Все совпадения считать неслучайными
В кинотеатрах идет французский фильм «Мужчина, которого слишком сильно любили» — по названию может показаться, что речь идет о мелодраме, но все не так просто.
На самом деле это история одного их самых громких нераскрытых преступлений за всю историю французской криминалистики: наследница крупнейшего казино в Ницце пропала тридцать лет назад, и есть множество причин думать, что ее убили. Мы вспомнили, кто еще из режиссеров и сценаристов копался в полицейских архивах, и почему.
М — Город ищет убийцу, 1931
Режиссер Фриц Ланг
В городе хозяйничает убийца: его «специализация» — маленькие девочки. Когда полиция оказывается бессильна, на поиски маньяка поднимается весь город, включая организованную преступность… Задачей Фрица Ланга было снять кино, максимально похожее на журналистское расследование: он консультировался и с немецкой полицией, и с настоящими преступниками. Известно даже, что в массовых сценах режиссер задействовал «уличные отбросы» — воров-карманников, мошенников и шулеров. Что касается прототипа «М» («mörder», «убийца» по-немецки), то это «Дюссельдорфский вампир» Петер Куртен, признавшийся в 38 убийствах и приговоренный к девятикратной смертной казни.
Веревка, 1948
Режиссер Альфред Хичкок
Двое молодых людей убивают третьего, прячут его тело в квартире и приглашают друзей на домашнюю вечеринку, чтобы
отпраздновать «идеальное» убийство. В основе этого триллера лежит реальное преступление «без мотивов» — в 1924 году двое скучающих богатых студентов (вероятнее всего, любовников) заманили в гости 14-летнего подростка и убили его. Когда на суде спросили, зачем, они нахально ответили: «из спортивного интереса». Хичкок не только выстраивает саспенс, но и критикует современное общество, в котором жизнь «обычного» человека (в противовес ницшеанскому «сверхчеловеку») совершенно обесценена.
Психо, 1960
Режиссер Альфред Хичкок
И снова Хичкок – ничто его не интересовало больше, чем психология преступника. В самом знаменитом фильме всех
времен главный герой – одновременно жестокий убийца и застенчивый хозяин отеля, шизофреник, страдающий раздвоением личности, до сих пор одержимый своей мертвой деспотичной матерью. Прообразом Нормана Бейтса был маньяк из Висконсина Эд Гейн: он не только убивал, но и выкапывал трупы (преимущественно женские) из могил. Его одержимость мертвыми телами была фантастической: во время ареста полиция нашла в его доме множество «сувениров» из костей, на стенах вместо картин висели головы, а сам Гейн за закрытыми дверями носил платье, сшитое из человеческой кожи.
Собачий полдень, 1975
Режиссер Сидни Люмет
Сантино (Аль Пачино) собирался с подельником ограбить банк – несмотря на полное отсутствие опыта, он был уверен в успехе. Но «дело на 10 минут» затянулось: в кассе банка не было наличных, в зале слишком много заложников, а на ближайших улицах – слишком много полицейских… Герой «Собачьего полдня» вызывает сочувствие и жалость – то есть совсем не те чувства, которые мы должны питать к преступнику. Но прототип Сонни именно таков – ветеран Вьетнама, запутавшийся в своей жизни, женатый человек, влюбившийся в мужчину, почти нищий, одержимый деньгами, которые он готов был отдать любовнику на операцию по смене пола… В реальной жизни Сонни Вордзик был осужден за несовершенное ограбление на 20 лет, из которых отсидел четырнадцать. Большую часть его гонорара (Люмет купил права на сюжет), он отдал тому самому парню-трансвеститу. И, кстати, мистеру Вордзику понравилось, как его изобразил Аль Пачино – хотя внешне он на него совсем не похож.
Монстр, 2003
Режиссер Пэтти Дженкинс
Эйлин Уорнос, проститутка из Флориды, ненавидела мужчин и уж тем более свою работу. Поэтому однажды она решила
немного сменить квалификацию и начала убивать своих клиентов. Полиция насчитала шесть или семь жертв: когда Уорнос поймали, она и не думала отпираться. Благодаря этой роли Шарлиз Терон получила «Оскар» и признание серьезной драматической актрисы. Она не только полностью изменилась внешне (Эйлин была далека от параметров голливудской красотки), но и провела несколько часов в беседах со своим прототипом. Эйлин Йорнос казнили, когда фильм еще снимался.