Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Анна и Сергей Литвиновы: «Нашей фантазии хватит на сотню фильмов»

0

Анна и Сергей Литвиновы — один из самых популярных авторских тандемов в современной российской литературе. Почти за 20 лет творчества у них вышло более 65 романов и 7 сборников рассказов. Суммарный тираж превысил 10 миллионов экземпляров. Сейчас по заказу телеканала Россия снимается 16-серийный фильм по книге Литвиновых «Черно-белый танец».

— Естественно, когда речь идет о писателях-соавторах, читателей всегда очень интересует, как устроена их «творческая кухня»: кто и за какую часть работы отвечает, пишут ли они вместе или поодиночке… Допустим, Анна пишет по женской части — быт, романтические отношения, а Сергей по мужской – сцены погони и жестокости.
 
— Мы работаем вместе – страшно сказать – больше двадцати лет, и за это время успели стать «мастерами-универсалами». Анна теперь запросто создаст сцену погони. А Сережа не так давно написал от лица женщины: «Мои соски напряглись». Но, скорее всего, в Аниной погоне скорость будет ниже, чем в мужской. А секс в Сережином исполнении – жестче.


— Часто ваши романы – гораздо больше, чем детектив. Например, новую книгу «Главная партия для третьей скрипки» можно назвать остросюжетным романом со сказочными элементами. С блестящим и очень неожиданным сюжетом. Вы как-то формулировали для себя литературную задачу перед тем, как приступить к работе?

— Согласитесь, что в России имеется такой феномен, как однополая семья. Но однополая не в смысле пары. Часто вместе живут – мама и дочь. Они искренне любят друг друга, замыкаются друг на друге – и им больше никто не нужен. Даже когда дочь выросла и должна, по идее, начать самостоятельную жизнь – она предпочитает оставаться в уютной и безопасной роли маминой дочки. Ей уже тридцать – а она не замужем, понятия не имеет о домашнем хозяйстве (все делают за нее), и, самоое неприятное, не в состоянии принять ни одного самостоятельного решения. Однако вот случается трагедия: мать в одночасье умирает. И осиротевшей дочке приходится строить свою жизнь заново. А что в таком случае будет с девушкой (спросили мы себя), которая в буквальном и переносном смысле была третьей скрипкой, тихо дремала под крылом мамочки? Выдержит она испытания судьбы? Сломается? Или выйдет из передряг обновленной? А может быть такое, что ее кто-то (или что-то) испытывает – специально?



Анна и Сергей Литвиновы. Фото: из архива Анны и Сергея Литвиновых


— Роман «Аватар судьбы» начинается как увлекательная история о расследовании дел загадочной секты, но по ходу сюжета превращается в настоящую антиутопию о пугающем мире будущего. Близок ли вам этот жанр? Какие из романов-антиутопий вы считаете лучшими, а какие, напротив, переоцененными?

— Заметим мимоходом, что в «Аватаре судьбы» есть не только антиутопия (жанр мрачный и порой тяжелый), но и солнечный мир настоящей утопии. А главная мысль романа: все в наших руках, и мы сами способны преобразовать свою жизнь, как в утопию, так и в анти. И, конечно, мы любим «1984», «Дивный новый мир» и «Мы». Причем, первые две вещи нам представляются переоцененными, а последняя – недооцененной (как и все творчество Замятина, впрочем).


— Также у вас есть серия книг на шпионскую тему – «Сердце бога», «Бойтесь данайцев, дары приносящих», «Исповедь черного человека», «Это вам не Сакраменто». Это целая сага, в которой причудливо переплетены судьбы множества героев, а действие разворачивается на протяжении нескольких эпох. Каждый роман – это законченное произведение, но при этом он служит частью некой общей мозаики. Если прочесть все книги цикла, создается ощущение полного погружения – как в эпоху, так и в отдельную человеческую жизнь. Скажите, вы изначально планировали создание масштабного полотна или тема оказалась столь благодатной, что сама подсказала формат?

— Первые советские годы освоения космоса – тема настолько яркая, что мы удивляемся, как до сих пор никто не взял ее в качестве основы для беллетристического произведения. То, что происходило тогда на космодроме Байконур и в конструкторском бюро, которым руководил Королев, настолько захватывающе, что порой ни в каких придумках романиста не нуждается. Мы благодарим судьбу за то, что вообще на эту тему вырулили. Первыми из беллетристов, просим заметить.



Анна и Сергей Литвиновы. Фото: из архива Анны и Сергея Литвиновых


— В этом цикле большое внимание уделено освоению космоса. Среди действующих персонажей – Королев, Гагарин, Валентина Терешкова. Очень много подробностей о создании и испытаниях космических кораблей, запуске спутников, об отряде космонавтов, о деятельности полигона Байконур… Читать об этом – безумно интересно. Вы проделали гигантскую исследовательскую работу. Скажите, много ли времени у вас ушло на поиск и изучение исторических фактов, технической информации? Сложно ли вписывать реальные события в канву художественного произведения, при этом сохраняя их достоверность?

— Да, мы множество источников перешерстили, хотя девяносто процентов информации до сих пор засекречено. А если говорить об ограничениях и рамках , то они художественному произведению часто бывают на пользу. Правда и история автора дисциплинируют. Если полетел Юрий Алексеевич 12 апреля 1961 года, ни один романист, с самой богатой фантазией, этот факт не изменит, и к нему придется подлаживаться.


— В последнее десятилетие сериал стал одним из передовых жанров искусства, как на Западе, так и в России, во многом затмив даже кино. Многие писатели признаются, что черпают из сериалов вдохновение – таких как «Шерлок», «Настоящий детектив», «Черное зеркало»… Кстати, сценаристы последнего с руками оторвали бы ваш сюжет с «умным домом» из романа «Изгнание в рай». Как вы относитесь к этой тенденции? Смотрите сами, следите за новинками? Можно ли почерпнуть из сериалов что-то полезное для литературного творчества?

— Телевизор мы не смотрим. Анна и вовсе сериалы игнорирует (предпочитая книги и компьютерные игры), а Сергей – выбирает те, что западного производства (через легальных поставщиков в интернете). Удачными кажутся заокеанские «Родина», «Американцы», «Карточный домик», совсем новый мини-сериал «Однажды ночью», скандинавский «Мост»… Да, нынешние сериалы – во многом новый и прекрасный жанр! Но мы из чужого творчества ничего не заимствуем и даже им не вдохновляемся – собственной фантазии нам хватает. А вот обратные заимствования – случаются. Например, именно нам пришла в голову идея снять фильм о полной драматизма космической экспедиции Леонова и Беляева в марте 1965-го. В мае 2013-го мы написали свои предложения в адрес четырех крупных продюсерских компаний – и вот спустя четыре года вышел фильм «Время первых», безо всякого упоминания нас в титрах. Но мы не в обиде, фантазии нашей хватит на сотни кино. Недаром десять романов Литвиновых уже экранизированы, а права на кинематографическое воплощение еще восьми мы продали. Сейчас снимается 16-серийник по нашей книге – «Черно-белый танец» по заказу канала «Россия».



Анна и Сергей Литвиновы. Фото: из архива Анны и Сергея Литвиновых


— Однажды вы поделились с читателями замечательным способом понять, стоит ли покупать незнакомую книгу: нужно открыть ее на 69-й странице и прочесть пару абзацев. Этот метод действительно работает! А есть ли у вас какие-то профессиональные хитрости, которые могли бы помочь начинающим писателям? Может быть, редакторские приемы? Ведь в ваших книгах нет ничего лишнего, каждое слово – на своем месте…

— Мы всегда советуем тем, кто хочет писать: не замахивайтесь на роман. Начинайте с рассказа. Небольшого, страниц на десять. Хорошо продумайте сюжет, отточите каждое слово. Дальше протестируйте на друзьях и знакомых. Если будут хвалить – значит, у вас есть дар. Тогда отправляйте свое произведение в газеты, в глянцевые журналы – где-нибудь обязательно напечатают. Интернет для молодых авторов – не самая лучшая площадка. В нем слишком много несправедливой и злобной критики.

И еще очень полезно и важно найти хорошего наставника. Человека, кто пишет сам, может научить этому вас и, самое главное, умеет необидно указать на недочеты.


— Как вы думаете, каким требованиям должен отвечать хороший художественный текст (в том числе – ваш собственный)? Есть ли для вас какие-то эталонные книги, которые вы считаете вершиной литературного мастерства? Назовите, пожалуйста, каждый по несколько своих любимых книг?

— Нельзя писать ради денег. Нельзя презирать своих героев. Нельзя относиться к ним свысока. Бессмысленно ждать вдохновения – оно снисходит редко. Но если преодолевать себя и все равно трудиться – вдохновение обязательно придет.

Вершина литературного мастерства – «Повести Белкина». Простой язык, незатейливый (на первый взгляд) сюжет – но ты видишь (и чувствуешь) каждое движение героев. А потом долго испытываешь восхитительное, как после лучшего в мире вина, послевкусие.

Загрузка...