Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Шесть лучших ролей Леонида Куравлева

0

Если выйти на улицу и спросить у ста человек: «Какую роль в кино у артиста Леонида Куравлева вы считаете лучшей?» — вполне возможно, что будет сто разных ответов. Ничего удивительного, за свою долгую жизнь – 8 октября Леонид Вячеславович отмечает 80-летие – он снялся более чем в 220-х фильмах! Проходных работ там не найдется.

«Узковатые» роли, не соответствующие широте таланта этого актера есть, а не запомнившихся зрителям — нет! Между тем  ни одна из знаковых ролей не доставалась Куравлеву легко, и сценариев специально для него не писали. Многое в судьбе этого замечательного артиста зависело от случая, актерской удачи.

Начнем с того, что Леонид Вячеславович Куравлев не собирался становиться артистом. В школе он учился плохо, особенно ему не давались точные науки. Тогда двоюродная сестра посоветовала: «Леня, есть такой институт, ВГИК, там не надо сдавать экзамены  по математике, или по физике…» И Куравлев пошел во ВГИК, в первый год провалился, на следующий — его приняли. Но и в годы учебы ярких артистических способностей у Леонида замечено не было. Более того, на третьем курсе он получил двойку на экзамене по актерскому мастерству. Это грозило отчислением из института. Спас сокурсник, тоже «двоечник», пошел и упросил педагогов дать возможность доучиться. Куравлев никуда не ходил и за себя не просил, но его тоже оставили, за компанию.

«Живет такой парень» 1964


Принято считать, что с роли  шофера Пашки Колокольникова – шухерного малого, колесящего по Чуйскому тракту, в фильме Василия Шукшина началась творческая биография Куравлева. Это не совсем так.  Безусловно, балагур и выдумщик Пашка по прозвищу Пирамидон — визитная карточка актера. Но до этой работы Куравлев уже успел сыграть в кино несколько удачных ролей. Он даже снялся в курсовой работе Андрея Тарковского «Сегодня увольнения не будет». С Шукшиным же познакомился  в 60-м году, когда Василий Макарович пригласил в свою дипломную короткометражку «Из Лебяжьего сообщают» выпускника актерского факультета Леню Куравлева. Там Куравлев тоже сыграл шофера и тоже заикался — это Шукшин придумал такую характерную черточку герою. Они подружились. Однако на главную роль в свою первую большую картину Василий Макарович пробовал не только Куравлева. Ему нравился Станислав Любшин, он очень хотел снимать Николая Губенко, но последний оказался одного роста с Лидией Чащиной — актрисой, сыгравшей главную женскую роль. (В то время она была женой Шукшина). А Куравлева «завернули» на худсовете, посоветовали режиссеру найти другого исполнителя. Как вспоминает Леонид Вячеславович, Шукшин очень тщательно репетировал с ним перед кинопробами, разбирал буквально каждую фразу. «В результате я переиграл и, что там говорить, провалил пробы», — рассказывал актер. Но тут уж Василий Макарович уперся, никого другого снимать не захотел. Руководство киностудии пошло ему навстречу. Зато попросили доработать сценарий, включить в него сцену, где герой бросается в горящую машину, совершает подвиг. Изначально такого эпизода не планировалось, Шукшин хотел снимать другое кино про обычную жизнь обычного человека, без патетики… Куравлев вызвался сам выполнить опасный трюк, но ему не разрешили. Сняли только на крупных планах, а в мчащемся к обрыву полыхающем грузовике был уже каскадер.

"Живет такой парень"

Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме "Живет такой парень"

«Вий» 1967

Полгода приходивших на работу сотрудников «Мосфильма» пугал затянутый паутиной мрачный интерьер старой церкви – так выглядели декорации фильма «Вий». На главные роли были утверждены «комсомолка, спортсменка и просто красавица» Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Его порекомендовал в картину сам всесильный Иван Пырьев. Хотя изначально рассматривалась кандидатура другого артиста — Михаила Кокшенова. После успеха фильма «Живет такой парень» Куравлев легко вписался в образ плутоватого философа Хомы Брута. С характерной  стрижкой «под горшок» ходить вне съемок ему не пришлось. Актер рано начал лысеть, для «Вия» ему сделали парик. Зато пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Первый фильм ужасов в Советском Союзе начинали снимать два молодых режиссера – Георгий Кропачев и Константин Ершов. Но курирующего проект Пырьева не устроила их работа – хотелось побольше страшилок. К съемкам подключился известный режиссер-«сказочник» Александр Птушко. И тут уж страшилок стало предостаточно: вампиры, упыри и прочая нечисть пугали не одно поколение советских детей. Кроме того, в картине было задействовано три гроба, пятьдесят ворон, девять черных кошек. Некоторым членам съемочной группы казалось, что вся эта нечистая сила начинает влиять на их жизнь. Лишний раз в декорации старались не заходить. На вопрос: не было ли вам страшно на съемках, Леонид Куравлев смеялся: «Какой страх, что вы? За операторской камерой стоит вся группа, чего же мне бояться…» Однако был момент во время съемок, когда страшно стало не только Леониду Куравлеву. Снимался эпизод, где панночка — Наталья Варлей — летает в гробу – под куполом церкви был смонтирован сложный механизм. В какой-то момент актриса потеряла равновесие и начала падать с большой высоты. Все произошло так быстро, что никто из съемочной группы не понял, что же делать. Только Куравлев вовремя сориентировался и успел подхватить партнершу.

"Вий"

Леонид Куравлев в фильме "Вий"

«Золотой теленок» 1968

В первый съемочный день Леонид Куравлев спросил у режиссера картины Михаила Швейцера: «Что мне играть в Шуре Балаганове»? И получил простой ответ: «Играй дворняжку». Этот точный образ определил рисунок роли, Балаганов в исполнении Куравлева — прежде всего, милый беспородный пес, который ищет и находит хозяина — Бендера! Сейчас фильм, снятый по знаменитой книге Ильфа и Петрова, стал классикой, до сих пор любим зрителями. На месте Сергея Юрского (Бендер), Зиновия

Гердта (Паниковский), Николая Боярского (Козлевич), Евгения Евстегнеева (Корейко)  и Куравлева невозможно представить себе других исполнителей. Однако режиссеру пришлось выдержать целые баталии от художественного совета студии, чтобы отстоять свой выбор актеров! В главных ролях Швейцер изначально хотел снимать Сергея Юрского и Леонида Куравлева, с которыми уже работал в картине «Время, вперед!». Однако руководство потребовало провести кинопробы. В частности роль Шуры Балаганова мог сыграть Вячеслав Невинный или Александр Потапов…    Когда фильм вышел на экраны, зрители были разочарованы – «Золотой теленок» получился не таким веселым, как хотелось. Критики картину тоже ругали, претензии были и к актерам. Пожалуй, только Балаганов устраивал всех. Один из рецензентов даже написал: «Когда смотришь на Куравлевское создание, вспоминается шутка Юрия Олеши после дегустации деликатеса: «Мозги были такими свежими, будто теленок не успел ими подумать». Действительно, самый верный «сын лейтенанта Шмидта» в исполнении Куравлева потрясающе глуп, но и по-детски наивен. Его Шура добрый, хочет, чтобы все было «по справедливости»! Этим он заслужил сочувствие и симпатии зрителей. Кстати, на вопрос, как он воспринимал критику в адрес «Золотого теленка», Леонид Вячеславович ответил просто: «Не читал!» 

"Золотой теленок"

Леонид Куравлев, Сергей Юрский и Зиновий Гердт в фильме "Золотой теленок"

«Иван Васильевич меняет профессию» 1973

Однажды режиссер Леонид Гайдай посмотрел спектакль в Театре киноактера, поставленный по малоизвестной пьесе Михаила Булгакова «Блаженство». Одну из главных ролей, мошенника Милославского, блистательно играл Михаил Глузский. Гайдаю так понравилась игра актера, что он немедленно загорелся идеей снимать комедийный фильм по мотивам пьесы.  Сценарий писался на Юрия Никулина (Царь Иван Васильевич и управдом Бунша) и Андрея Миронова (Милославский). Однако в последний момент Никулин отказался сниматься из-за длительных зарубежных гастролей.  Актерский дуэт Юрия Яковлева, заменившего Никулина, и

Андрея Миронова на кинопробах не получался. На Милославского пробовались Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, Сергей Никоненко, Георгия Юматова… Но роль досталась Леониду Куравлеву.

И фильм стал очередной актерской удачей Леонида Вячеславовича. Реплики его героя мгновенно разошлись в народ: «Полож трубку!», «Это я удачно зашел!», или «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть!..» Кстати, последнее предложение – импровизация актера.  Знаменитую песню о счастье за Леонида Куравлева исполнил Валерий Золотухин. «Если бы это была не первая наша совместная картина с Гайдаем, я бы настоял на том, чтобы, по крайней мере, попробовать спеть самому, — говорил позже Куравлев. — Валера спел прекрасно, но как бы классически, а можно было похулиганить». Ну, похулиганить в этой сцене у актера все равно получилось. Если он песню не спел, то станцевал ее — весело и с куражом. Чего стоит пачка сигарет Malboro, которую артист превратил в микрофон – кстати, этот жест мог бы послужить яркой рекламой. Но в те времена понятия «продакт плейсмент» не существовало…

В картине есть еще один эпизод, когда Куравлев говорит не своим голосом: Милославский звонит доктору Шпаку, чтобы записаться на прием. И в этой сцене он говорит голосом Натальи Кустинской.

"Иван Васильевич меняет профессию"

Леонид Куравлев в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

«Афоня» 1975

На роль сантехника Афанасия Борщова, циника, бездельника и выпивохи, пробовались польский актер Даниэль Ольбрыхкий и наш — Владимир Высоцкий. Но режиссер Георгий Данелия решил снимать Леонида Куравлева. И не пожалел о своем выборе. По словам Георгия Николаевича, Афоне в исполнении загадочного Ольбрыхского или брутального Высоцкого зрители многое бы не простили. А Куравлева сыграл не просто обаятельного негодяя, его Афоню, одинокого и опустошенного, по-человечески жалко. Однако нашлись зрители, а вернее сказать, зрительницы, не согласные с такой трактовкой образа.  На Мосфильм пришло немало возмущенных писем от жен алкоголиков, предъявивших претензии авторам картины. Мол, вы идеализируете образ. Одна гражданка спрашивала режиссера впрямую: «А вы когда-нибудь спали с пьяным сантехником?». Данелия честно признался: не приходилось.

"Афоня"

Леонид Куравлев в фильме "Афоня"

 

«Ищите женщину» 1982

Роль инспектора Грандена по прозвищу Медный лоб тоже могла не достаться Куравлеву. Режиссер Алла Сурикова хотела снимать Михаила Ульянова. Предстоящая работа актеру нравилась, но, скрепя сердце, Михаил Александрович выбрал другой проект: картину Никиты Михалкова «Без свидетелей», которая запускалась в то же время. Совместить съемки не получалось никак. Тогда решено было пригласить Армена Джигарханяна. Позже сам Куравлев скажет: «У Джигарханяна слишком умные глаза, он на второй минуте

узнал бы, кто убийца. А Суриковой нужно было снять две серии, поэтому она выбрала меня».  На самом деле это лишь, отчасти, правда, поиски актера на главную роль шли долго, на 100 % не подходил никто. Пока оператор Михаил Агранович не предложил попробовать Куравлева. Дело в том, что Агранович тогда был женат на Лидии Федосеевой Шукшиной, которая много лет дружила с Леонидом Вячеславовичем и с его семьей. Актер уже снимался у Аллы Суриковой, в фильме «Суета сует». Но, во-первых, он казался ей слишком простодушным и добрым, а во-вторых, какой из Куравлева француз! Но вот ему наклеили «моржовые» усы, шею замотали шарфом и, вуаля! — какого Грандена вам еще нужно. Кстати о шарфе: у худсовета, принимающего фильм, было много претензий, в частности, говорилось, что костюмы очень неудачные. Шарф у Куравлева — плохой. Как хорошо, что у зрителей не устающих пересматривать фильм, сложилось другое мнение.

"Ищите женщину"

Леонид Куравлев и Софико Чиаурели в фильме "Ищите женщину"

Загрузка...