Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Юбилей «Вия»: Тайны первого советского ужастика

0

Из всех произведений Николая Васильевича Гоголя почему-то именно «Вий» пользуется особой любовью кинорежиссеров. «ТН» предлагает «пересчитать» киноленту, снятую в 1967 году, которая отмечает 50-летний юбилей.

4-й по счету отечественный фильм с названием «Вий» (первые три были сняты в 1909, 1912 и 1916 годах) задумывался как экранизация классики, а вовсе не фильм ужасов. Это была идея директора «Мосфильма» Ивана Пырьева. Он сам хотел сделать этот фильм, но оказался занят на съемках «Братьев Карамазовых», и постановку картины доверил новичкам: выпускникам высших режиссерских курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву. Но поставил им условие, что лично будет контролировать работу.

4 актера — Вячеслав Невинный, Владимир Коршунов, Михаил Кокшенов и Леонид Куравлев — претендовали на роль семинариста, студента-философа Хомы Брута. Выбор пал на Куравлева, который тогда уже был известен по фильму «Живет такой парень». С прической под горшок (это был парик), с повадками простого, но хитрого мужичка, актер оказался идеальным Хомой.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press

2 известные советские актрисы сыграли в «Вие» панночку. Поиски «мертвой ведьмы» поначалу затянулись. Пробовались Жанна Болотова, Ада Роговцева, Елена Санько, Светлана Коркошко, но все они сами отказались от съемок по разным причинам. В конце концов утвердили Александру Завьялову. Но, когда было отснято больше половины сцен, раздался звонок от самого Ивана Пырьева. Он потребовал снять с роли неблагонадежную Завьялову: у нее когда-то был роман с иностранцем. По другой версии актриса отказалась по болезни. В архивах «Мосфильма» есть и такая запись: «Ввиду того что актриса Зальялова — панночка — занята в съемках на киностудии «Ленфильм» в течение месяца, вынуждены на роль панночки искать другую актрису». Пырьев нашел замену сам — его выбор пал на Наталью Варлей, которую режиссер заприметил в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А отснятый с Завьяловой материал уничтожили. Но не весь: внимательный зритель заметит, что в одном из кадров в гробу лежит не Варлей, а Завьялова.



Кадр из фильма «Вий»

3-м режиссером фильма стал «мастер — золотые руки», замечательный советский режиссер-сказочник Александр Птушко. С «Вием» все было непросто. Первая проблема возникла с поиском натуры, в частности деревянной церквушки, где Хома Брут отпевает панночку. Многие храмы были разрушены, и художнику-постановщику картины Николаю Маркину с помощниками пришлось исколесить всю Украину. Церквушку нашли в Ивано-Франковской области. Вокруг нее оказалось свободное пространство, где можно было построить декорации. Усадьбу сотника, отца панночки, которого сыграл Алексей Глазырин, возвели рядом с церквушкой.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press

Приезд Хомы на хутор, его танец после второй ночи, попытки бежать и прочие хуторные сцены сняты в интерьерах усадьбы. Сцены получились атмосферные. Но «великому и ужасному» Ивану Пырьеву они не понравились: ему не хватило романтизма и сказочности. Он был готов даже закрыть картину, на которую уже были потрачены немалые деньги. Но передумал, вызвал в качестве «спасателя» Александра Лукича Птушко. Это, кстати, снимало и идеологическую двусмысленность: раз Птушко, значит, сказка. А с сказки какой спрос? Александр Лукич был назначен художественным руководителем картины, но по сути стал ее полновластным хозяином. Идеи молодых режиссеров, в том числе изобразительные, были отправлены в корзину. Не всем в съемочной группе это нравилось — усилиями мастера-сказочника «Вий» из философской притчи превращался просто в сказку.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press


30 градусов
— угол, под которым установили дополнительную стену церкви: по ней перемещались вурдалаки и упыри, а у зрителя создавалось впечатление, что они ползают по вертикали. Этот хитрый операторский прием ввел Александр Птушко. Придумал он и решение сцены, где ведьма летит по ночному небу на спине у Хомы. Ее снимали в павильоне. Артиста Николая Кутузова, игравшего ведьму, усаживали на специальный шест, задекорированный под метлу, у подножия «метлы» ставили Леонида Куравлева, который семенил ногами. А за спинами актеров находился экран с ночным небом. Полная иллюзия, что актеры летят.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press


3 гроба
использовалось для съемок самого удачного спецэффекта «Вия» — полета панночки в гробу. Один был бутафорский, меньшего, чем актриса размера: он летал по церкви закрытым и без Варлей. Во втором панночка лежала — сначала в доме сотника, а потом в церкви. И наконец, для «личных» полетов главной героини использовался третий, специально оборудованный: его подвесили на шести металлических струнах к потолку.



Кадр из фильма «Вий»


3 метра
— высота, с которой Наталья Варлей выпала из «летающего» гроба и на самом деле чуть не погибла. Для полета гроба в его основание вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису монтажным поясом. За ее спиной под балахоном была закреплена надежная опора. И Наталья Владимировна спокойно могла стоять в гробу, не падая во время «полета». Но однажды гроб так сильно закрутился, что она из него просто вылетела. Спас Наталью Леонид Куравлев — он ее поймал. Как потом вспоминал сам актер, ему всего лишь пришлось выставить перед собой руки: «Она опустилась мягко в мои протянутые руки. Это был счастливый случай. Не хочу из себя корчить какого-то героя. Просто повезло мне и прежде всего Наташе — не разбилась».



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press

Это происшествие стало поводом для невероятного количества слухов о гибели актрисы. Потом много лет говорили, что «Вий» не прошел для Варлей даром: после съемок она тяжело заболела, происходили в ее жизни и другие несчастья, например смерть мужа, Владимира Тихонова. Говорят, однажды актриса хотела показать картину во время морского круиза, но так и не смогла это сделать. Сразу же после первых кадров начался шторм. Фильм остановили — шторм прекратился. Потом все повторилось… три раза! Показ решили отменить.

Наталья Варлей не любит вспоминать эти истории. И слухи о мистическом влиянии роли панночки на свою жизнь категорически отвергает. Тем не менее в том, что снялась в подобной роли, впоследствии покаялась — как в одном из грехов.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press


1 дубль
понадобился для съемок, когда подвешенное к потолку паникадило (висячая люстра в церкви) должно было эффектно упасть и непременно разбиться: ведь оно было из дерева. Для этого к люстре прицепили мешочки с пылью, и в результате получился эффектный «взрыв» с пылищей.


187 сантиметров
— таков рост артиста цирка, акробата Николая Лаврентьевича Степанова, который сыграл Вия. С костюмом возились очень долго. По Гоголю Вий — начальник гномов, покрытый шерстью и проживающий в норе. У него огромные, свисающие до земли веки. Но в картине веки до земли не доставали, хотя и были длинными, на пол-лица. Их прикрепляли на шарнирах и дергали за веревочку, чтобы они могли подниматься и опускаться. Внешний облик киношного Вия далек от описанного Гоголем. От шерсти пришлось отказаться. Сделали костюм из нескольких слоев мешковины, пропитанных липкими смолами, огромный, тяжелый и воздухонепроницаемый. Когда Степанов снимал его, он был взмокшим. Наталья Варлей считает, что облик Вия — самый большой прокол ленты. Так долго думали, как же сделать его страшным, а в результате вышел совершенно нестрашный акробат Николай Степанов, одетый в шкуру Вия… На роли вурдалаков и чертей позвали цирковых артистов и карликов. По заданию Птушко, последних искали по всей Москве, и художники под личным надзором мастера превращали их в мерзких уродцев.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press


50 ворон
были задействованы в «Вие». Их ловили прямо во дворе «Мосфильма»: выкладывали приманку, и кто-нибудь обязательно попадал в сети. Когда вороны разлетались, их приходилось ловить заново.

Для изображения мерзких и страшных существ использовали и животных. Их поставлял известный дрессировщик Тариэл Габидзашвили. На 9 дрессированных кошек-«чертиков» надевали шапочки с рожками. Чтобы они неслись как оглашенные, в нужном направлении, Тариэл Варламович придумал фокус: он ставил в другой конец павильона тарелку с едой, и после слова «Мотор!» голодных животных отпускали туда, где стояла еда.



Кадр из фильма «Вий». Фото: Global Look Press


4 страны
после выхода «Вия» в СССР на широкий экран неожиданно его купили: Франция, Финляндия, Аргентина и США. Американская пресса опубликовала сенсационную статью о том, что в Союзе наконец сняли ужастик. Так, «Вий» стал первым советским фильмом ужасов… и последним. Больше в СССР ничего такого не выпускалось.

Загрузка...