Свет, камера, буфет! 8 секретов съемочного процесса

Как устроена съемочная площадка и почему «хлопушка» обижается, когда ее зовут «хлопушкой».

06.02.2017, 18:00, Ольга Маршева

Юная Натали Портман на съемках фильма Леон.  | Фото Gettyimages.ru

В представлении большинства съемочная площадка выглядит следующим образом: режиссер, активно размахивая руками, объясняет актерам рисунок роли; актеры, которые терпеливо его слушают, и оператор с камерой наперевес, готовый к съемке. На самом деле съемочная площадка — это маленькая модель общества, где множество людей разного возраста и профессий делают свое дело. Убери одного из них — и фильма не будет.

«Хлопушка»: тишина и фломастеры

Начнем с ассистентов режиссера. Именно ассистентов, потому что их множество: один занимается исключительно массовкой, второй организовывает порядок на съемочной площадке, третий работает «хлопушкой», четвертый фактически является правой рукой художника-постановщика, хотя в киноиерархии и именуется вторым. Из всей великолепной четверки стоит выделить «хлопушку». По распространенному мнению, это человек, от которого требуется только зайти в нужный момент в кадр, хлопнуть деревяшкой и произнести: «Кадр первый, дубль второй». С таким заданием справится даже ребенок. Многие действительно полагают, что «хлопушка» на съемочной площадке — это кто-то вроде мальчика в дорогом отеле, которому платят деньги за то, что он помогает гостям зайти в лифт. Но это совершенно, совершенно не так!

Саму «хлопушку» в том виде, в каком мы ее знаем, придумал будущий иллюзионист Леон М. Леон. Он работал на студии Universal Pictures, писал гэги для артистов и был на подхвате у всех кому не лень. Именно он решил, что можно объединить дощечку, на которой указан номер дубля, и деревянные бруски, скрепленные болтами, которыми нужно было хлопать в определенный момент.

«Хлопушку» доверяют только квалифицированному специалисту. Потому что мало просто хлопнуть, нужно сделать это вовремя. «Хлопушка» также должна знать наизусть сценарий, все сцены и реплики, после съемочного дня прописать монтажные листы на каждый дубль. Руки у «хлопушки» ни в коем случае не должны дрожать (никакого вина за ужином!), и ей положено исчезнуть как ниндзя, попросту раствориться в воздухе, сразу после своих знаменитых слов «кадр» и «дубль».

Как у суфлера в театре, заказывающего себе самую дорогую, нешуршащую бумагу, у «хлопушек» есть свой, особенный инструмент: маркер, которым пишут на дощечке, должен легко отмываться. Кстати, в Европе и Америке роль «хлопушки» традиционно отводится мужчине (clapper loader или clapper boy), у нас же этим занимаются, как правило, женщины.

«Хлопушкой» начинали некоторые знаменитости, к примеру, ею работала будущая звезда Болливуда Радж Капур.

Механики: крепкая спина и чувство ритма

Тележки, рельсы, краны, стойки для осветителей, приборы контроля света, отражатели — всем этим хозяйством заведует команда механиков в разноцветных платках-банданах и в бейсболках, надетых козырьком назад. Отдельно выступает дольщик: он отвечает за операторскую тележку, которая движется вместе с камерой по рельсам или просто на колесах. Профминимум хорошего дольщика — это чувство ритма и музыкальный слух. Дольщику приходится тренировать спину: ему постоянно нужно сгибаться под правильным углом, чтобы тележка с камерой двигалась плавно. Кстати, слово «дольщик» появилось от голливудского названия операторской тележки «Долли»: к фильму «Хеллоу, Долли!» оно никакого отношения не имеет.


Тележки, рельсы, краны, стойки для осветителей, отражатели — все это держит под контролем команда механиков. На съемках фильма «Марсианин» с Мэттом Деймоном в главной роли. Фото: Global Look Press


Электрики: да будет свет!

Бригадир осветителей на съемочной площадке называется гаффером: он работает в паре с оператором-постановщиком, хотя, конечно, ему никогда не достается и доли операторской славы. Тем не менее гаффер на площадке — настоящая VIP-персона: он организует работу инженеров и электриков, помогает настраивать свет и укладывать кабели. Термин «гаффер» произошел от английского «gaff», что в переводе означает «багор»: такой длинной палкой с крюком осветители изначально управляли прожекторами и лампами. По умолчанию гаффер почти всегда мужчина, хотя в Голливуде эту работу иногда доверяют и хрупким барышням.


Эта конструкция — знаменитая в киношном мире «русская рука» — производится у нас в Туле




Теги:  съемки, за кадром, за кулисами, съемочный процесс


Комментировать (1)

Нравится Нравится
Загрузка...
Loading...


Комментарии (1)

Лев Ник.Евстратов, 16 Февраля 2017#

"Эта конструкция — знаменитая в киношном мире «русская рука» — производится у нас в Туле". Правильно. Этой аппаратуре болльше 10 лет.
Снимок сделан очень давно в штате НьюМексико (США). Краны, головки и амортизирующие подвески разрабатываются в "Лескове" (Тула. Россия) с 2002г совместно с Performance FilmWorks (Oxnard, California) c 2008г. Предыдущие 7 лет - совместно с Adventure Equipment. Американские инвесторы приглашали сюда российского покупателя аппаратуры Игоря Яшина и помогали ему создать аналогичную технику в России. Но с апреля 2014г он в той же Туле с помощью бывших конструкторов "Лескова" организует другое предприятие, выпускающие копии российско-американских разработок и выставляющее их на выставках в Европе как свои. Так что разные есть туляки. Одни всё начинали с нуля и разрабатывали, другие, имея "связи" в большом российском банке и копии дисков компьютеров Лескова, опозорили имя России в глазах Голливудских инвесторов.
Кстати, имя "Russian Arm" в России почему-то признано за украинским предприятием "Фильмотехник". Хотя теорию и практику конструирования этой аппаратуры (индикаторных гиростабилизаторов на ДУС) разрабатывал киевлянам ваш покорный слуга в 1989-1997.
С уважением
и надеждой рассказать интересные детали
истории техники съёмок
гражданин РФ, к т н, в н с Евстратов Лев Николаевич.
"Эта конструкция — знаменитая в киношном мире «русская рука» — производится у нас в Туле". Правильно. Этой аппаратуре болльше 10 лет. Снимок сделан очень давно в штате НьюМексико (США). Краны, головки и амортизирующие подвески разрабатываются в "Лескове" (Тула. Россия) с 2002г совместно с Performance FilmWorks (Oxnard, California) c 2008г. Предыдущие 7 лет - совместно с Adventure Equipment. Американские инвесторы приглашали сюда российского покупателя аппаратуры Игоря Яшина и помогали ему создать аналогичную технику в России. Но с апреля 2014г он в той же Туле с помощью бывших конструкторов "Лескова" организует другое предприятие, выпускающие копии российско-американских разработок и выставляющее их на выставках в Европе как свои. Так что разные есть туляки. Одни всё начинали с нуля и разрабатывали, другие, имея "связи" в большом российском банке и копии дисков компьютеров Лескова, опозорили имя России в глазах Голливудских инвесторов. Кстати, имя "Russian Arm" в России почему-то признано за украинским предприятием "Фильмотехник". Хотя теорию и практику конструирования этой аппаратуры (индикаторных гиростабилизаторов на ДУС) разрабатывал киевлянам ваш покорный слуга в 1989-1997. С уважением и надеждой рассказать интересные детали истории техники съёмок гражданин РФ, к т н, в н с Евстратов Лев Николаевич.

Ваше имя:

Текст комментария: