Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Батальонъ»: как снимали кино о войне с женским лицом

0

На съемках фильма представительницам слабого пола мужества было не занимать. Стоит только вспомнить о том, что Мария Аронова и Мария Кожевникова без лишних раздумий постриглись наголо. Девушки учились стрелять, а дрались так, что лишь треск стоял.

Картина повествует о жизни в одном из женских баталь­онов смерти времен Первой мировой войны. Его сформировали в 1917 году, и сражались девушки весьма отчаянно.


Кастинг был сложным. Режиссер Дмитрий Месхиев и продюсеры долго искали актеров с внешностью, соответствующей началу прошлого века.

— Без проб я утвердил Марию Аронову (командир батальона Мария Бочкарева), Машу Кожевникову (графиня Татищева) и Марата Башарова (Керенский), — рассказал генеральный продюсер Игорь Угольников. — Маша Аронова — моя близкая подруга. Она, будучи студенткой третьего курса, начинала у меня в программе «Оба-на!» вместе с Нонной Гришаевой. Эта роль для нее совершенно точно поворотная в карьере.

Батальонъ, кадр из фильма

Марат Башаров на роль Керенского был утвержден без проб. С Дмитрием Месхиевым, Дмитрием Шевченко и Владимиром Чернышовым. Фото: Артем Емельянов

На съемки сцены, во время которой женщин-военных стригли наголо (в годы войны к этому обязывала гигиена), Мария Кожевникова попала практически сразу после свадьбы.


— Прежде чем решиться на такое перевоплощение, я посоветовалась с мужем, — вспоминает Кожевникова. — Женя меня поддержал: «Если для тебя это важно, то, конечно, стригись!» А когда я вернулась домой, неожиданно сказал, что с такой прической я ему нравлюсь еще больше! Мне и самой было на удивление комфортно. Короткие стрижки в принципе экономят массу времени! (Смеется.) Сейчас мои волосы, кстати, стали гуще прежнего.

Чтобы поддержать актрис, головы обрили и некоторые члены съемочной группы, включая режиссера Дмитрия Месхиева.

Девушек стригли прямо в кадре. Причем не электробритвами, а аутентичными немецкими машинками начала прошлого века, но зато с современными лезвиями.

Батальонъ, кадр из фильма

На съемки сцены, во время которой Марию Кожевникову остригли наголо, она пришла сразу после свадьбы. Фото: Арина Юшенкова



Съемки «Батальона» продолжались девять месяцев. Эпизоды довоенной жизни снимали в Петербурге. Работа над батальными сценами с настоящими траншеями и окопами велась недалеко от Пушкинских гор, в Псковской области. Возведением и оформлением декораций занималась команда из двухсот специалистов.


— Немцы строили себе в основном бетонные окопы, с собственным водопроводом, а изнутри оклеивали обоями, — говорит Дмитрий Месхиев. — Есть архивные фотографии, на которых видно, что тропинки в прилегающем к лагерю лесу они украшали указателями с именами Ницше, Шиллера, Гете. Наши окопы, конечно, сильно отличались от немецких.

Актрисы, игравшие бойцов женского батальона, учились стрелять и маршировать недалеко от Кронштадта, на побережье Финского залива. Дамы с ружьями в руках ежедневно преодолевали полосу препятствий, по-пластунски проползали под натянутой над головой колючей проволокой.

Батальонъ, кадр из фильма

Во время съемок одной из сцен, которая должна была проходить под дождем, актрис поливали ледяной водой из специальной установки. Фото: Артем Емельянов

Увидит зритель в кадре и женские драки.


— Обычно такие эпизоды в кино снимают условно, тебя никто не бьет по-настоящему! — рассказывает Мария Кожевникова. — Но у Дмитрия Дмитриевича другой подход. Если он не слышал хлопка от пощечины, сцена не засчитывалась. В один из дней мы дубль за дублем снимали драку с моим участием, в результате к вечеру у меня так раздуло щеку, что казалось, будто это флюс. Мне еще повезло — другим девочкам больше досталось! Кто-то нос сломал, а кому-то зуб выбили! Зато мы все отработали честно.

По словам Месхиева, после съемок у него изменилось отношение к женщинам. Ведь никто из актрис ни разу не пожаловался на условия работы или полученные синяки.

— На съемках «Батальона» я хотя бы приблизительно смогла представить, что такое война, — делится

впечатлениями Мария Аронова. — Так вот, это сплошное месиво: комьями летит грязь, что-то взрывается, свистят пули, в воздухе стойкий запах дыма. Ты ничего не соображаешь и не видишь. Очень страшно!

Боевые действия снимали уже в ноябре, актеры проводили на холоде по 10-12 часов в день. В сцене под обстрелом нужно было упасть и лежать в грязи. В другом эпизоде женский батальон стоял по стойке смирно напротив Главного штаба, и девушек щедро поливали из специальной установки — по сценарию лил дождь.

Батальонъ, кадр из фильма Аронова

В результате съемок женских драк на площадке были и выбитые зубы, и сломанные носы. Мария Аронова и Полина Дудкина. Фото: Влад Багно

Но были и те, кто по уважительной причине сошел с дистанции. Уже начав сниматься, актриса Екатерина Вилкова узнала, что ждет ребенка, и решила не рисковать. Но когда в разгар съемок о своей беременности сообщила Мария Кожевникова, Игорь Угольников принял решение отложить съемки и дождаться возвращения актрисы.


— Я благодарна Игорю за то, что он не убрал мой персонаж из фильма, — говорит Кожевникова. — Изначально в сценарии у моей героини была другая история: она должна была разделить трагическую судьбу ­девушек своего батальона. Но, узнав, что я в положении, Угольников внес коррективы и сохранил жизнь персонажу. Этот фильм очень важен для меня: Первую мировую прошел мой дедушка Валентин Николаевич Трофимов. Так сложилось, что о событиях той вой­ны мы в силу разных причин мало знаем.

За время работы над проектом стал отцом и исполнитель одной из главных мужских ролей — Николай Аузин. Его режиссер «выписал» из Тюмени. По мнению Месхиева, актера ждет большое будущее в кино.

Другие участники мужского состава фильма — Евгений Дятлов, Артур Ваха, Владимир Зайцев — тоже не подкачали.

В кинотеатрах с 20 февраля

Загрузка...