Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Ярость» и еще 4 фильма, где показали ужасы войны глазами простого солдата

0

На экраны выходит фильм «Ярость» Дэвида Эйра — наглядное доказательство, что военная тема в кино интересует не только русских.

Летят журавли (1957)

Режиссер: Михаил Калатозов

Один из самых светлых фильмов о ­войне, настоящий шедевр, совершенно непохожий на официозные батальные эпики. История необычного любовного треугольника: братьев Бороздиных и красавицы Вероники. Борис уходит на войну в июне

1941-го. Его двоюродный брат, Марк, воспользовавшись смятением Вероники, принуждает ее выйти за него замуж.

Фильм появился в кинотеатрах по счастливой случайности. Хрущев, посмотрев уже готовую работу, назвал героиню шлюхой, и с ним, кстати, согласились многие зрители. Но на съемках присутствовал молодой 19-летний француз Клод Лелуш (тот самый, что снимет позже «Мужчину и женщину») — он порекомендовал фильм отборщику Каннского фестиваля, и картина «Летят журавли» получила главный приз. Такого результата не смог достичь ни один российский фильм — ни до, ни после.

Фильм Калатозова показывают во всех киношколах мира — показывают не просто как шедевр времен оттепели, но и как технологическую новинку. Именно в этой картине оператор Сергей Урусевский впервые применил круговые рельсы — помните сцену гибели Бориса и кружащееся небо над его головой?

Летят журавли (1957)

Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли». Фото: ТАСС

Спасти рядового Райана (1998)

Режиссер: Стивен Спилберг

Военную тематику Стивен Спилберг любит не меньше, чем сказки. Мало кто знает, что самым первым его фильмом, снятым в 15 лет с участием родителей и сестер, был «Побег в никуда» — как раз про Вторую мировую. Почти 40 лет спустя вышла картина «Спасти рядового Райана» — о героическом спасении простого солдата, единственного из четырех братьев оставшегося в живых.

Пожалуй, ни один фильм Спилберга не снимался с таким размахом. Сцена высадки союзников в Нормандии, с которой начинается картина, стала батальной классикой: кровь заливает экран, солдатам отрывает руки и ноги (эти роли играли

статисты с ампутированными конечностями). Жестокость сцен поразила даже бывалых цензоров. В Индии картину даже чуть было не запретили к прокату.

Каждый снятый кадр Спилберг показывал ветеранам. Один из бывших десантников, к примеру, подал ему идею с выброшенной взрывной волной на берег рыбой. И, кстати, закон о том, что последнего из семьи, кто остался в живых, отзывают с фронта, действительно существовал. Его приняли после одновременной гибели пяти братьев Салливан на Гуадал­канале.

Спасти рядового Райана

Том Хэнкс в фильме «Спасти рядового Райана»

Тонкая красная линия (1998)

Режиссер: Терренс Малик

«Тонкая красная линия» на языке военных обозначает оборону из последних сил, оборону, растянувшуюся на несколько километров бойцами одного подразделения, — это уже не война ради высокой идеи, а простое человеческое выживание. Именно этим и занимаются солдаты роты С в битве за Гуадалканал в фильме Малика. У режиссера репутация тирана,

затворника (этот фильм он снял после 20-летнего перерыва), но и живого гения. Именно поэтому даже в самых маленьких ролях у него играют звезды: от Вуди Харрелсона до Шона Пенна, от Джона Кьюсака до Эдриана Броуди. Кстати, там была и сцена с Микки Рурком, но Малик ее вырезал. В полном варианте фильм длится шесть часов и, как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий киноман досидит до финальных титров. Потому что философским рассуждениям («Где я? Кто я? Зачем эта война?») режиссер уделяет внимания едва ли не больше, чем военным действиям. Для Малика любая война — это хаос и бессмыслица. Неудивительно, что голливудские студии боялись давать даже $52 млн — небольшие для батального полотна деньги, а продюсеры в итоге рассорились с режиссером. Зато сейчас «Тонкая красная линия» — безусловная классика.

Бесславные ублюдки (2009)

Режиссер: Квентин Тарантино


Тарантино шел к созданию военного фильма почти 10 лет. Первые ­страницы сценария были написаны им в 2000 году. По словам режиссера, «…это моя версия «Грязной дюжины», «Пушек острова Наварон» и «Там, где гнездятся орлы» (Тарантино перечисляет фильмы, особенно им любимые). Тем не менее противники у «Бесславных ублюдков» есть: многим не нравится, что режиссер «замахнулся на святое», заставив героя войны снимать с врагов скальпы и отпускать шуточки в стиле «Криминального чтива», не говоря уже об альтернативном финале, расходящемся с исторической правдой. К примеру, сцена с убийством Геббельса и Гитлера в кинотеатре — ее, говорят, подсказал режиссеру Тиль Швайгер, уставший от того, что его постоянно приглашают на роли нацистов и «мечтавший убить Гитлера лет с тринадцати».

Тем не менее все серьезно, серьезнее некуда. Группа солдат еврейского происхождения ведет войну с штандартенфюрером Гансом Ландой (лучшая роль Кристофа Вальца). Ланда — «охотник за евреями», а значит, можно считать боевые действия и личной вендеттой.

Фильм снимался там же, где разворачивались события: в Германии и во Франции. Правда, специально для немецких кинотеатров Тарантино пришлось вырезать все сцены со свастикой: в Германии фашистская символика под официальным запретом.

Бесславные ублюдки

Эли Рот и Брэд Питт в фильме «Бесславные ублюдки»

Ярость (2014)

Режиссер: Дэвид Эйр

Очевидно, что, снявшись в «Бесславных ублюдках», Брэд Питт вошел во вкус — в «Ярости» он не только один из актеров, но и продюсер. Фильм с бюджетом $80 млн рассказывает о Западном фронте в конце Второй мировой войны. Сержант по кличке Боевой Папаша командует экипажем машины боевой — и он так же циничен и безжалостен, как и Альдо «Апач» Рейн из фильма Тарантино. Правда, на этот раз Брэд Питт, слава Богу, не снимает с врагов скальпы — зато отрывает им головы при помощи танковых орудий. Кстати, «Ярость» в общих чертах рассказывает о действительно существовавшей Второй бронетанковой дивизии США, ­принимавшей ­участие в боевых действиях в Касабланке и на Сицилии, освобождавшей Бельгию и Францию. Вторая бронетанковая стала легендой еще во время войны: ее прозвали «Адом на колесах».


«Ярость» снимали в английской провинции. Чтобы местные жители не беспокоились, съемочная группа разослала им письма с предупреждениями, что «будет немного шумно». А Брэд Питт продемонстрировал свое при­сутствие, проехав в первый съемочный день на танке с открытым люком, — обитатели графства Хартфордшир, а также соседнего Оксфордшира были под большим впечатлением.

Кстати, в «Ярости» чуть ли не впервые в истории снялся танк «Тигр I» из английского музея военной техники — последний выживший танк тех времен. И 70 лет спустя эта машина все еще на ходу!

Ярость

Брэд Питт в фильме «Ярость»

Загрузка...