Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Влюблен по собственному желанию»: 35 лет фильму, дарующему надежду

0

В честь юбилея культовой картины «ТН» рассказывает, зачем Евгению Глушенко превратили в уродину, как омолодили Олега Янковского, почему он дремал между съемками, а потом вместе с Всеволодом Шиловским разыграл съемочную группу.

Напомним вкратце сюжет культовой лирической комедии. В фильме «Влюблен по собственному желанию» спивающийся рабочий и библиотекарша случайно знакомятся и заключают между собой соглашение увлечься друг в другом с помощью самовнушения. Когда у них ничего из этого не выходит, отчаявшись, они влюбляются искренне — без всякого аутотренинга.

Евгения Глушенко ходила, как хоккеист

К 1980-м годам Евгения Глушенко уже была востребованной актрисой советского кино. Она снялась в таких картинах, как «Впервые замужем» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Но именно фильм «Влюблен по собственному желанию» принес ей не просто всесоюзную, а международную славу. И это несмотря на то, что в этой киноленте очаровательную Глушенко превратили в настоящую дурнушку, причем вопреки сценарию, в котором вообще-то главная героиня была задумана хорошенькой, хоть и несколько худосочной девушкой.

Режиссер Сергей Микаэлян считал Глушенко лучшей актрисой СССР и поэтому пригласил на роль библиотекарши Веры без проб, хотя под задуманный им образ Евгения явно не подходила. «Поскольку я никак не могла быть очень худой, мы решили двигаться в обратную сторону: сначала я буду крупная, полненькая, а потом постепенно стану худеть», — вспоминает Евгения Константиновна.


Кадр из фильма

В толстушку героиню превращали с помощью ватных корсетов, их было несколько. И актриса ходила в них вперевалочку — как хоккеист в экипировке. Чтобы научиться именно так двигаться, актриса часами наблюдала за самыми разными женщинами на московских улицах.

Но больше всего работы оказалось у гримеров — все эти прыщи, морщины… и чем больше Глушенко уродовали, тем активнее она просила: еще, еще! Уговорила, чтобы ей сделали засаленные волосы.

Потом все это постепенно убиралось: снимались корсеты, стирались прыщи, делалась красивая прическа, чуть подкрашивались глаза — и образ менялся! К концу картины Евгения Глушенко была… такая, как она на самом деле.


Кадр из фильма.  Фото: Global Look Press

Гримерам пришлось повозиться и с Олегом Янковским. Кстати, его предложила позвать в картину сама Глушенко. До этого на роль выпивающего бывшего спортсмена пробовались десятки популярных артистов, но ни один из них не нравился режиссеру. И тогда Глушенко сказала: «А пригласите Янковского — он вам все сыграет!»

Олег Иванович согласился, не раздумывая: он уже снимался у Сергея Герасимовича Микаэляна в фильме «Премия». Единственное, что смущало артиста — это парик, который, по мнению гримеров, должен был омолодить его лет на десять. В результате, от парика отказались, но небольшую накладку все же оставили.


Кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Гора идет к Магомеду

Оказалось, что заполучить знаменитого актера для участия в фильме можно было только одним способом: вся съемочная группа отправилась в Ташкент, где Олег Янковский в это время был занят в других проектах. В итоге, оператор был вынужден снимать пейзажи Москвы и Подмосковья в столице Узбекистана. Это была сложная задача, но за три дня до съемок она была все же решена.


Кадр из фильма

Непросто пришлось и со сценой поездки к братским могилам времен Великой Отечественной войны, так как никаких боев в тех местах не проходило. Напротив, Ташкент был местом, куда эвакуировали многих советских граждан и научные институты, — подальше от фронта. Поэтому съемочная группа была вынуждена везти с собой бутафорские памятники.

Еще сложнее было вписаться в график Олега Ивановича. Янковский параллельно снимался в фильме «Полеты во сне и наяву» (чего стоило актеру перевоплощаться в столь разные образы, знали только близкие друзья). Олег Иванович очень уставал и постоянно засыпал — прямо на площадке. Эпизод снят, и пока переставляли камеры, меняли свет, Янковский отходил в сторонку, чтобы где-нибудь прилечь и вздремнуть.


Кадр из фильма. Фото: Global Look Press

Но все эти творческие подвиги и Янковского, и съемочной группы не были напрасными. Как вспоминает Евгения Глушенко, она ни разу не пожалела, что выбрала себе такого непростого партнера. Впрочем, ни Глушенко, ни Янковский долго не могли понять, как все-таки сыграть эту странную любовь — по собственному желанию.

Как Янковский с Шиловским заигрались в алкашей

Всеволод Шиловский не сразу согласился сыграть Колю — собутыльника Игоря Брагина. Оказывается, актер в прошлом был спортсменом и именно поэтому сначала отказал Микаэляну: не хотел осквернять собственный светлый образ мастера спорта.

Фокус состоял еще и в том, что фильм про алкоголиков снимал абсолютно непьющий режиссер. И каково было однажды Микаэляну, заехав за Янковским и Шиловским в гостиницу, чтобы отвезти их на площадку, увидеть, что оба пьяны! Режиссер побледнел, но взял себя в руки и повез взаправдашних алкашей на работу. Но приятели были в таком состоянии, что их отказалась пропускать охрана киностудии.


Кадр из фильма

На самом же деле, актеры дурачились — разыгрывали режиссера-трезвенника, а потом и всю съемочную группу. Заигрались в алкоголиков. Но, что интересно, в этот день актеры так блестяще отработали, что не потребовалось больше одного дубля. Сергей Герасимович был потрясен тем, как Янковский с Шиловским вжились в свои образы.

Кстати, репутация завзятых алкашей еще долго не отлипала от артистов. Всеволод Шиловский вспоминает, что после выхода фильма его нет-нет, да и зазывали выпить на троих, непременно при этом справившись: «Ну, как там Верка с Игорем»? И поди-объясни, что это было всего лишь кино.

Имя сценариста убрали из титров

Поразительно, но автор, написавший большую часть сценария, даже не указан в титрах. Хотя это и человек далеко не безызвестный — Виктор Мережко.

Именно к нему с «деловым предложением» как-то зашел Сергей Микаэлян. Режиссер вручил Виктору Ивановичу брикет мороженого за 48 копеек со словами: «Я пришел тебя купить». И попросил по дружбе спасти уже имевшийся у него сценарий, по которому снимать кино, увы, было невозможно, а времени до начала съемок — в обрез.

Мережко дней за десять практически все переписал. Именно он развил в сценарии тему психологии и аутотренинга. Он же написал и все тексты, которые герои произносят за кадром. Но в том, что картина вызовет интерес и даже любовь зрителей, Виктор Иванович тогда категорически отказывался поверить и попросил режиссера не указывать его имя в титрах: дабы не портить репутацию. И уже после премьеры Мережко понял, как он ошибался.


Олег Янковский с Виктором Мережко. Фото: Global Look Press


Несмотря на огромную популярность в те времена психологии в Советском Союзе и, в частности, темы аутотренинга, на экране об этом заговорили впервые. И попали в десятку: картину в прокате посмотрело почти 26 миллионов человек. На финальных титрах зрители во многих кинотеатрах аплодировали стоя.

Огромные электронные часы, изображенные на экране, по сути, начали отсчет новой жизни героев. Помните эпизод, в котором Вера говорит, глядя на часы: «Страшно… как начало мира. Еще ничего нет: ни времени, ни пространства».



 Кадр из фильма

В 1983 году Евгению Глушенко за роль Веры признали лучшей актрисой на Берлинском кинофестивале. Правда, приехать на церемонию награждения ей не довелось. Прошло время, и актерам не раз предлагали сыграть продолжение легендарного фильма. Но входить дважды в одну реку исполнители главных ролей не захотели.

Загрузка...