Мерзликин сыграл погибшего драматурга

В Санкт-Петербурге на киностудии «Лендок» завершились съемки полнометражной ленты «Облепиховое лето» о жизни Александра Вампилова. По словам создателей фильма, название родилось из письма самого драматурга: «Я прощаюсь. У нас облепиховое лето, жара и тишина. Байкал сейчас такая штука, что — спешите видеть».

10.08.2017, 09:15, Клавдия Иванова

Андрей Мерзликин.  | Фото Андрей Федечко


Сходство Андрея Мерзликина и Александра Вампилова очевидно. Фото:  М. Минеев/Фотохроника ТАСС


Режиссер картины Виктор Алферов не только земляк писателя, но и большой поклонник его творчества. Переехав в Москву, он с удивлением обнаружил, что здесь мало кто знает, какой след в искусстве оставил Вампилов, не говоря уже о фактах его биографии. «Лет пять назад мы с женой Еленой оказались на Байкале, и я показал ей место гибели драматурга. Она мне даже не поверила. Меня это так зацепило, что я решил снять документально-художественный фильм», — рассказывает режиссер. Сначала Алферов думал, что он будет о последнем дне Вампилова, погибшего накануне своего 35-летия. Но потом понял, что собранный материал просто не сможет уместиться в формат. «Слишком много знаковых встреч и событий случилось в жизни Александра», — говорит Виктор.

Встреча, которой не было

Факты и свидетельства о жизни Вампилова сценарист Ольга Погодина-Кузмина собирала из книг, статей, опубликованных мемуаров. Встречалась она и с вдовой и дочерью драматурга. Несколько сцен фильма были созданы на основе их воспоминаний. «Но мы не собирались делать документальное кино, поэтому без придуманных диалогов, персонажей, сюжетных линий не обошлось», — признался Алферов. Одной из таких придумок стала тесная дружба Вампилова с поэтом Николаем Рубцовым. Создателям фильма показалось интересно соединить судьбы этих двух, в сущности, похожих людей. «И мы угадали! Оказалось, что они и вправду испытывали особую духовную связь», — замечает режиссер.


Андрей Мерзликин и Сергей Каплунов (Николай Рубцов). Фото: Андрей Федечко


По словам Виктора Алферова, кастинг проходил непросто, хотя исполнителя главной роли нашли сразу. «С Андреем Мерзликиным мы встретились на открытии выставки на ВДНХ. Оля Погодина шепнула мне на ухо: «Посмотри, как похож!» Пригляделся, действительно — вылитый Вампилов! А вот Андрей заметил: «Вообще-то ты на него больше похож. Может, сам возьмешься?» — смеется Алферов. Кстати, сыграть Вампилова режиссеру рекомендовали и Галина Волчек, и вдова Олега Ефремова ­Алла Покровская, лично знавшие драматурга. Но Алферов видел в этой роли только Мерзликина. Андрей был воодушевлен неожиданным предложением: «До этого я играл милиционеров и военных — людей сильных и волевых. А тут появилась возможность поработать над ролью человека тонкого­ и творческого. Разве можно отказаться?»


Кирилл Рубцов и Андрей Мерзликин. Фото: Андрей Федечко


И крест, и коромысло

Как рассказал режиссер, сложнее всего было найти актрису на роль жены Вампилова Ольги, с которой писатель познакомился случайно: зашел к другу за чемоданом. Между ними быстро завязался бурный роман. Ольгу должна была сыграть молодая, но при этом очень глубокая, сильная женщина, которая смогла бы вынести на своих плечах все трудности жизни с гениальным человеком. Выбор пал на актрису Полину Чернышову. «Она из тех женщин, что могут и коромысло взять, и крест нести», — замечает Алферов.


Кирилл Рубцов в роли Олега Ефремова. Фото: Андрей Федечко


Сыграть Олега Ефремова поручили Кириллу Рубцову. Его бывшая однокурсница по Щукинскому училищу, внучка Олега Николаевича Ольга, увидев пробы, поразилась внешнему сходству Рубцова со своим дедом. «Хотя я не пытался быть на него похожим, просто искал его особый взгляд на мир: усталый, нервный, с долей иронии, но пронизанный глубиной и болью», — признается Кирилл.

Ангара в кронштадте

Почему же основным местом проведения съемок был выбран Санкт-Петербург? Несмотря на то что город не сыграл решающей роли в судьбе писателя, сюда Вампилов все-таки приезжал. «Ленфильм» даже просил его написать сценарий, на что тот ответил: «Я не умею писать сценарии, я пишу пьесы». «В городе сохранилось немало исторических объектов, но без трудностей не обошлось», — улыбается Алферов. Натуру для съемок тюрьмы, в которой был расстрелян отец Вампилова, режиссер обнаружил в Кронштадте: «Военный госпиталь нам подходил идеально. Но за пару дней до съемки выяснилось, что какой-то высокопоставленный чиновник улетел в командировку, а разрешение на съемку так и не подписал. Мы были в панике». Весь следующий день режиссер и оператор тщетно колесили по Кронштадту. Уже под вечер от отчаяния решили завернуть за неприглядное строение. «Кирпичное здание, деревья, река. Почти Ангара! Мы поняли, что спасены», — смеется Виктор. Выбор квартиры главных героев тоже заставил всех понервничать. Особую сложность представляло жилище дипломатов.­ «После долгих поисков на Петроградской стороне обнаружили прекрасную нежилую «трешку» и оборудовали ее по последней моде тех лет: телевизор, чешский гарнитур, хрусталь, богемское стекло», — рассказывает ассистент художника по костюмам Алексей Гулевич. А для реквизиторов в настоящий квест превратились поиски журнала «Ангара», в котором была впервые опубликована «Утиная охота».

Капрон, кримплен


В квартире дипломатов все по моде 1970-х: телевизор, чешский гарнитур... (слева направо: Анна Перелешина, Сергей Агафонов и Полина Чернышова). Фото: Андрей Федечко

Художник по костюмам Марина Бондарева довольна собственной работой. «У нас практически все вещи аутентичные», — говорит она. На блошиных рынках нашлись синтетические комбинации, капроновые чулки, намертво примерзавшие к ногам, кримпленовые платья. «Артистам, конечно, можно посочувствовать. Синтетика здорово липнет, так что приходится использовать литры антистатика», — смеется Бондарева. Испытанием для актеров стали и пальто того времени. «Они в три-четыре раза тяжелее современных, — замечает Гулевич. — Дело в том, что при пошиве использовали не только драп и ватин, но и конский волос». Зато Полине Чернышовой так понравилось пальто ее героини, что она решила его купить. «Эффектная вещь! Глубокий синий цвет прекрасно сочетается с ярко-оранжевой клеткой. Сшито в 1962 году, а выглядит как новое!» — восхищается­ Полина.
 


Что еще снимается

«Мажор-3»


Детективный сериал, 16 серий.
Режиссер: Игорь Твердохлебов.
В ролях: Павел Прилучный, Карина Разумовская, Дмитрий Шевченко.

В центре сюжета третьего сезона, как и в первых двух, представитель «золотой молодежи» Игорь Соколовский, которого отец в целях перевоспитания отправил работать в отделение полиции. Второй сезон оставил открытыми множество вопросов: например, не ясна любовная линия — выберет ли мажор Вику или Катю, и на кого работает подполковник Пряников.

Премьера нового сезона запланирована на Первом канале осенью 2018 года.


«Смотритель маяка»


Детективный сериал
Режиссер: Павел Дроздов.
В ролях: Егор Бероев, Максим Дрозд, Екатерина Ванчугова, Виктор Тереля.

Накануне Первой мировой войны русской контрразведке становится известно о предстоящей крупной диверсии в Крыму. Для ее осуществления на территорию России проникает германский шпион. Он должен заминировать Севастопольскую бухту, уничтожить наш флот. Завербованный шпионом Арсений Седов становится другом немецкого диверсанта. Тот и не подозревает, что Арсений — разведчик Генерального штаба.

Смотрите сериал на канале НТВ.


Теги:  «Облепиховое лето», съемки, Андрей Мерзликин, Кирилл Рубцов, Александр Вампилов


Комментировать

Нравится Нравится
Загрузка...
Loading...


Комментарии (0)

Ваше имя:

Текст комментария: