Сиквелы, приквелы и ремейки: что делают с шедеврами советского кино
С конца 90-х годов ХХ века в России выпущено более 20 фильмов, которые, так или иначе, перефразируют старые советские фильмы, бывшие в свое время лидерами проката и зрительской любви. Ни одна из «новых старых» картин не повторила популярности оригинала. Тогда зачем их снимают?
Уговоримся о терминах
Для начала разберемся, что могут сделать со старым любимым фильмом. Могут переснять его на современный лад – это ремейк. Могут снять продолжение – это сиквел. И могут придумать историю, которая происходит ДО того, как разыгрывается сюжет в фильме-оригинале – это приквел.
Объединяет все три варианта одно: они паразитируют на популярности, таланте актеров и яркости сюжета оригинальной картины. Кроме того, в России при всем угрожающем количестве ремейков нет ни одного, повторившего звездную судьбу оригинала – это тоже общая черта. Причем, провал ремейков случался даже тогда, когда фильм переснимал режиссер оригинала. Пример тому – ремейк культовой «Карнавальной ночи», снятой тем же режиссером 50 лет спустя. Провал был тем заметнее, что именно Эльдар Рязанов выступал против эксплуатации старых кинохитов.
Что сняли заново – список
На мой взгляд, в этом есть какое-то ощущение нехватки новых идей. Вообще, снимают уже бесконечное количество ремейков и того, что называется сиквелы — Карен Шахназаров, гендиректор Мосфильма Из новостей последних дней стало ясно: ремейк-кампания не стихает. Все больше становится старых любимых лент, которые или раскрашивают, или переснимают, или продолжают. Так, кинематографисты собираются переснимать пронзительную и невероятно любимую зрителями картину Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» — для того, чтобы современной молодежи были понятны события Великой Отечественной войны. Создатели надеются, что смогут донести до современных молодых людей переживания молодых девчонок на понятном для них языке.
Режиссером ремейка станет Ренат Давлетьяров. Съемки стартовали 4 июля. В фильме снимутся такие артисты, как заезда «Стиляг» Екатерина Вилкова, а также Петр Федоров, Анастасия Микульчина, Евгения Малахова, Андрей Мерзликин, Дарья Мороз и другие.
Несколькими неделями ранее руководитель компании IMAX Грег Фостер и продюсер студии "ТРИТЭ" Леонид Верещагин объявили о начале совместного проекта. Выяснилось, что они собираются сделать ремейк популярного советского фильма-катастрофы «Экипаж».
А в Белоруссии сняли продолжение 8-серийного цикла «Государственная граница». Девятая часть известного советского сериала под названием «Курьеры страха» выйдет в прокат осенью 2014 года. Кроме этого, белорусские кинематографисты решили переснять фильм Игоря Добролюбова «Белые росы» — режиссер Александра Бутор работает над лентой «Белые росы. Возвращение».
ВЦИОМ: Большинство россиян не проявляет интереса к фильмам-продолжениям. Остальные больше всего желают видеть продолжение фильмов Л. Гайдая. Также снимают ремейк фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где главную роль сыграет Максим Галкин (по мотивам оригинала и сценарию Андрея Курейчика выйдет «Василина Ивановна меняет профессию»), и сразу две новые версии картины «Кавказская пленница»: «Лучшая девушка Кавказа» и «Кавказская пленница 2, или Самые новые приключения Шурика». Первый фильм уже вышел на экраны, а съемки второго приостановлены.
Бежевым цветом выделены ремейки, Серым — сиквелы, а белым цветом — фильмы, сочетающие в себе элементы и того, и другого.Данные на конец 2013 года.
Зачем они это делают?
Если хорошенько поразмыслить и употребить в дело старый добрый здравый смысл, то причина ремейкомании отлично понятна — это кризис идей и дешевизна проектов.
О первой причине отлично сказал директор «Мосфильма»: в кинематографе сценарный кризис.
Вторая же причина более приземленная — деньги. Старые советские фильмы хороши одним особенным параметром, которым не может похвастаться ни один из голливудских блокбастеров. Они — малобюджетны. В смысле — дешевы в исполнении… Они спланированы под минимальные средства. В них отсутствуют затраты на спецэффекты. На хорошие декорации. На качественный свет и дорогую натуру.
Они сработаны исключительно на человеческом материале. На психологичности, эмоциональности, ментальности…
Современные идеи малобюджетным хозрасчетным способом не изобразишь. Кроме зарплаты актерам необходимо еще очень и очень много вложений.
Поэтому гораздо проще и дешевле переснять с новыми актерами старый советский фильм, который не требует ни мощной компьютерной графики, ни суперновых съемочных технологий, но зато предсказуемо успешен (успех уже подтвержден), чем вкладываться в новый реально затратный проект, который в наших условиях вряд ли окупится.
Мнения блогеров о ремейках советских шедевров
Павел Ладиков:
Буду смотреть фильм, старый. Но не ремейки. Ремейк — это большой рекламный ролик, где актеры и режиссер будут пытаться доказать, что они талантливые и не хуже настоящих мастеров.
Alexander Khandrimaylov:
Все эти современные ремейки и сериалы — это образец бездарности тех лиц, которые их сотворили и сотворяют по сей день. Когда в головах пусто, вот и придумывают ремейки, а точней копируют классику советского кино, и тем более пошло и бездарно.
Allan Northon:
Ремейк — продукт капитализма (простой жадности). Сделать еще раз под великой вывеской, с минимальным вложением и с большой прибылью. Наверное следующим «большим» культурным событием, будет ремейк Михалкова на «Утомленные солнцем» Михалкова.
Ирина Чепкасова:
Кстати, есть еще фильм «Матч». С Безруковым и Боярской в главных ролях. А есть очень хороший старый фильм по этому же сюжету. Там играли Глеб Стриженов, Вячеслав Невинный и многие другие замечательные актеры. Видимо у современных режиссеров не хватает своих идей — вот они и берут старые, проверенные временем советские фильмы и перекраивают на свой лад.
Андрей Комиссаров:
Все новодельные съемки не дотягивают до уровня оригинала. Съемка ремейков — признание киношников в своей творческой никчемности!