Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Как снимали «Безумного Макса» и зачем нам его смотреть

0

На экраны вышел фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» — главный голливудский блокбастер этого месяца. Те, кто постарше, наверняка вспомнят картину с молодым Мелом Гибсоном и невероятно крутыми тачками — в те времена, когда мало кто слышал про передачу «Top Gear». Благодаря первому «Максу» многие также узнали о существовании дизельпанка (хотя и читали «Гиперболоид инженера Гарина»). Отличная новость: последняя лента о Максе брутальнее своих предшественников.

Что показало вскрытие

Первое, что стоит знать: Джордж Миллер не оглядывается на прошлые успехи. Как правило, даже большие режиссеры повторяют одну и ту же ошибку, спустя годы возвращаясь к старым сюжетам. Типичный пример: Стивен Спилберг и его последний по счету «Индиана Джонс» (тоже с не молодеющим Харрисоном Фордом). Однако новый «Безумный Макс» — совсем не пенсионерское кино. Джордж Миллер так долго сидел на «вегетарианской диете», снимая про говорящих поросят и танцующих пингвинов, что успел соскучиться по «свежему мясу».


Далеко не всегда режиссерами становятся выпускники киновузов. Случай Миллера нетипичен: он пришел в режиссуру… из реанимационного отделения скорой помощи. Молодой австралиец обожал кино, но родители отнеслись к его фантазиям скептически: в конце концов, он вырос не в Калифорнии, где каждый второй мнит себя актером или режиссером чуть ли не с рождения. По­этому Джордж, как хороший сын, окончил медицинский институт и поступил в ординатуру больницы Святого Винсента в Сиднее. Но все заработанные деньги он тратил на съемки экспериментальных фильмов — призвание есть призвание.

Идея «Безумного Макса» родилась из суровых врачебных будней: Миллер повидал достаточно человеческих страданий, крови и смертей, чтобы вывести из всего этого целую философию. Во многом его воззрения перекликались с мыслями Ницше (ну да, та самая заезженная цитата — «то, что меня не убивает, делает сильнее»). Миллер увлекся романами Филипа Киндреда Дика, и постепенно образ героя, пытающегося выжить в пост­апокалиптическом обществе, стал более ярким и отчетливым. Миллер назвал его Максом Рокатански — в честь барона Карла фон Рокитанского, жившего в XIX веке и разработавшего метод для удаления внутренних органов при вскрытии.


«Безумный Макс» сняли за несколько недель и 300 тысяч австралийских долларов — это все, что удалось скопить Миллеру за восемь лет работы врачом. Экономили на всем: нормальный костюм был лишь у Мела Гибсона, монтировали и ставили звук на кухне в доме режиссера, он же отдал на заклание свое авто (его разбивают в одной из сцен). Гибсона Миллер заполучил случайно: в середине 1970-х Мел был мало кому известным театральным артистом и его чаще можно было увидеть в баре, чем на съемочной площадке. Как раз после одних посиделок (и последовавшей за ними пьяной драки) Гибсон попался на глаза другу Миллера. Тот оценил синяки и кровоподтеки на его лице и позвал на пробы: «Нам нужны фрики!» Но фрик оказался так хорош, что сразу же получил главную роль (и чек на 15 тысяч австралийских долларов в придачу).

Мел Гибсон

На кинопробах Мел Гибсон оказался так хорош, что сразу же получил главную роль. И чек на 15 тысяч австралийских долларов в придачу (кадр из фильма «Безумный Макс»)

Насилие за большие деньги

Действие первого «Безумного Макса» происходит в условном будущем после конца света — Земля напоминает выжженную пустыню, а вода стала первостепенной ценностью. Место животных заняли машины, им люди и поклоняются (все мировые религии тоже исчезли вместе с любыми понятиями о морали). Полицейские офицеры, в том числе и Макс, пытаются сохранить хоть какое-то подобие порядка — и жертвуют ради этого семьей и близкими друзьями.


Фильм Джорджа Миллера шел наперекор голливудским нормам — одного из главных героев, к примеру, сжигали заживо, а финал ничем не напоминал традиционный хеппи-энд. По словам режиссера, он снимал не фантастику в духе «Звездных войн», а социальную драму, подозрительно походившую на сводки новостей: за пару лет до выхода фильма Австралия с трудом вышла из нефтяного кризиса (так называемого нефтяного эмбарго) с неизбежными последствиями — страна пережила небывалый всплеск насилия. «Безумного Макса» хотели запретить к показу в кинотеатрах за ту самую сцену сожжения заживо: похожим образом «развлекалась» одна из банд байкеров в окрестностях Сиднея. И, кстати, вам не кажется, что в свете сегодняшних политических событий фильм не потерял своей актуальности?

Название первого «Безумного Макса» было увековечено в Книге рекордов Гиннесса как самого прибыльного фильма в истории континента. Миллеру дали зеленый свет на съемки второй и третьей частей — наконец-то он смог оставить свою работу в больнице, чтобы заняться тем, что любил всегда. «Безумный Макс 2: Воин дороги» вышел через два года. Потеряв всех, кто ему был дорог, Макс Рокатански стал мстителем-одиночкой (недаром же Миллер вдохновлялся самурайской тематикой фильмов Акиры Куросавы).


Бюджет второй части составил $2 млн — для Голливуда не бог весть какая сумма, но для Австралии просто грандиозная. Впрочем, на эстетику сериала это мало повлияло: все та же раскаленная пустыня, все те же движущиеся груды железа различных модификаций (от мотоцикла до танка). Собаку, которая по сюжету оказывается единственным спутником Макса (не считая бессловесного малыша), нашли в приюте, где бедного пса готовили к усыплению. Миллера все так же больше интересовали кровь и человеческие страдания, чем что-то еще — Гибсону по сценарию досталось всего 16 реплик (это не мешает ему называть «Безумного Макса 2» своей самой любимой картиной).

кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги»

Собаку, которая по сюжету оказывается единственным спутником Макса, нашли в приюте. Бедного пса готовили к усыплению. (кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги»)

Говорят, когда цензоры увидели режиссерскую версию, их едва не хватил удар — и фильм пришлось сократить почти вдвое, чтобы избежать обвинений в преднамеренной жестокости. Но даже то, что получилось, производило сильное впечатление: прическа (неаккуратный «ежик») и рваная кожаная жилетка, как у Рокатански, вошли в моду.

Беспощадность женщины

Третий «Безумный Макс» («Под куполом грома») рассказывал уже о мире, в котором вслед за нефтяной войной разразилась война ядерная. На выживание никто не надеется. То, что раньше называлось мегаполисами, засыпано песком: горстки выживших людей живут по законам стаи, где вожаки — самые жестокие, самые озлобленные, самые опасные. Например, Тетушка Энтити (одетая в кольчугу и с шикарным начесом Тина Тернер) — она устраивает гладиаторские бои на арене и наслаждается, видя очередную смерть.

Тина Тернер и Мел Гибсон

Макс Рокатански (Мел Гибсон) по воле случая оказывается в городе Бартертауне, где, будучи завербованным коварной властительницей Тетушкой Энтити (Тина Тернер), вступает в схватку со здоровяком Бластером (кадр из фильма «Безумный Макс 3: Под куполом грома)


Эту часть трилогии принято ругать — она не понравилась критикам и была прохладно встречена фанатами. Но стоит знать, что Джордж Миллер согласился на этот фильм после личной трагедии: в катастрофе погиб его близкий друг и верный соратник Байрон Кеннеди. С ним Миллер начинал снимать свои первые студенческие фильмы, с ним делал первые две картины о Безумном Максе. Фильм «Под куполом грома» посвящен его памяти.

На этом история «Безумного…» должна была закончиться. Мел Гибсон перешел на другой уровень популярности, а Джордж Миллер решил, что хватит с него железа и крови, и следующие десятилетия снимал про детей («Масло Лоренцо») и зверюшек («Бэйб: Поросенок в городе», «Делай ноги»). Однако трилогия продолжала жить своей жизнью — Макс и его крутые тачки мелькали в компьютерных играх, кожанки без рукавов стали стандартной униформой байкеров, а в пустыне Мохаве на юге штата Калифорния ежегодно проводится трехдневный фестиваль на тематику «Безумного Макса» — «Wasteland Weekend».

А потом оказалось, что замысел четвертого фильма зрел у Джорджа Миллера уже давно. Кастинг на главную роль велся долго и был фактически «теневым»: актеры подписывали договор о неразглашении. Называли имена Джереми Реннера, Сэма Уортингтона и Эрика Баны, но довольно быстро был объявлен основной претендент на роль Макса — Том Харди. У Харди действительно много общего с молодым Мелом Гибсоном: и брутальность, и идеально накачанное тело, и «животная» (по выражению Миллера) сексуальность.

Режиссер Джордж Миллер и актеры Том Харди и Мел Гибсон

Режиссер Джордж Миллер и актеры Том Харди и Мел Гибсон в Голливуде на премьере фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (7 мая 2015). Фото: Global Look Press

Режиссер утверждает, что новый «Безумный…» — не ремейк, а ребут (перезапуск). Мы сказали бы, что это старая история, переписанная на новый лад: Макс Рокатански уже потерял всех близких, превратился в озлобленного героя-одиночку, но все еще способен на привязанность. Его спутницей становится Фуриоза — бритая красавица с особо ценным и таинственным грузом, которую играет стриженная наголо Шарлиз Терон.

Именно Фуриоза должна привнести в картину новый смысл и привлечь в кинотеатры другую аудиторию (если одного красавца Харди недостаточно). Джордж Миллер поддерживает идеи феминизма — и героиня Терон ни в чем не уступает мужчине. Вторая часть почти вся про нее — да, новый «Безумный Макс» тоже задумывается как трилогия.


Но самой большой интригой для старой армии фанатов является возможное камео Мела Гибсона — встретится ли Макс Рокатански со своим будущим? Или это будет случайный бродяга с подозрительно знакомым лицом? Задавит ли молодой Макс старика своим монстром на колесах или пощадит, оставит в живых? Вопрос риторический, и, кстати, он не только про сюжет, но и про фильм в целом. В любом случае это интересно и это будет настоящая схватка.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Последняя лента о Максе получилась брутальнее своих предшественников. В ней еще больше разбивающихся машин, взрывов, грязи и безумных лиц

«Безумный Макс: Дорога ярости» в кинотеатрах с 14 мая

Загрузка...