Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Соломенная шляпка»: как снимали один из шедевров советской комедии

0

На съемочной площадке фильма «Соломенная шляпка» Михаил Козаков потерял парик. Главную роль должен был играть Олег Борисов, но в последний момент выяснилось, что он не сможет участвовать в съемках, и спас картину Андрей Миронов.

Звездная шляпка

«Подумаешь, соломенная шляпка — безделица какая-то и тряпка…» Можно ли относиться всерьез к фильму, центральное событие которого — пропажа шляпки? И впрямь не слишком интеллектуальное сценическое произведение, с непритязательным сюжетом, но вот уже 40 лет мы не вспоминаем об этом фильме и песенках из него без улыбки.

Напомним сюжет: поиздержавшийся столичный щеголь, обаятельный прощелыга, рантье Леонидас Фадинар решил поправить свои материальные дела, женившись на дочке

провинциального богача-фермера Нонанкура. Жених отправляется встречать новоявленных родственников, чтобы сопроводить их к своему дому. Дорога лежит через парк, где лошадка Фадинара случайно съедает соломенную шляпку мадам Бопертюи, которая в это время отдыхала здесь вместе со своим возлюбленным. Парочка решает оккупировать дом Фадинара и отказывается его покидать, пока рантье не привезет точно такую же шляпку, чтобы избавить мадам от подозрений ревнивого мужа. Как истинный француз Фадинар не может допустить, чтобы по его вине муж узнал о неверности своей супруги, и вынужден согласиться на эти условия. Поискам копии шляпки и посвящен весь сюжет. А обнаруживается она… среди свадебных подарков. Все по-французски счастливы: шляпка найдена, одураченный муж остается в неведении, а Фадинар женится на миллионах своего тестя.


Французам Эжену Лабишу и его соавтору Марк-Мишелю повезло. В картине, снятой по их водевилю, объединились не только актерские таланты: тексты песен писал Булат Окуджава, а музыку — Исаак Шварц. Ну и сыграли такие звезды, как Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян, Зиновий Гердт, Людмила Гурченко, Михаил Козаков, Алиса Фрейндлих. А в центре этого актерского ан­самбля, собранного режиссером Леонидом Квинихидзе, был блистательный Андрей Миронов.

В 1973 году Квинихидзе закончил свой предыдущий фильм — «Крах инженера Гарина», в котором главную роль сыграл Олег Борисов. Когда был отснят последний кадр, режиссер предложил съемочной группе: «А давайте-ка, ребята, снимем что-нибудь веселенькое!» Так появился замысел «Соломенной шляпки». И именно Олег Борисов должен был в ней играть ловеласа Леонидаса Фадинара. Но ко времени начала съемок «Соломенной шляпки» актеру потребовалось срочное лечение. А картина уже была запущена в производство на киносту­­дии «Ленфильм», и нужно было экстренно найти другого актера на главную роль. Первый, о ком подумал Квинихидзе, был друг детства — Андрей Миронов. Ему Леонид Александрович и позвонил. И принялся расхваливать будущий фильм: «Это будет здорово! У тебя — красивая, яркая роль. Согласен?» Миронов недолго думая ответил: «Хорошо, давай снимать!»

Кадр из фильма: «Соломенная шляпка»

Герой Андрея Миронова в недоумении: как вернуть съеденную шляпку?

Но актер еще не знал, какой сюрприз ждет его на съемочной площадке. Миронову предстояло сесть на лошадь! Режиссер и предположить не мог, что тот неуверенно

держится в седле. Ведь в театральных вузах в те времена обучали верховой езде. Но когда дело дошло до съемок эпизода, в котором Фадинару надо скакать на лошади, артист замялся, напрягся. Квинихидзе все понял и деликатно предложил снять вместо Миронова дублера. Но Андрей Александрович гордо отказался: «Нет, я сам сяду и поеду! Я же артист». Вскочил в седло и поехал. Уже на третьем дубле держался как заправский наездник. Правда, потом над ним потешалась вся съемочная группа: у актера с непривычки после верховой езды очень болели мышцы ног — он какое-то время передвигался вперевалку.



Солидный театральный мастер Владислав Стржельчик, сыгравший роль будущего тестя Фадинара — Нонанкура, сказал режиссеру: «Ленечка, у тебя я готов сниматься хоть с подносом!» В результате он весь фильм проносился не с подносом, а с нелепым миртовым деревом в руках. В маленькой роли фонарщика Труибера, которая даже в титрах не значится, не погнушался сняться известный драматург, автор очень популярных в те времена пьес «Старый Новый год» и «Валентин и Валентина» Михаил Рощин, не посторонний человек в съемочной группе. С Екатериной Васильевой, сыгравшей мадам Анаис Бопертюи, чью шляпку и съела лошадь, у него тогда были близкие отношения (в 1973 году у них родился сын Дмитрий).

Кадр из фильма: «Соломенная шляпка»

Вот что сделала лошадь со шляпкой из итальянской соломки! (на фото — Владимир Татосов и Андрей Миронов)

Людмиле Гурченко роль хозяйки шляпного салона мадам Бокардон досталась не так легко. Она уже пробовалась у Квинихидзе на роль аферистки Зои Монроз в «Крахе

инженера Гарина». Но вместо нее в подругу инженера Гарина перевоплотилась актриса Нонна Терентьева, что не могло не задеть Людмилу Марковну. Кстати, Квинихидзе поначалу хотел пригласить в «Соломенную шляпку» ту же Терентьеву — сыграть Клару. Но в этом образе более убедительной на пробах оказалась Гурченко. Актриса к тому времени была уже всенародно любима за роли в знаменитой «Карнавальной ночи» и в «Девушке с гитарой», режиссером которой был Александр Файнциммер — отец Леонида Квинихидзе. Леонид Александрович позвал ее попробоваться, и Людмила Марковна забыла прошлые обиды.

Кадр из фильма: «Соломенная шляпка»

Судьба главного героя рантье Фадинара (Андрей Миронов) в руках хозяйки шляпного салона мадам Бокардон (Людмила Гурченко)

С Ефимом Копеляном и с Владимиром Татосовым Леонид Квинихидзе уже работал на том же «Крахе инженера Гарина». А вот с Алисой Фрейндлих он подружился еще на съемках своего дебютного фильма — «Первый посетитель». Несмотря на то что Алиса Бруновна — актриса серьезная, ей очень хотелось сыграть беззаботную баронессу де Шампиньи в «Соломенной шляпке».


Роль тугоухого дядюшки Вези­не, подарком которого и оказалась шляпка-«дублер», поручили старейшине отечественного кино Александру Бениаминову — «артисту без грима», как он сам себя называл. Александр Давидович, правда, все никак не мог запомнить текст и постоянно импровизировал, но нес при этом убедительную и уморительную отсебятину. Однако после эмиграции актера в США его фамилию убрали из титров «Соломенной шляпки», а при повторных показах по телевидению были даже вырезаны некоторые эпизоды с его участием.

Роли распределили по-дружески

Давнему приятелю режиссера Игорю Кваше, приглашенному на роль пылкого любовника мадам Бопертюи, эдакого «африканца», было важно знать, с кем он в команде.

Кваша был всегда в этом очень щепетилен. Но, услышав, что сниматься будет его друг Андрей Миронов, тут же согласился. Впрочем, ему тоже пришлось немного «пострадать»: актеру запретили стричься, а когда волосы отросли, в начале каждого съемочного дня их немного подкручивали на бигуди. Конечно, это тут же стало предметом шуток коллег. Но к созданию «пышноволосого образа» Игорь Владимирович и сам причастен: в первый же день он влетел на съемочную площадку — весь раскрасневшийся, волосы всклокочены. Актер боялся опоздать. Таким взъерошенным, нервным он в результате и сыграл своего героя.

Кадр из фильма: «Соломенная шляпка»

Игорю Кваше было очень важно, кто с ним в команде. И дуэт с Екатериной Васильевой явно сложился

Квинихидзе в фильме, можно сказать, собрал дружескую компанию: Михаил Михайлович Козаков и Леонид Александрович тоже друзья детства. Мальчишками они много времени проводили вместе и даже ездили отдыхать в один пионерский лагерь. Уже тогда юный Козаков не представлял себе жизни без сцены и как-то раз принял участие в спектакле «Любовь к трем апельсинам». Причем исполнил сразу две роли: свою и Квинихидзе. Это случилось потому, что незадолго до премьеры Леонид сломал руку. Вот и в «Соломенной шляпке» Козаков изумительно сыграл роль виконта де Розальба. Леонид Александрович был счастлив, что его друг согласился на эту работу. «Мне просто повезло, что Миша стал у меня сниматься», — вспоминал режиссер.


Вообще-то роль Козакова изначально была маленькой и неприметной. Но Михаил Михайлович сделал виконта очень смешной и яркой фигурой: он придумал, что его герой Ахилл де Розальба будет походить на щеголя с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Помните, виконт выходит в парике, с лорнетом в руке и говорит, картавя, Фадинару: «Представьте себе: лужок, пасутся коровки, коровки… бычок. Бык. И все сгребают сено, сгребают. И такой молоденький-молоденький пастушок». Когда Миронов это увидел, он рассмеялся прямо перед камерой и тут же предостерег коллегу: «Ты с ума сошел? Закроют все к черту!» А режиссер махнул рукой: «Пускай закрывают!» Но не закрыли. Миронов же решил «отомстить»: как-то, стоя спиной к камере, в самый серьезный момент улыбнулся, продемонстрировав Козакову… целый ряд «золотых» зубов: он использовал для этого розыгрыша фольгу от шоколадки. Михаила Михайловича сразил приступ хохота — и 50 м пленки были отправлены в корзину.

Кадр из фильма: «Соломенная шляпка»

Михаил Козаков и Андрей Миронов, постоянно импровизируя, смешили всех на съемочной площадке



Образ итальянского тенора Нинарди в «Соломенной шляпке» — фактически кинодебют Михаила Боярского (впервые на экране актер появился ребенком в короткометражке, а за год до «Соломенной шляпки» в ленте «Мосты» сыграл молдаванина Гицу). Боярский в 1972 году окончил ЛГИТМиК и был принят в Театр имени Ленсовета. По словам режиссера, он предложил Михаилу Сергеевичу сняться в своем фильме по простой причине: в нем в эпизодической роли дежурного офицера в караулке был занят отец актера — Сергей Александрович Боярский (в титрах он ошибочно указан как А. Боярский).

Кадр из фильма: «Соломенная шляпка»

Для Михаила Боярского это была первая кинороль в образе героя-соблазнителя (на фото — с Алисой Фрейндлих)

Камеру не выключать!

На съемочной площадке «Соломенной шляпки» царила атмосфера веселья и радости. И это во многом определило дурашливую интонацию картины. Многие сцены рождались в процессе работы над фильмом. Например, та, в которой герои Андрея Миронова, Михаила Козакова и Михаила Боярского дерутся на шпагах. Виконт, продолжая

заигрывать, восклицает: «Милашка… я проткну твое пузико!» А рантье отвечает ему: «Пастушок!» Актеры так увлеклись «сражением», что с головы Козакова неожиданно слетел парик. Такого поворота никто не ожидал! Съемочная группа застыла в ужасе. Но режиссер процедил сквозь зубы: «Не выключать. Снимайте». И правильно сделал. Потому что Михаил Михайлович, в отличие от других, не растерялся и с гордостью вымолвил: «А что, не вижу ничего смешного! Парик — это очень современно!» Импровизацию тут же подхватил Андрей Миронов. Он подошел к актрисе Алисе Фрейндлих, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая стала крылатой: «Рекомендую!» Съемочная группа опять оцепенела — и тут же мертвую тишину взорвал дружный хохот. Так был снят один из самых смешных эпизодов картины.


Забавно, что примерно в это же время Эльдар Рязанов задумал свою «Иронию судьбы, или С легким паром!». Он даже чуть не пригласил на главные роли Жени Лукашина и Нади Шевелевой Андрея Миронова и Людмилу Гурченко. Но после выхода на экраны «Соломенной шляпки» (законченная в 1974 году, картина была показана на Центральном телевидении в январе 1975 года) передумал: легковесность образов, созданных этими мастерами, по его мнению, могла повредить его картине. Однако внимательный зритель мог заметить, что Миронов и Гурченко все же присутствуют в «Иронии судьбы»: герои рязановского фильма смотрят по телевизору в новогоднюю ночь именно «Соломенную шляпку».


«Соломенная шляпка», как уже было сказано ранее, снималась на киностудии «Ленфильм». Французский провинциальный городок «сыграл» эстонский Тарту. Для событий в саду у баронессы выбрали Большую оранжерею в Петергофе. Съемки интерьерных сцен проходили в старинном особняке ленинградского «Литературного дома» (бывший доходный дом купца Лопатина), на Невском проспекте. Он, кстати, был снесен в 2011 году.


Цитаты из фильма

— Он бросается на меня! Я бросаюсь… в седло… и вот я здесь.

— Я написал романс в его честь. Слова мои, музыка народная.

— …я умру от всего этого!

— Только не здесь, только не здесь, сударыня! Квартира для этого совершенно не приспособлена.

— Вам бы видеть мои сны, вы бы были со мной милосердны.

— Ходят слухи, что вы большой любитель ножек.

— Телячьих.

— Это не просто сумасшедший дом, а сумасшедший дом со сквозняками!

— Вчера мне приснился ужасный сон: мне пришлось целоваться с нотариусом и двумя адвокатами.

— Это была прекрасная идея — открыть шляпный салон.

— Это было на похоронах моего несчастного мужа…

— Господи! Ну почему он несчастный?

— Мне лучше знать!

— Зять мой, я расторгаю все!

— Не было случая, чтобы ветер продувал того, у кого он в голове.

Загрузка...