Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Ледокол»: как снимали отечественный фильм-катастрофу

0

На съемочной площадке фильма «Ледокол» Николая Хомерики артисты изнывали от жары посреди ледяных глыб, сражались с воображаемыми морскими хищниками и стихией.

В основе сюжета — реальные события 1985 года, когда научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» оказалось зажатым антарктическими льдами и вынужденно дрейфовало 133 дня. В фильме ледоколу, попавшему в ледяной плен у побережья Антарктиды, дали название «Михаил Громов». Это мужская история (здесь всего две героини — капитанские жены в исполнении Анны Михалковой и Ольги Смирновой) о том, что, если природа испытывает на прочность, а нервы на исходе, нужно рисковать.


Съемочной площадкой картины почти на четыре месяца стала палуба­ атомного ледокола «Ленин» — сегодня он служит городским музеем в Мурманске. Съемки проходили также в Севастополе, Санкт-Петербурге и Кировске.

— Что-то мы взяли с судна «Агат» — его в тот момент распускали на иголки, то есть утилизировали, — рассказывает художник-постановщик Владимир Родимов. — Запчасти этого корабля, например срезанные иллюминаторы, двери, мы использовали в декорациях.

Анна Михалкова

Анна Михалкова сыграла жену героя Сергея Пускепалиса. Фото: пресс-служба кинокомпании ПРОФИТ

Погода в Мурманске, где снимали большую часть «антарктических» эпизодов, менялась каждый час. Из-за этого группа столкнулась с серьезными проблемами.

— Для создания ледяных торосов (нагромождений обломков льда) мы использовали деревянный каркас из поддонов и фанеры, — продолжает Родимов. — Каркас моделировали под форму льда и обтягивали белоснежным синтепоном. Старательно лепили каждую «льдинку», фиксируя синтепон дорогущим клеем-спреем. Но погода была против нас. Сначала

пошел дождь, и намокший синтепон потерял форму. Через два дня ветер нагнал черную пыль с соседнего причала, где разгружали уголь. Таким образом вместо белоснежных льдин у нас образовалась серая масса, напоминающая старый матрас. За полторы недели мы несколько раз обновляли заготовки.

Специально для съемок сконструировали восковую систему для создания эффекта обледенения — от легкой изморози до тяжелых наледей. Поручни и мелкие детали декорировали спреем, им же «снежили» усы и бороды всех членов команды, а мощный ветродуй и бумага создавали необходимую снежную бурю на палубе ледокола. На декорирование судна и пургу ушло восемь тонн воска и почти десять тонн бумаги.

По сюжету первым испытанием, выпавшим на долю экипажа, стало столк­новение корабля с айсбергом. За борт смывает полярника Леву и его собаку по кличке Дюша.

"Ледокол", кадр из фильма

По сюжету полярник Лева и его собака Дюша оказываются за бортом. Рыжий красавец Инди с ролью справился блестяще — он в кино не новичок, сниматься начал еще щенком. Фото: пресс-служба кинокомпании ПРОФИТ

— Сцену падения героя за борт снимали с дублером-каскадером, — рассказывает специалист по спецэффектам Глеб Локшин. — На носу судна крепили специальную конструкцию, состоящую из горки и контейнера, из которого на каскадера должна была хлынуть 20-тонная волна воды. Чтобы от громадного водосброса корабль не давал крен в сторону, мы четко просчитали траекторию потока воды. Основной задачей было удержать страховку, на которой за бортом зависал дублер.


Четвероногий рыжий красавец Инди, сыгравший Дюшу, в кино не новичок, на площадку попал еще щенком. В перерывах между съемками пес под руководством дрессировщицы развлекал группу акробатическими прыжками. Здоровьем Инди во время опасной сцены, конечно, рисковать не стали — его падение затем добавили в кадр с помощью компьютерной графики.

До начала съемок Петр Федоров, который сыграл капитана ледокола Петрова, встретился с Героем Советского Союза Валентином Родченко — прототипом своего персонажа. Именно он ­командовал ледоколом «Михаил Сомов» в 1985 году. А консультантом проекта стал полярник Юрий Настеко, который также стоял на капитанском мостике «Михаила Сомова» с 1998 по 2014 годы. Кроме ценных советов, которые он давал команде, офицер сыграл небольшую роль. Его герой помогает вертолету с пилотом Кукушкиным (Александр Паль) и капитаном Севченко (Сергей Пускепалис) на борту сесть на палубу судна.

Александр Паль

Александр Паль в роли пилота вертолета Кукушкина. Фото: пресс-служба кинокомпании ПРОФИТ

— Сцена крушения вертолета стала, пожалуй, самой сложной, — говорит Глеб Локшин. — В Камышовой бухте под Севастополем оборудовали специальную выгородку на воде. Другими словами, бассейн, куда помещали кабину вертолета Ми-2 с Сергеем Пускепалисом и Александром Палем внутри. Они, безусловно, рисковали. Но команда каскадера Антона Смекалкина сделала все, чтобы максимально обезопасить артистов. И в гидрокостюмы их облачили, и страховкой снарядили. Несмотря на то что лед в фильме искусственный, для крупных планов именно этой сцены мы заказали пять тонн замерзшей воды у местного хладокомбината.


— Скажу о блестящей работе каскадеров и водолазов, которые учили нас нырять, — говорит Сергей Пускепалис. — Мы с Александром Палем доверяли постановщикам этой сцены, знали, что нас страхуют профессионалы. Это морально помогало. Я понимаю, что, случись подобное в реальной жизни, я бы не выжил. Думаю, эта сцена всерьез пощекочет нервы зрителю.

Может показаться, что все время съемок на ледоколе артисты мерзли и спасались от воды и ветра. На самом деле они чаще изнывали от жары: приходилось сниматься в тулупах и валенках в Севастополе, где столбик термометра не опускался ниже +30 °С.

Но теплая одежда пригодилась Петру Федорову на съемках в горном ­массиве Хибины. Там снимали кадры падения Петрова в снежную пещеру, где тот встречается с морским леопардом. Внутренняя часть пещеры — декорация из досок и пенопласта, покрытых специальным воском и целлюлозным снегом. Но бутафорской пещеры оказалось для картинки недостаточно, и артист снимался на натуре.

— Сначала пещеру планировали выкопать в горах. Но бульдозер не смог расчистить дорогу — вместо того чтобы подниматься вверх, скатывался вниз, — рассказывает художник-постановщик. — Пришлось выкапывать пещеру у подножия. А морского хищника позже «нарисовали» на компьютере.

Сергей Пускепалис и Александр Паль

Сцена крушения вертолета стала, пожалуй, самой сложной. Сергей Пускепалис и Александр Паль, безусловно, рисковали. Фото: пресс-служба кинокомпании ПРОФИТ

Курьезов на съемках было немало. В съемочной группе до сих пор с улыбкой вспоминают сцену прощания с погибшим моряком. Не до смеха было только постановщикам.

— По сюжету тело опускают в воду, — вспоминает Владимир Родимов. — Мы изготовили из силикона муляж и обернули его тканью, затем пробурили отверстие во льду. Очень быстро поняли: глубина полтора метра — несерьезная. Кто-то посоветовал съездить на соседний водоем, где у любителей моржевания была своя полынья. Мы приехали, поставили на край «тело», у воды — весь актерский бомонд. Но вместо того чтобы постепенно погрузиться на дно, наш «труп» стал покачиваться на воде, как лодочка. Такой картины не ожидал никто, хохотали все. А надо было что-то делать! Принесли откуда-то камни, которые заложили в муляж, — он стал весить примерно 150 кг (четыре человека несли). Но во время дубля носилки с «телом» наклонились, и, прежде чем уйти под воду, оно сложилось пополам. ­Потом уже придумали закрепить муляж на доске. В итоге «труп» пошел на дно, как торпеда, носом вниз.

"Ледокол", кадр из фильма

В Севастополе актерам пришлось в буквальном смысле попотеть — они снимались в тулупах и валенках при температуре +30 °С. Фото: пресс-служба кинокомпании ПРОФИТ

На экраны фильм-катастрофа «Ледокол» выйдет 20 октября.

Загрузка...