Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Свет, камера, буфет! 8 секретов съемочного процесса

0

Как устроена съемочная площадка и почему «хлопушка» обижается, когда ее зовут «хлопушкой».

В представлении большинства съемочная площадка выглядит следующим образом: режиссер, активно размахивая руками, объясняет актерам рисунок роли; актеры, которые терпеливо его слушают, и оператор с камерой наперевес, готовый к съемке. На самом деле съемочная площадка — это маленькая модель общества, где множество людей разного возраста и профессий делают свое дело. Убери одного из них — и фильма не будет.

«Хлопушка»: тишина и фломастеры

Начнем с ассистентов режиссера. Именно ассистентов, потому что их множество: один занимается исключительно массовкой, второй организовывает порядок на съемочной площадке, третий работает «хлопушкой», четвертый фактически является правой рукой художника-постановщика, хотя в киноиерархии и именуется вторым. Из всей великолепной четверки стоит выделить «хлопушку». По распространенному мнению, это человек, от которого требуется только зайти в нужный момент в кадр, хлопнуть деревяшкой и произнести: «Кадр первый, дубль второй». С таким заданием справится даже ребенок. Многие действительно полагают, что «хлопушка» на съемочной площадке — это кто-то вроде мальчика в дорогом отеле, которому платят деньги за то, что он помогает гостям зайти в лифт. Но это совершенно, совершенно не так!

Саму «хлопушку» в том виде, в каком мы ее знаем, придумал будущий иллюзионист Леон М. Леон. Он работал на студии Universal Pictures, писал гэги для артистов и был на подхвате у всех кому не лень. Именно он решил, что можно объединить дощечку, на которой указан номер дубля, и деревянные бруски, скрепленные болтами, которыми нужно было хлопать в определенный момент.

«Хлопушку» доверяют только квалифицированному специалисту. Потому что мало просто хлопнуть, нужно сделать это вовремя. «Хлопушка» также должна знать наизусть сценарий, все сцены и реплики, после съемочного дня прописать монтажные листы на каждый дубль. Руки у «хлопушки» ни в коем случае не должны дрожать (никакого вина за ужином!), и ей положено исчезнуть как ниндзя, попросту раствориться в воздухе, сразу после своих знаменитых слов «кадр» и «дубль».

Как у суфлера в театре, заказывающего себе самую дорогую, нешуршащую бумагу, у «хлопушек» есть свой, особенный инструмент: маркер, которым пишут на дощечке, должен легко отмываться. Кстати, в Европе и Америке роль «хлопушки» традиционно отводится мужчине (clapper loader или clapper boy), у нас же этим занимаются, как правило, женщины.

«Хлопушкой» начинали некоторые знаменитости, к примеру, ею работала будущая звезда Болливуда Радж Капур.

Механики: крепкая спина и чувство ритма

Тележки, рельсы, краны, стойки для осветителей, приборы контроля света, отражатели — всем этим хозяйством заведует команда механиков в разноцветных платках-банданах и в бейсболках, надетых козырьком назад. Отдельно выступает дольщик: он отвечает за операторскую тележку, которая движется вместе с камерой по рельсам или просто на колесах. Профминимум хорошего дольщика — это чувство ритма и музыкальный слух. Дольщику приходится тренировать спину: ему постоянно нужно сгибаться под правильным углом, чтобы тележка с камерой двигалась плавно. Кстати, слово «дольщик» появилось от голливудского названия операторской тележки «Долли»: к фильму «Хеллоу, Долли!» оно никакого отношения не имеет.



Тележки, рельсы, краны, стойки для осветителей, отражатели — все это держит под контролем команда механиков. На съемках фильма «Марсианин» с Мэттом Деймоном в главной роли. Фото: Global Look Press

Электрики: да будет свет!

Бригадир осветителей на съемочной площадке называется гаффером: он работает в паре с оператором-постановщиком, хотя, конечно, ему никогда не достается и доли операторской славы. Тем не менее гаффер на площадке — настоящая VIP-персона: он организует работу инженеров и электриков, помогает настраивать свет и укладывать кабели. Термин «гаффер» произошел от английского «gaff», что в переводе означает «багор»: такой длинной палкой с крюком осветители изначально управляли прожекторами и лампами. По умолчанию гаффер почти всегда мужчина, хотя в Голливуде эту работу иногда доверяют и хрупким барышням.



Эта конструкция — знаменитая в киношном мире «русская рука» — производится у нас в Туле

Операторы: второе призовое место

У оператора-постановщика есть как минимум два помощника, а еще техник цифрового оборудования и фотограф. Как известно, процесс подготовки к съемкам длится гораздо дольше самих съемок, поэтому в обязанности операторов и помощников входит наладка мониторов, управление цифровыми данными или контроль материала на пленке. Приятный бонус, безусловно, в том, что отличных операторов знают по­именно — почти так же, как и знаменитых режиссеров. И да, большинство режиссеров стараются найти «своего» оператора с командой и переводят его из фильма в фильм. Свои лучшие картины режиссер Вонг Кар-Вай снял в тандеме с оператором Кристофером Дойлом. После их расставания (которое, конечно же, было драматичным) Кар-Вай больше не сделал ничего шедеврального.



Стивен Спилберг (справа) не расстается с оператором Янушем Камински со времен «Списка Шиндлера». Фото: Gettyimages.ru

Никита Михалков создал свои главные фильмы с оператором Павлом Лебешевым. Андрей Тарковский работал с Вадимом Юсовым, Сергей Урусевский (придумавший круговые рельсы) дружил с Калатозовым.



Съемочная группа фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».Режиссер — Никита Михалков. Фото: Е. Корженков/Фотохроника ТАСС

Люк Бессон работает с Тьерри Арбогастом, Стивен Спилберг не расстается с Янушем Камински со времен «Списка Шиндлера». Мексиканский оператор Эммануэль Любецки (коллеги зовут его просто «Козлик») постоянно снимает для Альфонсо Куарона и Алехандро Гонсалеса Иньярриту.



Оператор-постановщик — настоящий соавтор фильма. Андрей Тарковский (справа), например, предпочитал работать с оператором Вадимом Юсовым. На съемках «Андрея Рублева». Фото: Global Look Press

Оператор-постановщик — настоящий соавтор фильма, и умные режиссеры это понимают. К примеру, стиль фильмов «раннего» Квентина Тарантино во многом определил его оператор Анджей Секула: он придумал знаменитый кадр «из багажника» и длинные кадры, снятые с одного дубля (например, обсуждение песни Мадонны «Like a Virgin» в «Бешеных псах»). Но недопонимание все же случается. Кто-то записал беседу (если ее можно так назвать) Дэвида Линча и оператора Фрэнка Байерса на съемках «Твин Пикса»:

«Линч: Фрэнк, представь себе — ночь. Темно. Абсолютно черная зловещая ночь. И звучит мрачная зловещая музыка. Я позвонил Анджело Бадоломенти, нашему композитору, он уже пишет. Зловещая музыка и чернота. И вдруг — огоньки. Фонарики! Бежит сотня полицейских — с фонариками! Значит, так, Фрэнк, я хочу, чтобы эта сцена была снята только при свете полицейских фонариков. Сто, двести человек массовки — сто, двести фонариков — и больше никакого света!

Байерс: Это невозможно, Дэвид. Невозможно! Какой-то свет, пусть минимум, но придется ставить.

Линч: Нет! Я сказал, только фонарики!

Байерс: Дэвид, это не-воз-мож-но, нужен свет!

Линч: Фрэнк, ну откуда в лесу ночью свет?

Байерс: Дэвид, а откуда ночью музыка?!»


Стиль фильмов раннего Тарантино во многом определил оператор Анджей Секула (на фото в центре), придумавший знаменитый кадр «из багажника». Фото: AM PSYCHO PRODUCTIONS/Ronald G/ТАСС


Реквизит: от икры до пожарного шланга

Реквизит — это не костюмы и не декорации. Реквизит — это еда, оружие, сигареты и кое-что еще. Когда снимали «худший туалет в Шотландии» в фильме «На игле» (тот самый, куда нужно было нырять с головой герою Юэна Макгрегора), реквизиторы придумали использовать… молочный шоколад вместо экскрементов.

Реквизитор, его помощники и ассистенты обожают бегать по барахолкам и искать «сокровища» в комиссионках. И им очень обидно, если их старания не оцениваются по достоинству. Поскольку многие режиссеры и администраторы уверены, что у реквизиторов мало работы, в их обязанность входит также следить за режиссерским креслом, обогревателями и даже кофеварками. Сами реквизиторы считают это профессиональным унижением — как и необходимость постоянно вытаскивать «киношную» еду из чужих ртов. Можем себе представить кошмар реквизиторов Леонида Гайдая, когда после съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию» съемочная группа съела все, что было приготовлено для царского застолья. Икру красную, икру черную, икру заморскую… баклажанную! А полтора килограмма икры, купленные специально для той самой сцены в «Белом солнце пустыни»?! Говорят, когда прозвучала команда «Снято!», все набросились на тарелку с икрой, ели ее прямо руками. Реквизиторов в этот день, должно быть, увезли на скорой.



Полтора килограмма черной икры, купленных специально для сцены, в которой герой Павла Луспекаева ест ее ложкой («Белое солнце пустыни»), реквизиторы не уберегли от голодной съемочной группы

Что происходит с реквизитом после съемок, если он несъедобный? Часть дарят музеям, часть забирают себе актеры вместо сувениров. Меч Фродо Бэггинса унес домой Элайджа Вуд, реквизит из «Обратной тяги» был пожертвован пожарной службе Чикаго, вся кукуруза, выращенная для фильма «Знаки», отошла агротехническому колледжу, на территории которого проходили съемки. Отдельным пунктом, разумеется, идут знаменитые аукционы — на них выставляют настоящие сокровища для фанатов: маску из «Призрака Оперы», световой меч Люка Скайуокера или волейбольный мяч «Уилсон» из «Изгоя».

Художники и костюмеры: потому что это просто красиво

На съемочной площадке обычно присутствует множество разных людей, ответственных за красоту: это художник-постановщик, арт-директор, декоратор, координатор департамента… Все объекты в кадре (от мебели до паркета) продуманы ими.

За костюмы отвечают специальный художник по костюмам, его ассистент, закупщики, супервайзеры и, наконец, швейный цех (который на съемках непосредственно не присутствует, но заслуживает упоминания).

Частой практикой является приглашение знаменитых модельеров в качестве художников — эта традиция была заложена еще Коко Шанель. Правда, великая мадемуазель, отработав свой миллионный гонорар, назвала Голливуд «мировой столицей дурного вкуса». Она предпочитала родную Францию, в которой сотрудничала и с Жаком Ренуаром, и с Луи Малем, и с Аленом Рене.



Художник по костюмам Коллин Этвуд создала киберпанковский костюм для Джонни Деппа в «Эдварде руки-ножницы». Кстати, сами эти руки с заточенными остриями вместо маникюра придумала тоже она. Фото: Global Look Press

Кристиан Диор одел Марлен Дитрих в «Страхе сцены», Юбер де Живанши стал лучшим другом и персональным стилистом Одри Хепберн (кто же не помнит ее узкие платья в «Завтраке у Тиффани»?!) Ив Сен-Лоран одевал Катрин Денев и в «Дневной красавице» Бунюэля, и в «Голоде» Тони Скотта.

Но, даже не имея громкого имени в fashion-индустрии, можно сделать так, чтобы о костюме, в который ты одел своего героя, говорили все. Ким Барретт придумала для Киану Ривза в «Матрице» черный кожаный плащ, Коллин Этвуд — киберпанковский костюм для Джонни Деппа в «Эдварде руки-ножницы» (и кстати, сами эти руки с заточенными остриями вместо маникюра), Кумико Агава и Кэтрин Томас соединили Восток и Запад в желтом спортивном костюме Умы Турман («Убить Билла»).



Часто в качестве художников на картину приглашаются знаменитые модельеры. Например, Ив Сен-Лоран одевал Катрин Денев в «Дневной красавице» и в «Голоде». Фото: Gettyimages.ru

Гримеры и парикмахеры: ракушки, бублики и потекшая тушь

Гримеры на съемках всегда на подхвате: не дай бог, потечет тушь для ресниц или поплывет вообще весь макияж. Недостаточно просто загримировать актера с утра, надо поддерживать его в той же идеальной форме на протяжении дня… а потом еще одного. Никто не знает, сколько дублей понадобится режиссеру, насколько затянутся съемки. А на экране все это промелькнет за пару минут, и мы успеем заметить, если тон кожи будет немного отличаться в двух соседних кадрах. По­этому мастера по гриму так важны.

Джон Кальоне-младший проработал в индустрии несколько десятков лет, но прославил его грим Джокера в исполнении Хита Леджера. Грэм Кэннор «делал» лицо Майклу Джексону в клипе «Триллер», а потом превращал Робина Уильямса в тучную тетушку в «Миссис Даутфайр», а Брэда Питта — в девяностолетнего старичка («Загадочная история Бенджамина Баттона»). Рика Бэйкера называют «маэстро ужасов»: он получил множество «Оскаров» за свое умение превращать людей в монстров — Бэйкер рисовал лица героев «Американского оборотня в Лондоне» и «Человека-волка».



Голливудского специалиста по гриму Рика Бэйкера называют «маэстро ужасов»: он получил множество «Оскаров» за свое умение превращать людей в монстров. Фото: Global Look Press

А прически? Мечта любого мастера — работа в историческом фильме, а еще лучше — в фильме жанра фэнтези:  там есть где развернуться и что нафантазировать. Легендой стала прическа-ракушка Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», каре с прямой челкой Умы Турман в «Криминальном чтиве», «бублики» принцессы Леи в «Звездных войнах» (сама актриса, к слову, их ненавидела), ярко-оранжевые дреды Миллы Йовович в «Пятом элементе»…



Наряды для Одри Хепберн шил ее лучший друг — Юбер де Живанши. Он автор знаменитых платьев актрисы в «Завтраке у Тиффани». Фото: Global Look Press

Только знаменитая «рваная» мальчишеская стрижка Анн Парийо в «Никите» не является заслугой киностилистов: актрису так постриг сам режиссер (а по совместительству и бойфренд в то время) Люк Бессон. Его опыт повторил Андрей Кончаловский, собственноручно обрив свою жену Юлию Высоцкую для фильма «Рай» прямо в актерском вагончике.



«Рваная» мальчишеская стрижка Анн Парийо в «Никите» не является заслугой киностилистов: актрису так постриг сам режиссер —


Люк Бессон. Фото: Gettyimages.ru

Все в буфет! Кроме актеров массовых сцен

Ну вот мы и подобрались к самым главным профессиям на съемочной площадке. Повар, помощник повара, буфетчик — этих людей обожают абсолютно все, от режиссера до гримера. От них зависит атмосфера на площадке, то, насколько все будут довольны и готовы к работе. Еще Хичкок говорил, что «к кино нужно относиться не как к куску жизни, а как к куску торта». Давайте воспримем это буквально.

Если снимается малобюджетное, независимое кино, то ассортимент буфета ограничивается кофе и печеньем. Если это серьезное, большое кино, то и подход к еде на площадке серьезный. По негласным правилам Голливуда полноценный буфет начинают сервировать спустя шесть часов после начала съемок, а если рабочий день затянется, то повторение будет еще через шесть часов. В кофейниках всегда должно быть достаточно кофе, который пьют все: от «хлопушки» до звукоинженера. В меню обязательно присутствуют и зеленые салаты для вечно худеющих актрис, и горячие бутерброды, и блинчики, и сладкие пончики, которые заряжают энергией не хуже батарейки. По сути, это тот же шведский стол, но придираться к еде никому не приходит в голову.

Подойти к нему можно в любой момент, но есть придется стоя. В середине дня режиссер объявляет перерыв на обед: тогда к столу уже можно подвинуть стулья и съесть свой сэндвич с огурцом в спокойной обстановке. Иногда таким образом приходится кормить толпу из нескольких сотен человек, хотя обычно массовка питается отдельно от съемочной группы.



В середине съемочного дня режиссер обычно объявляет перерыв, когда можно съесть свой сэндвич  с огурцом в спокойной обстановке.


Джулианна Мур и Пирс Броснан. Фото: Gettyimages.ru

Но звезды всегда звезды и требуют для себя чего-то особенного. Энтони Куинн прописывал в своем контракте, что в буфете на съемках для него должен быть мармелад и запеченная тыква. Питер О’Тул предпочитал хорошо прожаренное филе с помидорами. Вэл Килмер поставил на уши весь кухонный персонал на съемках фильма «Призрак и Тьма». Поварам приходилось кормить почти полторы тысячи человек, и только Вэл требовал к себе особого отношения: ему вечно не нравилось, как приготовлен омлет. Известна своими капризами и Николь Кидман, которая никогда не ест за общим столом, предпочитая приносить еду с собой. Эндрю Уорсдейл, который готовил многим знаменитостям во время съемок, скептически относится к таким примадоннам: «Чем талантливее актер, тем проще у него запросы».

Интересно, кстати, что в Европе подход к еде на съемках другой: там около полудня объявляется перерыв на ланч, а в половине пятого съемочная группа собирается вместе и решает, будут ли продолжаться съемки или все разойдутся по домам отдыхать. Если первое, то за счет студии заказывается еда из ближайшего ресторана. Официанты будут счастливы поработать буфетчиками для Марион Котийяр или Изабель Юппер и стать частью киношной труппы, хотя бы на обеденный перерыв.

Загрузка...