Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Стивен Спилберг ради «Линкольна» расстался с бейсболкой

0

Во время съемок режиссер обязал всех называть Дэниэла Дэй-Льюиса "мистер президент".

Линкольн (Lincoln)

Страна: США, 2012

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Томми Ли Джонс, Дэвид Стрэтейрн, Джозеф Гордон-Левитт

Жанр: Драма/байопик

Премьера (РФ): 24 января 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Отечественные прокатчики продолжают знакомить нас с вехами американской истории. В очередной раз очередь дошла и до Авраама Линкольна, шестнадцатого, и самого любимого народом президента Соединенных Штатов. Фильм Стивена Спилберга (12 номинаций на «Оскар») – не полноценный байопик, но все основные точки правления Линкольна в нем отмечены: и битва при Геттисборге, и окончание Гражданской войны, и принятие Тринадцатой поправки, и даже роковые выстрелы в театре в апреле 1865-го.

Еще свежи воспоминания от «Президента Линкольна: Охотника на вампиров» нашего соотечественника Тимура Бекмамбетова. В нем жизнь замечательного президента была переосмыслена с совершенно оригинальной точки зрения: рабовладельцы – это, буквально, кровососы, забирающие жизнь несчастных негров, для молодого Авраама бороться с ними — дело чести.

Но новый фильм – не легкомысленное фэнтези, а канон, по которым американские школьники будут проверять свое знание истории. Спилберг, всегда тяготевший к эпосам «большой формы», шел к этому фильму долгих двенадцать лет. С самого начала он задумывал полноценную биографию, которая бы рассказывала о жизни Авраама с рождения и до смерти. Но продюсеры по понятным причинам не торопились поощрять его планы. Подобные картины хороши для престижа студии, но плохи с точки зрения прибыли. Недаром самые пафосные проекты того же Спилберга, снятые на «приграничную» тему («Амистад» и, отчасти, «Боевой конь») или проваливались в прокате, или были не слишком успешны.

Впервые Спилберг заговорил о том, что хочет снять фильм о Линкольне, в 2009-м. Это были не только разговоры: режиссер оказался настолько одержим своей идеей, что выстроил в офисе точную копию кабинета президента, оклеив стены такими же обоями, что были у Линкольна, и расставив на полках книги, которые тот читал. Он также стал завсегдатаем аукционов, где распродавались старинные раритеты: Спилберга интересовали посуда, одежда, украшения той эпохи, когда народ дважды выбирал в президенты сэра Авраама.

Среди близких знакомых Спилберга была Дорис Кирн Гудвин, журналистка, обладательница Пулитцеровской премии и писательница, специализирующаяся на жизнеописании политических деятелей. В середине 80-х наделала шуму ее книга о клане Кеннеди, в 1995-м – «нетленка» «Фрэнклин и Элеонор Рузвельт: Не совсем обычная жизнь». Закончив ее, Гудвин немедленно приступила к следующему роману «Команда соперников» о принятии президентом Линкольном Тринадцатой поправки и последующей отмене рабства.

Встреча со Спилбергом в 1999 году пришлась как никогда кстати: знаменитый режиссер тут же предложил купить права на ее экранизацию. Но первый вариант сценария, написанный по этой книге Джоном Логаном и Полом Веббом («Гладиатор»), Спилберга не устроил, и он нанял переписывать его Тони Кушнера, который работал над «Линкольном», ни много ни мало, шесть лет. «Линкольн – величайший демократический лидер в мире, — говорил с восторгом Кушнер о своем герое – Понятия не имею, что сделало его таким великим, как не понимаю, почему Шекспир смог написать «Гамлета», а Моцарт придумать «Волшебную флейту». Кстати, его сценарий тянул на своеобразный рекорд: в нем было около 500 страниц – как в двух томах «Войны и мира»! И это при том, что Кушнер со Спилбергом отказались от первоначальной идеи, и ограничили действие сюжета строгими временными рамками: сначала четырьмя, а потом двумя месяцами из жизни президента, когда он, наконец, закончил дело своей жизни – отменил рабство, а потом трагически погиб сам.

С самого начала главная роль была закреплена за Лайемом Нисоном, с которым Спилберг уже работал на «Списке Шиндлера», и который внешне фантастически похож на своего героя. До 2005 года между режиссером и актером была только устная договоренность, потом подписан официальный контракт, и Нисон стал готовиться к роли. Однако начало съемок все время откладывалось и, наконец, летом 2010 года Лайем заявил, что устал ждать, и вообще, стал слишком стар для этой роли (хотя ему исполнилось 58, а Линкольну в тот период, о котором идет речь, было всего на два года меньше). Салли Филд, уже утвержденная на роль жены Линкольна, Мэри Тодд, высказала предположение, что это решение было вызвано, скорее, депрессией, связанной со смертью жены актера (Наташа Ричардсон погибла годом ранее, катаясь на лыжах).

Таким образом, «Линкольн» внезапно осиротел. Но Спилберг не был бы Спилбергом, если бы у него не был готов запасной вариант – Дэниэл Дэй-Льюис, имеющий репутацию актера, который может сыграть что угодно и кого угодно. Правда, Льюис отнюдь не горел желанием перевоплощаться в Линкольна. После встречи с режиссером он даже написал ему письмо, ставшее достоянием общественности: «Дорогой Стивен. Я рад, что именно ты снимаешь этот фильм. Надеюсь, ты поймешь и примешь мой отказ, и от всей души желаю тебе удачи». Переубедить Дэниэла смог только… Леонардо Ди Каприо, сдружившийся с актером на фильме «Банды Нью-Йорка». Правда, он до сих пор не говорит, каким именно образом это ему удалось.

Дэй-Льюис – известный адепт «метода Станиславского», и готовился к роли соответственно – изменил интонацию голоса (у президента Линкольна он неожиданно высокий), читал те же книги, что и он, а на съемочной площадке, по соглашению со Спилбергом, просил, чтобы к нему обращались исключительно как «мистер президент». Точно также и Салли Филд звали только «миссис Линкольн». Кстати, об этой актрисе стоит сказать особо. В отличие от остальных актеров, она совсем не подходила для этой роли по возрасту, будучи старше Дэй-Льюиса на десять лет, а своей героини на все двадцать. Но одержимость Салли сыграть Мэри Тодд Линкольн, привела к положительному результату: актриса написала режиссеру убедительное письмо, попросила Дэй-Льюиса провести с ней совместные пробы (специально для этого актер прилетел из Ирландии!), и даже поправилась для роли на 11 кг.

Сам Спилберг своеобразно поддерживал атмосферу на площадке, появляясь на съемках в строгом костюме, с галстуком, и без любимой фирменной бейсболки. «Я не хотел быть парнем из XXI века, я хотел быть частью своей команды».

В результате остались довольны все: и продюсеры (Спилберг смог ограничить свои аппетиты 50-миллионным бюджетом), и критики, и американские зрители-патриоты. Дюжина номинаций на «Оскар» автоматически делают «Линкольна» главным фильмом этого года (даже если золотую статуэтку уведет кто-то другой). Ну, а наш зритель может испытать чувство «дежа вю»: похожие картины, преисполненные гражданского пафоса и святой веры в непогрешимость лидеров нации, снимались на советских студиях – только главную роль в них играл Юрий Каюров или Михаил Ульянов.

Загрузка...