Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Поющие под дождем»: как заговорил Голливуд

0

О том, как звезды плетут интриги в погоне за заветной ролью, легко ли исполняется американская мечта и что на самом деле творилось на съемочной площадке фильма, Мы узнали, посетив Голливуд.

Знаменитая голливудская картина 1952 года «Singin’ in the Rain» («Поющие под дождем») до сих пор возглавляет список лучших американских фильмов-мюзиклов за последние 100 лет. А когда она появилась на экране, зрители и критики встретили ее с прохладцей — так часто бывает с шедеврами. Виноват в этом вышедший на полгода раньше фильм «Американец в Париже», в котором звучала музыка великого Гершвина. Потребовалось время, чтобы зрители оценили «Поющих под дождем» по достоинству. И вот ведь как бывает: «Американец…» канул в Лету (кинокритики считают, что сюжет оказался слабоват), а «Поющие…» и сегодня, спустя более полувека, смотрятся на одном дыхании. Заглавную песню картины — «Singin’ in the Rain» — с первых аккордов узнают даже те, кто далек от кино.

Премьерная афиша (1952)

Картина и сегодня, спустя более полувека, смотрится на одном дыхании. Премьерная афиша (1952)

Текст к этой композиции написал Артур Фрид, известный поэт-песенник, ­сочинивший множество хитов для разных телепрограмм и бродвейских шоу. Он тогда занимал важный пост на киностудии MGM — руководил подразделением, отвечающим за музыкальные фильмы. И вот, продюсируя очередной мюзикл, он, естественно, использовал в нем собственную песню.


Будучи человеком практичным, Артур легко подсчитал, что это принесет ему приличные дивиденды. В те годы фильмы, отработав в прокате, клали на полку, но песни, написанные к этим картинам, продолжали жить. И повторное их использование сулило выгоду. Фрид надеялся на успех, причем не только в родной Америке, но и в мировом прокате: в конце 1940-х жанр мюзикла стал бешено популярным.

Сказано — сделано! Он приглашает на ужин талантливую пару сценаристов — Бетти Комден и Адольфа Грина, успешно пишущих пьесы для Бродвея, и после распития бутылочки шабли предлагает следующее: «Напишите либретто. Про что конкретно — мне неинтересно. Главное, чтобы песня «Поющие под дождем» стала ведущей темой».


Позже Бетти и Адольф с юмором рассказывали, что согласились на чистую авантюру: они понятия не имели, о чем будет фильм, знали лишь, что кто-то должен спеть под дождем. За вдохновением они отправились в Лос-Анджелес, поближе к «фабрике грез» и самому Фриду. Решив снять дом на несколько месяцев, обозначили риелтору задачу — найти красивый особняк в тихом месте. Не сказать, что Беверли-Хиллз — забытый Богом уголок: здесь расположены самые богатые дома в Калифорнии. Но риелтор привез их именно сюда. Он преследовал свои цели: ему никак не удавалось сдать некогда великолепный, но запущенный особняк кинодивы, звезды немого кино, не нашедшей себе места в эпоху звука и рано ушедшей из жизни. Как только Бетти Комден и Адольф Грин вошли в неухоженный сад, заросший диким виноградом, увидели пересохший фонтан, заваленный пожухшими листьями, услышали трагическую историю бывшей владелицы, к ним пришло вдохновение. В тот же миг им стало ясно, о чем будет их новое произведение.



Тема ухода в небытие великих актеров, не справившихся с новыми задачами, цепляла за душу. Взять хотя бы Бастера Китона, в свое время не менее популярного, чем Чарли Чаплин. Или братьев Маркс — комиков, которые сошли с дистанции в начале эры звукового кино. Нащупав золотую жилу в виде коллизии между техническим прогрессом и творческой личностью, не сумевшей приспособиться к новым условиям, Адольф и Бетти засели за работу. И уже через пару дней сюжет был готов!


1927 год. Начало золотого века американского кинематографа. Кино в преддверии глобальных перемен, голливудские звезды, идолы немого кино, — Дон Локвуд и Лина Ламонт — переживают, найдут ли себя в новой эпохе. Дону проще: помимо великолепной внешности и природной пластики, он ­обладает приятным тембром голоса. А вот Лина этим похвастать не может — ее голос слишком высок и визглив, к тому же она говорит с сильным акцентом. Дон в замешательстве. Он с удовольствием избавился бы от Лины, но она звезда и зрители любят их тандем, подозревая, что он не только творческий. Пусть это не так и на самом деле Дона связывает с Линой лишь работа, но на публике он старательно делает вид, что влюблен, ведь зрители обожают любовные интриги!

Анастасия Стоцкая

Анастасия Стоцкая,  исполнительница роли Лины Ламонт в российском мюзикле, у Египетского театра Граумана в Лос-Анджелесе, где в 1952 году  состоялась премьера фильма. Фото: Любовь Шеметова

На счастье, Дон случайно знакомится с начинающей актрисой Кэти Селден, обладательницей глубокого чувственного голоса. Она-то и спасет положение, став дублером Линды. Та, конечно, не желает сдавать позиций, так что интригами сюжет не обделен, тем более что Дон и Кэти любят друг друга. Словом, все как в жизни! Стильные музыкальные номера, классический мюзикловый вокал, блистательная бродвейская хореография, искрометный юмор, знаменитые мелодии и виртуозный степ — все это «Поющие под дождем».


Когда либретто было готово, Артур Фрид набрал команду и приступил к съемкам. Режиссерами картины стали Стэнли Донен и Джин Келли — звезда Голливуда 1940-х годов, сыгравший Дона Локвуда.

Танцор Дональд O’Коннор сыграл его друга, музыканта Космо Брауна, Джин Хэген — взбалмошную Лину Ламонт, а молоденькая Дебби Рейнолдс исполнила главную женскую роль — Кэти Селден.

Если первые трое были на тот момент известными актерами, то Дебби лишь начинала свой путь в кино — ей едва исполнилось 18 лет. Старт не был радужным — против ее кандидатуры восстал сам Джин Келли. Он предполагал, что его партнершей станет Лесли Кэрон, которая с оглушительным успехом сыграла с ним же в фильме-мюзикле «Американец в Париже». И вдруг неожиданно Луис Майер, один из основателей легендарной студии MGM, предложил на эту роль никому не известную юную Дебби Рейнолдс, актрису и гимнастку, не обладающую танцевальными навыками. Он увидел ее на одном из конкурсов красоты, где та пела смешную песенку. Поддавшись чарам забавной чистой девушки, опытный продюсер решил, что перед ним та, кто принесет успех его новой картине.

Юлия Ива на мастер-классе
Танцевальная студия Debbie Reynolds — одна из самых знаменитых в Голливуде, здесь репетировали Мадонна, Бейонсе, Рианна, Майкл Джексон и другие. Юлия Ива (Кэти Селден в российском мюзикле) на мастер-классе по степу в студии Debbie Reynolds. Фото: Пресс-служба Стейдж Энтертейнмент



Это вызвало недоумение у всей творческой команды, а возмущению Келли и вовсе не было предела. Конечно, Майер не принял во внимание точку зрения актера. В те годы его студия имела контракты почти со всеми звездами Голливуда — Элизабет Тейлор, Кларком Гейблом, с тем же Джином Келли и еще десятками других суперзвезд. Но не только на них рассчитывала MGM. Эта ­кинокомпания дальновидно вкладывалась в будущее, ища и находя юные таланты по всей Америке. Здесь существовали даже должности менеджеров по талантам — так назывались те, кто рыскал по стране в поисках дарований.


На Дебби Рейнолдс была сделана ­серьезная ставка, и скандальные выходки Келли не могли этому помешать. Тем не менее, обладая правами режиссера и главного хореографа, Джин устроил на съемочной площадке настоящий террор. Дебби приходилось репетировать танец три месяца подряд по шесть часов в день без выходных для того, чтобы выйти на уровень профессионалов — Келли и Дональда О’Коннора. К вечеру ее ноги были разбиты в кровь, одежда оказывалась насквозь мокрой, а ей еще предстояла долгая дорога домой — на трех автобусах. Дебби жила далековато от Голливуда. Часто, вымотавшись до предела, она ночевала прямо в гримерке, на крошечном жестком диванчике, но это ее не расстраивало. Нервы не выдерживали лишь тогда, когда придирки Келли — ее экранного возлюбленного — становились совсем уж невыносимыми. Как только заканчивалась сцена, где они с нежностью смотрели друг на друга, Келли цедил сквозь зубы очередную гадость. Члены съемочной группы вспоминали, как губы девушки мгновенно белели, на лбу выступала испарина, а глаза наполнялись слезами.


Дать отпор звезде экрана, знаменитому танцору и режиссеру не мог никто — Келли был слишком авторитетной фигурой. Как-то раз после изнурительной репетиции девушка в бессилии и отчаянии забилась под рояль в углу студии, вдали от посторонних глаз, и дала волю слезам. Рыдания случайно услышал проходивший мимо Фред Астер — актер, танцор, хореограф и певец, деливший с Келли танцевальный олимп Голливуда. Он вытащил Дебби из-под рояля, пригласил на чашку горячего шоколада в ближайшую забегаловку и вдохнул в нее надежду рассказом о том, как в начале своей карьеры выкладывался на сцене до такого состояния, что иногда не мог вспомнить, как его зовут. Фред убеждал Дебби, что если по-настоящему жаждешь добиться успеха, то не стоит себя жалеть, а сталкиваясь с несправедливостью, надо благодарить Небеса — ведь это делает тебя сильнее. После той беседы девушка почти не реагировала на придирки Джина Келли, полностью отдаваясь творческому процессу, и в результате блестяще сыграла свою роль.


Спустя годы, когда Дебби стала звездой, она вспоминала о своих мучениях и говорила, что до сих пор так и не смогла понять, были ли нападки Келли злым умыслом или способом мотивировать юную актрису. Хочется верить, что Джин не был монстром и подвергал ее грубой муштре из педагогических соображений. Забегая вперед, отметим, что после «Поющих под дождем» ее карьера начала стремительный взлет. ­Рейнолдс снялась в большом количестве фильмов, потихоньку работает до сих пор, несмотря на преклонные годы и не очень крепкое здоровье. Из актеров легендарных «Поющих…» в живых осталась она одна.

На съемках будущего кинохита досталось не только Дебби Рейнолдс. Нелегко пришлось и потомственному танцору Дональду О’Коннору. Как уже упоминалось, Джина Келли боялись все без исключения, поэтому Дональд не рискнул напрямую спросить, правша или левша Джин. Это было важно для первого совместного танца — нужно было добиться синхронности. Перед началом съемок танцор не спал всю ночь, пытаясь вспомнить, с какой же ноги Джин начинает степовые комбинации. Он боялся, что тот окажется левшой. К счастью, опасения были напрасными.


Но не это было самым сложным в его работе. Вспомним один из самых ярких и физически сложных номеров — «Make ‘Em Laugh» («Рассмеши»). По сюжету Космо рассказывает Дону тайну, которую в детстве ему открыл отец: главное для артиста — вызвать смех публики, и тогда успех обеспечен. Во время заводной песенки он исполняет целый каскад сложных трюков, завершающийся пробегом по вертикальной стене и кувырком через голову! Этот опасный номер придумал сам Келли.

Дональду никак не удавалось психологически настроиться, чтобы обойтись без страховки. Съемки приостановили — все ждали готовности актера. Наконец втайне от него страховочный трос был отвязан. Дональд, не заметив отсутствия поддержки, легко вбежал по стене и перекувыркнулся через голову. Все бы хорошо, но пленка оказалась бракованной. Актеру пришлось еще несколько дней собираться с духом, чтобы снова повторить выход. Закончив съемки, О’Коннор месяц провел на больничной койке, залечивая раны и нервы.

Сейчас в это трудно поверить, но некоторые сцены этой пуританской картины несколько раз переписывались по ходу съемок из-за придирок комитета по цензуре. В те годы в Америке господствовал жесткий контроль за нравственностью. В «Поющих под дождем» герои не обнимаются, не целуются и, уж разумеется, не раздеваются.

Возможно, сегодня избалованным современным зрителям этот кинохит кажется наивным. И все же… В годы Великой депрессии американцы выстояли благодаря поднимающим настроение голливудским и бродвейским постановкам — может, теперь пришло наше время взбодриться.

Сцена из мюзикла «Поющие под дождем»

Во время Великой депрессии американцы выстояли благодаря легким постановкам Голливуда и Бродвея. Сцена из мюзикла «Поющие под дождем» в лондонском театре «Палладиум» (2012). Фото: пресс-служба Стейдж Энтертейнмент

Для российских зрителей есть хорошая новость: с 3 октября мюзикл «Поющие под дождем» компании «Стейдж Энтертейнмент» — каждый день на сцене театра «Россия».

Благодарим «Американскую компанию путешествий» за помощь в организации поездки в Голливуд

Мюзикл «поющие под дождем», Театр «Россия», с 3 октября

Загрузка...