Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Слышу звон: как звуковые эффекты ворвались в кинематограф

0

95 лет назад нью-йоркское радио впервые в истории транслировало звуковой эффект — это была имитация стука дверью с помощью двух деревяшек. С тех пор технологии по созданию звуковых эффектов ушли далеко вперед.

Начало начал

Еще не так давно зрителям немого кино приходилось довольствоваться лишь титрами и аккомпанементом на фортепьяно. Перенести звук на экраны удалось лишь в 20-х годах XX века. Тогда это нововведение вызвало невероятный фурор, но также и опасения приверженцев старого формата, что звуки снизят значимость актерской игры. Однако прогресс неостановим. Совсем скоро звуковое кино полностью вытеснило немое, а представить себе на экране взрыв, грозу или перестрелку без аудиосопровождения, стало просто невозможно.

 Шумовик Питер Сандманн во время репетиции в Арт-медиа-центре (ZKM) в Карлсруэ, Германия, 10 ноября 2016 года. Фото: Global Look Press

Как же создавались первые звуковые эффекты? Специалист, ответственный за звуки в кино, разными способами пытался их сымитировать или воспроизвести. Иногда звуковые эффекты создавались при помощи голосов актеров, животных или наложения разных звуков. К сожалению, этот метод был очень кропотливым. Звуковики часами экспериментировали, искали подходящее звучание для нужного аудиоэффекта, поэтому важность этой работы трудно было переоценить.

Появление банков звуковых эффектов

Учитывая, насколько дорого и долго было создавать звуковые эффекты «с нуля» для каждого нового фильма, большие кинокомпании типа Warner Bros. начали методично собирать звуки в свои «копилки», чтобы в любой подходящий момент использовать их вновь.

Так появились банки звуковых эффектов, которые многое изменили и упростили, к тому же такие звуки, как шум дождя, порывы ветра, вой волков или звонок телефона, довольно часто повторялись в кино, поэтому было бы пустой тратой времени воссоздавать их каждый раз. В итоге в самых разных фильмах использовались одни и те же звуки, а телефоны звонили на один лад. Например, сэмпл под названием Universal Telephone Ring используется по сей день, хотя и намного реже, чем раньше.

Один из самых знаменитых звуковых эффектов, который был назван «воплем Вильгельма», нашел свое применение более чем в 216 фильмах и играх. Впервые он был использован в 1951 году в вестерне «Далекие барабаны», где один из солдат громко кричит, пока его кусает и утаскивает под воду аллигатор. Но популярным этот звук сделал звукорежиссер Бен Берт, который задействовал его в культовых фильмах «Индиана Джонс», «Звездные войны», «More American Graffiti» и многих других. Чаще всего «вопль Вильгельма» сопровождал сцены взрывов, ранений персонажа или его падения с высоты.


Кадр из фильма «Далекие барабаны»


Бен Берт  работает в своем офисе 14 февраля 2008 года в студии Pixar Animation в Эмеривилле, Калифорния. Фото: Global Look Press


В моде оригинальность 

Со временем профессиональной честью для звукорежиссеров стало создание оригинальных звуков, которых нет ни в одном банке. При работе над высокобюджетными фильмами нанималась целая команда для производства звуковых эффектов.


Шумовик Питер Сандманн во время репетиции в Арт-медиа-центре (ZKM) в Карлсруэ, Германия, 10 ноября 2016 года. Фото: Global Look Press

Например, отдельные специалисты отвечали за эффекты окружения, которые накладываются на уже смонтированный фильм. Это необходимо, так как при непосредственной съемке фильма в запись попадает слишком много посторонних шумов.

Очень важна роль шумовика, который способен воспроизвести невероятное количество различных по звучанию шумов. Для этого он использует всевозможные инструменты, устройства и технологии, при помощи которых он воссоздает самые труднопередаваемые звуки. Однако некоторые эффекты достигаются на удивление простыми способами. Так, например, звук ходьбы по снегу воспроизводится сжиманием пакета с крахмалом. А чтобы передать хруст костей, всего-то требуется поломать перед микрофоном сельдерей или макароны.

С появлением видеотехнологий 3D и 4D от звукового сопровождения стали требовать еще большего разнообразия, что необходимо для эффекта полного погружения в виртуальную реальность.

Цифровые эффекты

Конечно, у методов прошлого и настоящего при создании звуков есть общие черты, ведь многие аудиоэффекты до сих пор делаются «с нуля». Однако теперь звукорежиссер располагает специальными компьютерными программами и устройствами по созданию и редактированию звуков. Как сделать звук не слишком громким или тихим, как убрать посторонние шумы, как снизить или повысить тон для достижения необходимого эффекта, — все это можно в мгновение ока сделать в специальной программе. Подобное оборудование, конечно, стоит дорого, но вместе с тем оно делает работу по звуковому оформлению фильмов существенно удобнее и приятнее.

Именно благодаря современным технологиям звуки в кинотеатре доходят до нас такими же, какими мы их слышим в реальной жизни. Цифровой прогресс делает нас на шаг ближе к воплощению одной из главных целей кинематографа — разрушению границы между реальностью и кино.

Загрузка...