Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

За нашу победу!.. над нечистью

0

Война мистическая, фантастическая и конспирологическая.

Накануне 9 мая я решила посмотреть полнометражные фильмы о Великой Отечественной войне снятые в последние год-другой. Каково же было мое изумление, когда я увидела, что ВОВ в трудах современных российских кинематографистов представляется чем-то не имеющим никакого отношения к реальности.

1. “Мы из будущего” (2008 и 2010 г.г.)

Первым на очереди был фильм “Мы из будущего-1”, ну, и “Мы из будущего-2” заодно. Сюжет этой дилогии — более чем фантастичен.

Четверо молодых людей в надежде подзаработать занимаются "чёрным копательством", проще говоря, раскапывают солдатские могилы на местах боев Великой Отечественной войны, а найденные артефакты потом сбывают за хорошие деньги. Компания весьма разношерстная, — от неформала с ужасными дредами до националиста с характерной татуировкой. Верховодит среди них отчисленный с истфака парень с кликухой Борман (его играет неотразимый Данила Козловский). В общем, вся эта гоп-компания непонятным образом перемещается во времени и попадает в самое пекло военных действий. Естественно, циничные современные мальчики хотят назад домой в мирное настоящее, ибо помирать ради светлого будущего им совершенно неохота, а хочется в нем жить, причем жить припиваючи. По ходу дела главный герой встречает девушку своей мечты (Екатерина Климова), но она гибнет в бою. Правда, не до конца.

Во втором фильме выясняется, что она жива. Кстати, во втором фильме главный герой  настолько сильно на нее запал, что прямо изменился с лица, в буквальном смысле этого слова, — его играет уже другой актер (Игорь Петренко). Но суть та же: опять ребята, правда, в другом составе, попадают в прошлое, встречают живую, здоровую и сильно беременную главную героиню из первого фильма. А потом вновь возвращаются назад в настоящее, где и обретают истинное счастье.

Здесь, конечно, не обошлось без курьёза: в первом фильме реально беременная Климова играла небеременную героиню. Во втором всё — с точностью до наоборот! Но дилогию это не спасло. Оба фильма лишний раз доказывают давно избитую житейскую истину: никогда не наступайте на одни и те же грабли дважды. Если первый фильм вышел милым, не нужно думать, что во второй раз получится что-то похожее.

Мы из будущего



2. “Туман” (2010 г.)

Сюжетная завязка “Тумана” с точностью в 100% повторяет таковую в "Мы из будущего", —  современные ребята, на этот раз солдаты-срочники (одного из них, кстати, играет Илья Глинников, известный по роли Романенко в сериале "Интерны"), во время марш-броска через странный туман попадают в прошлое, на войну. И если в мирном настоящем у большинства из них не было и намека на патриотизм, то, увидев реальную войну и страдания, они начинают воевать за Отечество, как и положено, не на жизнь, а на смерть.

Лично я картину смотрела с трудом. С одной стороны, вроде тема патриотизма раскрыта просто на ура. Есть и интрига, — ребята гибнут по ходу фильма, искренне защищая Родину, и их возможность воскреснуть в конце картины для зрителя неочевидна. Но, с другой стороны… скучно невыносимо. Может быть потому, что нет захватывающей лирической, человеческой истории, да той же истории любви, как в “Мы из будущего”, которая бы держала все повествование.

Туман

3. “Белый тигр” (2012 г.)

“Белый тигр” Карена Шахназарова поначалу удивил лихо закрученным фантастическим сюжетом. Танкист сгорел в танке во время боя. 90 процентов ожогов тела, — ситуация несовместимая с жизнью. Но он странным образом выжил и, более того, от его ожогов не осталось и следа! Как, впрочем, и от его памяти: он не помнит, — ни кто он,  ни откуда, но зато нутром чувствует душу танков, общается с богом танков и сражается с неуязвимым немецким танком-фантомом под названием "Белый тигр". Война заканчивается и танкист со своим танком исчезает, так же как и его противник танк-фантом, перед этим намекая, что будет продолжать воевать, видимо там, в неведомом нам мире и в будущем одновременно.

Все бы хорошо, но если поначалу фильм тебя увлекает, то где-то с середины зрители начинают чувствовать себя обманутыми, а уж до конца досмотрят только самые стойкие. Такое впечатление, будто в какой-то момент у сценариста иссякла фантазия и он не смог придумать внятного развития сюжета, поэтому пришлось снимать и монтировать что придется, — авось зритель примет всю эту сюжетную несуразицу за глубокомысленный намек на то, что борьба добра со злом будет вечной.

Белый тигр

4. “Матч” (2011 г.)

На первый взгляд в этом фильме фантастики мало. Напротив, авторы гордо заявляют, что он основан на реальных событиях.

И действительно, во время войны в оккупированном Киеве футбольная команда "Динамо" победила команду нацистов и была за это расстреляна. Кроме сюжетной линии с вторжением немцев, расстрелом евреев в Бабьем яру и матчем смерти, в картине есть еще и любовная линия, которую обыгрывают Елизавета Боярская и Сергей Безруков.

Вот только исторической достоверности все это фильму не придает. То героиня, скромная советская учительница раздевается перед любовником совсем как современная стриптизерша в ночном клубе. То плакат "Родина-мать зовет" спокойно красуется на улице Киева после года немецкой оккупации.  То герои, у которых секунду назад в концентрационном лагере застрелили товарища, начинают беззаботно тренироваться, пиная по импровизированному футбольному мячу… Эх, Станиславского на них нет с его великим: "Не верю!"

Матч

5. “Шпион” (2012 г.)

Еще большее "Не верю!" хочется сказать фильму “Шпион”,  и вовсе не за фантастический сюжет.

На протяжении всего фильма его авторы пытаются объяснить, — почему Сталин до последнего был убежден, что Гитлер на него не нападет. Вариант с пактом Молотова-Риббентропа кажется им банальным, — по мысли создателей фильма во всем виноват  иностранный агент, которого подсылают к Сталину, чтобы он лично, от лица фюрера уверил его в дружественных намерениях Германии.  Вот Сталин и верит. КГБ-шники пытаются лазутчика вычислить и даже вычисляют, и даже перехватывают секретное донесение, из которого следует, что война начнется завтра, но бесполезно.

Снято красиво, но слишком уж современно ведут себя и мыслят герои на экране. Нарядили суперменов в костюмы той эпохи и закрутили, завертели блокбастер с погонями, стрелялками, шпионами и фантастически роскошными панорамами Москвы. Да, и актеры не очень морочатся на счет своей работы: всегда одинаково насупленно-раздраженно-злой Федор Бондарчук и обаятельно-элегантный честный супермен Данила Козловский с тем же успехом перекочуют в другой аналогичный проект, лишь поменяв костюмы и реплики. И фильм окупится каких бы денег он не стоит. Потому что главное, — эффектное зрелище.

Шпион

* * *

Посмотрела я всю эту киношную "свежатину" о войне и расстроилась, — слишком уж привыкла к тому, что уж что-что, а любая история о Великой Отечественной должна отражать правду жизни. И неудивительно, всегда вокруг меня были живые, настоящие люди, которые этот кошмар пережили в реальности и для которых война была драмой, наложившей отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

А новое кино заточено под другое.  Оно обслуживает интересы юного зрителя, пороху не нюхавшего, в исторической правде не нуждающегося, зато обожающего мифы и сказки. Эти мифы ему в большом количестве и поставляют.

Старое поколение, конечно, негодует, но это не беда, потому что деньги в нашей стране отбиваются на молодых и платежеспособных, а не на старых и нищих. Один из таких фильмов при бюджете в 200 миллионов российских рублей, отбил 4,5 миллиона "зелени". Это и есть сегодняшняя правда жизни, которая по-настоящему интересна создателям "кина". А та война, на которой погибли десятки миллионов, окончательно стала мифом, из которого теперь уже и не понять, — где правда, а где вымысел. И самое ужасное, что мы и не заметили, — когда и как это произошло. 

Фото: Кадры из фильмов

Загрузка...