Счастье по-советски: 35 лет фильму «Одиноким предоставляется общежитие»
Как найти вторую половинку по объявлению? 35 лет назад, когда на экраны вышла лента «Одиноким предоставляется общежитие», этот вопрос прозвучал как вызов. К юбилею картины «ТН» решила описать в цифрах любимое кино.
226 — под этим номером значилась статья Уголовного кодекса РСФСР, по которой каралось не только содержание притонов, но и сводничество, а фактически даже сватовство. Кроме всего прочего, сватать кого-то за кого-то считалось неприличным. Но при этом каждая девушка, женщина мечтала создать семью и быть счастливой.
История фильма началась в 1980 году. Многие знали о хобби сценариста Аркадия Инина собирать смешные, порой даже глупые и дикие газетные заметки и отправляли их ему по почте. И как-то Инину прислали сразу несколько похожих объявлений с разных краев страны — из Алма-Аты, Вильнюса, Днепропетровска — примерно такого содержания: «Одинокая женщина желает познакомиться с порядочным мужчиной…»
Многие не поверят, но в начале 1980-х подобное объявление воспринималось как бомба: разве советская женщина может предлагать себя?! В те времена слово «одиночество» почти не звучало ни в прессе, ни на телевидении. Какое отношение эта тема могла иметь к советскому человеку, который рос в коллективе?
Чтобы изучить тему одиночества человека в обществе, Аркадий Яковлевич отправился в женское общежитие Московского станкостроительного завода имени Орджоникидзе. Инин долго беседовал с девчонками и записывал в блокнот подробности их быта. И эти рассказы складывались, как ни странно, вовсе не в драматическую, а в комедийную историю. От себя сценарист добавил в сюжет необычную для той эпохи фигуру — сваху.
2 актрисы пробовались на роль главной героини — Веры Голубевой. Аркадий Инин писал сценарий именно под Наталью Гундареву, но режиссер картины Самсон Самсонов видел в этой роли совсем другую актрису — Елену Драпеко. От природы яркую блондинку перекрасили в темно-русый цвет и пустили в кадр. Чего-то не хватило в Елене даже режиссеру, и он согласился на Гундареву.
Режиссер Самсон Самсонов снимает сцену, в которой героиня Натальи Гундаревой Вера Голубева читает страницу брачных объявлений
Наталья Георгиевна, как мощный локомотив, тянула за собой все съемки. Она существовала в кадре так искренне и достоверно, что молодые актрисы, которые снимались с Гундаревой в фильме, смотрели на нее раскрыв рты. Елена Драпеко без роли не осталась и совсем не обиделась на Гундареву — наоборот, рада была вместе делать хороший фильм. Режиссер предложил Драпеко сыграть ветреную блондинку Ниночку.
Роль коменданта, бывшего морского волка, сурового мужика, объявившего «брачной конторе» войну, Виктора Петровича Фролова в картине сыграл актер и тоже бывший моряк Александр Михайлов (последнее обстоятельство и определило желание режиссера пригласить именно Михайлова на эту роль). Александр Яковлевич сам предложил сделать себе страшный грим: огромный шрам на пол-лица как доказательство суровой моряцкой жизни.
Героинь второго плана отбирали не менее тщательно. Говорят, режиссер фильма Самсонов был большим ценителем женской красоты. Это видно даже по фотопробам к фильму — там сплошь красавицы. И он умел работать с актрисами так, что каждая выглядела хорошо. На роль Ирочки Санько пробовались известные красавицы Любовь Полищук и Марина Голуб. На роль Лизы — Наталья Назарова и Ирина Розанова. А на роль Милочки — Марина Яковлева. Но ни одна из этих актрис в итоге не была утверждена. Иру Санько сыграла малоизвестная тогда Елена Майорова, Лизу Лаптеву — Татьяна Агафонова, а Милочку — Вера Трофимова.
Татьяна Агафонова (на переднем плане) сыграла боевую Лизу Лаптеву. С Людмилой Шевель (справа) и Еленой Антоновой
1 арбуз был съеден на съемочной площадке. А случилось это так: партнером Елены Драпеко по фильму стал актер Фрунзик Мкртчян, хотя по сценарию герой был не армянином, а грузином. Самсон Самсонов уговорил Инина слегка изменить сценарий под Фрунзика, которого режиссер горячо любил. А тот постоянно что-то добавлял, придумывал новые реплики. Например, фразу «Утром яичница, днем яичница, вечером яичница…» актер дополнил словами: «…а ночью — омлет!». И именно Фрунзику пришла идея, чтобы в новогоднюю ночь его герой Вартан появился с огромным арбузом.
Арбуз привезли с ВДНХ. Но только он оказался снаружи одноцветным, светло-зеленым, и это не очень хорошо смотрелось в кадре, потому художникам пришлось прямо на съемочной площадке срочно рисовать на «реквизите» полоски. И — какое счастье! — внутри арбуз оказался настоящим: зрелым, красным.
Кстати, благодаря Фрунзику Елена Драпеко заговорила в кадре по-армянски. Армянские слова он написал ей на бумаге русскими буквами. И объяснил, как их правильно произносить. Много лет спустя, уже будучи депутатом Госдумы, Елена прилетала в Ереван на Межпарламентскую ассамблею государств — участников СНГ по культуре, информации, туризму и спорту. Посетила кладбище героев, где похоронены выдающиеся люди Армении, в том числе и Фрунзик Мкртчян. Отвезла ему цветы и у могилы повторила те слова любви, которым он ее научил для роли: «Балик джан, цавт танем, ес кез сирумем» («Дитятко мое, душа моя, возьму себе твою боль, я тебя люблю»).
Елена Драпеко и Фрунзик Мкртчян
8 подбородков должно было быть у стервы-воспитательницы женского общежития Ларисы Евгеньевны. По сценарию это была полная и пожилая женщина. На роль поначалу утвердили Раису Рязанову. Но вскоре режиссер изменил свое решение, неожиданно пригласив Тамару Семину. Ассистентки Самсона Самсонова замучили его просьбами попробовать эту актрису. Самсонов тогда спросил: «Она хоть полненькая?» — «Да! Очень!» — ответили они. Когда же режиссер увидел худенькую, высокую и молодую Тамару Семину, он был удивлен, но отказать не смог. И не прогадал: актриса с азартом взялась за роль воспитательницы, придумав своей героине странноватую прическу, манеру поведения. Да и все костюмы, туфли, пластика — все это были ее, Семиной, идеи.
Тамара Семина сама придумала влюбленность своей героини в коменданта
2 самые первые съемочные сцены всего за пару дней были сняты на ткацкой фабрике в Иваново, городе невест. За это время актрисы научились работать у станка как заправские ткачихи. Но головы от шума ткацких станков у них потом еще долго гудели. А общежития, в котором и разворачиваются основные события фильма, на самом деле не существует. Декорации для съемок соорудили на территории «Мосфильма». Сцену на почте — в одном из почтовых отделений в центре столицы.
500 ткачих из Иванова были привлечены к съемкам. Они участвовали в эпизоде, когда девушки утром идут на работу. Сцена оказалась тяжелой — представьте: идет огромная толпа массовки из настоящих ткачих. Каждая из них мечтает появиться в кадре. А в эту толпу «встроены» актрисы, им надо произносить текст, играть. Толпа то и дело «поглощала» артисток.
23,2 млн зрителей посмотрели фильм в 1984 году. Картина завоевала немало призов, в том числе и благодаря прекрасной музыке Евгения Доги. Но были те, кто возмущался. Некие оскорбленные ткачихи закидали центральные газеты гневными письмами: ничего подобного в их общежитиях не было и не может быть никогда. Они посчитали, что лента оскорбляет всех женщин. Но время расставило все по своим местам. А прекрасная игра Гундаревой и Михайлова и в наши дни пробивает до слез.
Александр Михайлов
Все фото предоставлены Legion Media
Цитаты из фильма
— Я умею готовить!
— Не умеешь!
— Умею готовить!
— А я не умею есть то, что ты умеешь готовить.
***
— Я муж или не муж?
— Я прав или неправ?
***
— Это общежитие ткацкого комбината или притон в неапольском порту?
***
— Ну что? Жалоб нет?
— Есть.
— Слушаю.
— Нет счастья в личной жизни.
***
— Писатель был Стендаль. Пил красное по-черному.
***
— Мое сердце не болит, оно поет.
***
— Женисся, ох, женисся!
— А ты чего это радуешься?
— А вот женисся, тогда и обрадуешься!