Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Как снимали фильм «Сталинград»

0

Сегодня в широкий прокат выходит новый фильм Федора Бондарчука «Сталинград», выдвинутый на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В честь этого события мы решили собрать самые интересные факты со съемочной площадки картины.

1. «Сталинград» – одна из первых военных драм в 3D и первая картина жанра, адаптированная к широкоэкранному IMAX-формату. На начальном этапе работы над проектом Федор Бондарчук настоял на съемке в стерео, поскольку чувствовал и понимал, что видеоряд получит большую выразительность, а зритель сильнее сумеет погрузиться в пространство кинофильма. «Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942 года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией», – рассказывает режиссер.

2. Офицера Вермахта, главного антагониста в фильме, сыграл известный американский актер Томас Кречманн, снявшийся в таких фильмах, как «Кинг-Конг», «Пианист», «Операция Валькирия». Любопытно, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Кречманн начал в немецком фильме «Сталинград» режиссера Йозефа Вильсмайера. Это была картина о том, как группа немцев замерзла насмерть под Сталинградом.

Сталинград Федор Бондарчук  Пётр Фёдоров Томас Кречман

3. Съемки фильма проходили под Петербургом, в поселке Саперный Ленинградской области. На бывшем военном полигоне, были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана «Детский хоровод», который еще называют «Дети и крокодил». Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы. «Нам важно, чтобы зритель очутился в этом городе и прочувствовал каждой клеточкой кожи страх, любовь и ненависть. Хотим, чтобы зритель отправился в эмоциональное путешествие, чтобы он смог сопереживать: где-то плакать, а где-то смеяться», – рассказал Федор Бондарчук.

4. Дом, который защищают герои фильма, – это не традиционная для кино «плоская фанерная декорация», а  полноценное пространство обитания героев. С квартирами, лестницами, коридорами. Каждая квартира уникальна, они обставлены в соответствии с характерами людей, живших здесь до войны, и с вниманием к мельчайшим деталям интерьера.

Сталинград Федор Бондарчук

5. Люди на роли в массовке утверждались исключительно самим режиссером. В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них. На площадке нет ничего случайного: автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки – все соответствует той эпохе.

6. Съемочная площадка фильма «Сталинград» поражала объемом и характером проделанной работы. Кинематографисты развернули самую настоящую стройку, поскольку стандартными декоративными приемами и способами, поставленные Бондарчуком задачи, решить не представлялось возможным. Возведением и оформлением декораций, стоившим продюсерам около 4 миллионов долларов, занималась команда из 400 специалистов.

Сталинград Федор Бондарчук

7. На съемочной площадке были танки Т-34, немецкая самоходная установка Marder («Куница») и тяжелый фашистский танк PZ-IV (T-4). «Разумеется, все эта техника – копии,– комментирует художник-постановщик Сергей Иванов. – PZ-IV построен на базе советского танка T-44, которому мы перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли фашистскую свастику. Самоходная установка сделана на базе вездехода. Что касается Т-34(76), то это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Работу блестяще выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого самолета».

8. «Сталинград»  военное кино, поэтому оружие фигурирует во многих сценах. Винтовки и автоматы для фильма изготавливались трех видов – для ношения, съемок обычных и боевых сцен. В военных эпизодах, когда советские бойцы сходятся в рукопашную с немцами, актеры дрались с резиновым или деревянным оружием в руках, чтобы наносить не столь болезненные удары друг другу.

9. В трюковых сценах ломалась мебель из бальзы. Стекла для битья изготавливались из сахара, также применялось так называемое жидкое стекло, осколки которого безопасны.

Сталинград Федор Бондарчук

10. Боевые действия в картине играют важную роль, зритель переживет страшные минуты ожесточенных схваток, когда солдаты идут в рукопашную, используя в качестве оружия саперные лопаты, клинки и штыки. Все это должно было выглядеть убедительно на большом экране. Постановку трюков доверили Сергею Головкину, в послужном списке которого «Край» Алексея Учителя и военная российско-американская драма «Ленинград», а также Виктору Иванову, в свое время работавшему над московскими сценами картины «Превосходство Борна». «Федор Сергеевич требовал достоверности при исполнении всех трюков,– отмечает Сергей Головкин. – Поэтому мы провели кастинг среди каскадеров и многих из них пригласили не только для выполнения трюков, но и игры в качестве актеров. Такой подход позволил нам увидеть лица во многих экшн-сцена».

11. Для съемок сцен взрывов, гремевших вблизи актеров, кинематографисты использовали специальные пневматические приспособления для выдергивания исполнителей из эпицентра взрывов. Благодаря пневматике и актерской ловкости акробатические прыжки обретали красоту. Исключительную сложность для постановки представляла сцена атаки немецких позиций после взрыва баков с горючим. В этом эпизоде наши солдаты не прекращают бой даже после того, как их накрывает огнем, и они вспыхивают как факелы. «Съемка оказалась непростым испытанием для всех, кто принимал в ней участие, не исключая операторскую группу, – рассказывает Сергей Головкин. – Температура даже в безопасной зоне зашкаливала, и хотя пиротехники делали все возможное, чтобы огонь был минимально допустимым для кадра, стояла нечеловеческая жара. Такого количества одновременно горящих людей в кадре в российском кино не было точно, как, наверное, и в мировом. Сцена репетировалась уже перед полностью готовыми камерами. Все участники запомнили каждое свое действие. В этот момент абсолютно все, включая ассистентов и страхующих, были одеты в форму красноармейцев, чтобы даже в случае попадания в объектив не испортить кадр. Мы произвели 96 горений за три съемочных дня. При этом на площадке одновременно горели 14 каскадеров».

12. Взрыв здания – одна из самых ответственных сцен фильма, потому что у кинематографистов был всего один съемочный дубль. Если бы что-то пошло не так, то заново отстраивать дом не представлялось возможным, но требуемый художественный эффект был достигнут с первой попытки.

Сталинград Федор Бондарчук  Пётр Фёдоров

13. По сюжету фильма Сталинград лежит в руинах, а в воздухе постоянно летает пепел, который через какое-то время оседает толстым слоем на землю. Кинематографисты использовали искусственный пепел из целлюлозы. Каждый день на декорирование уходило несколько мешков этого материала. Тем не менее, компьютерная симуляция атмосферных эффектов все же понадобилась для общих планов, поскольку мортиры полностью не покрывали необходимый участок площадки.

14. В сцене с горящими красноармейцами в тех кадрах, где бойцы падают с обрыва, фигурируют компьютерные модели людей. Их строили и анимировали в трехмерном редакторе, опираясь на фотографии актеров. При этом технология анимации носила смешанный характер, какие-то действия анимировались по ключевым кадрам, а какие-то при помощи техники захвата движений.

15. Музыку к фильму написал знаменитый американский пианист и композитор, Анджело Бадаламенти, наиболее известный как автор музыки к фильмам Дэвида Линча, а также к его сериалу «Твин Пикс» и фильму «Пляж» Дэнни Бойла.

Сталинград Федор Бондарчук  Пётр Фёдоров
Фото: WDSSPR

Загрузка...