Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Холодно, тяжело и страшно: репортаж со съемок фильма «А зори здесь тихие…»

0

К 70-летию Победы Ренат Давлетьяров снял фильм «А зори здесь тихие…». «ТН» выяснила, не боится ли режиссер сравнения со знаменитой картиной Станислава Ростоцкого.

В 1972 году фильм Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева стал лидером проката в СССР и номинировался на «Оскар» как лучший зарубежный фильм. В Китае советская картина была так популярна, что в 2005 году там решили снять 19-серийный ремейк. В нашей стране повесть Васильева

считалась едва ли не самой известной книгой о Великой Отечественной войне. Но время идет, и, по мнению создателей новой экранизации, выросло уже не одно поколение, которое никогда не слышало о старшине Васкове и пяти девушках-зенитчицах, отдавших жизнь за Родину. И прежде всего режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров хочет достучаться до молодежи. Но, кроме того, фильм должен быть убедительным и для людей среднего и старшего возраста, многие из которых прекрасно знают материал, не раз видели картину Ростоцкого и, разумеется, будут сравнивать ее с новой.

Съемочный процесс  фильма «А зори здесь тихие…»

Режиссер Ренат Давлетьяров решил достучаться до молодежи, которая не знает истории, описываемой в повести «А зори здесь тихие…». Фото: Пресс-служба кинокомпании «Интерфест»



— «Фантомные  боли» от фильма Станислава Ростоцкого меня преследовали, когда я читал сценарий, примерял… — говорит Ренат Давлетьяров. — Но как только мы стали работать, начал создаваться свой мир, и мы уже чувствовали себя свободными от предыдущей экранизации. Картина Ростоцкого многими любима, в том числе и мной. Но мы рассказываем историю Бориса Васильева современным кинематографическим языком, и для нас сверхзадача — вновь пробудить интерес к этой книге.

На главные роли пригласили молодых актрис Анастасию Микульчину (Рита Осянина), Евгению Малахову (Женя Комелькова), Агнию Кузнецову (Соня Гурвич), Софью Лебедеву (Лиза Бричкина), Кристину Асмус (Галя Четвертак). В роли старшины Васкова — Петр Федоров.

Петр Федоров

В роли старшины Васкова — Петр Федоров. Пресс-служба кинокомпании «Интерфест»

Давлетьяров решил более подробно, чем в фильме Ростоцкого, показать довоенную жизнь персонажей.

— Девушки в повести не так много разговаривают между собой, но у каждой в жизни своя драма, — продолжает режиссер.

Большая часть съемок фильма проходила прошлым летом в Карелии, в поселке Гирвас и деревне Падун. Места суровые и очень похожие на те, что описывал Борис Васильев.



В Падуне снимали деревню, где был расквартирован отряд зенитных войск, которым командовал старшина Васков. За два с половиной месяца художники-постановщики возвели там два деревенских дома: подходящие избы нашли в Тверской области. Их разобрали по бревнышку, транспортировали за тысячу километров и собрали уже здесь. Казарму и баню построили с нуля непосредственно на месте. Кстати, сцена в бане в фильме Ростоцкого для 1972 года была, конечно, супер­откровенной. Чтобы убедить актрис раздеться перед камерой, Ростоцкий говорил: «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать!» Ренат Давлетьяров от этого эпизода также решил не отказываться.

— Кто придумал воевать в юбках? — вопрошает Анастасия Микульчина. — Мы ползали по скалам, стирая коленки в кровь. А скатки шинелей, намокнув, становились жутко тяжелыми, и от этого ныли плечи. Зато не приходилось ничего придумывать, потому что сама натура, природа помогала нам войти в образ. Физически сниматься было непросто, но разве могло быть легко на войне?


Для деревенского двора, в котором квартировал старшина Васков, киногруппа закупила три козы и десяток кур. По окончании съемок животных подарили одной из местных жительниц.

— Мне неловко говорить о каких-либо трудностях, — признается Петр Федоров. — Рядом со мной были очаровательные девушки, которые бесстрашно преодолевали болота, лазали по горам и лесам. Конечно, проще сниматься в теплых павильонах и заказывать еду на площадку из ресторана. Но самое увлекательное в процессе нашей работы — максимально приблизиться к реальным условиям, когда по-настоящему холодно, тяжело и страшно. Есть у нас даже присказка: актеру чем гаже, тем глаже.

Съемочный процесс  фильма «А зори здесь тихие…»

Съемки проходили в Карелии, примерно в тех местах, где действовали герои Бориса Васильева. Фото: пресс-служба кинокомпании «Интерфест»

Ренат Давлетьяров очень хотел, чтобы в кадре звучала настоящая немецкая речь. Поэтому на роли фашистских диверсантов, которых в конце фильма берет в плен старшина Васков, пригласили немецких актеров. Штефан Велке и Бенджамин Шпилер, заядлые вегетарианцы, приверженцы здорового образа жизни, привыкшие работать исключительно в комфортных условиях, приехали в Карелию, не представляя, что их ожидает. Через два месяца съемок в российском проекте немцы превратились в убежденных мясоедов и узнали, каково это — страдать от похмелья после выходных.


Петр Федоров вспоминает, каким для него выдался последний съемочный день. Полдня актер утопал в снегу, ползая по зимнему полю в полном военном обмундировании, с тяжелой винтовкой наперевес. Глаза застилал черный дым. Дубль за дублем Федоров — Васков и еще около десятка актеров массовки, представляя, что над ними свистят вражеские пули, медленно перемещались в сторону крана, на котором расположилась камера. «Петя, давай энергичнее! — командовал режиссер. — Смотри в камеру и кричи изо всех сил: «За Родину-у-у! За Сталина-а-а!» Актер попытался скрыть удивление, ведь этих реплик не было в сценарии, послушно лег на снег и пополз на камеру, выкрикивая необходимый текст. Неожиданно в кадр вбежал Ренат Давлетьяров, кинулся на снег рядом с Петей, закричал вместе с ним: «За Родину-у-у!» И следом — аплодисменты всей съемочной группы. Тут только Федоров понял, что его разыграли, поздравив таким образом с окончанием съемок.

В кино с 30 апреля

Загрузка...