вспоминается сцена драки в баре. Эта потасовка описана в графическом романе, она же присутствует и в сценарии. Я посмотрел десяток самых известных драк в разных фильмах, чтобы понять, что было сделано до меня, и не повториться. И оказалось, что из десяти самых крутых драк четыре сняты Джимом и мною. Я тогда сказал: «Джим, мы с тобой мастера по дракам!»
— Какой будет ваша следующая картина?
— Это мой самый малобюджетный проект — прямая противоположность этому. Я снял картину на сумму меньшую, чем $7 тыс.! Даже «Музыкант» стоил дороже. У меня не было съемочной группы, а съемки шли всего две недели. Но это художественный фильм. Мы даже попутно сняли документальную ленту о том, как сделать фильм за 14 дней без съемочной группы.
— Как же он называется?
— «Красный 11».