Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

Робин Гуд советского периода: интересные факты о фильме «Берегись автомобиля»

0

Любимой детективной киноистории «Берегись автомобиля» в 2016 году исполняется 50 лет. Благодаря этой картине родилось несколько творческих тандемов: Рязанов — Брагинский, Рязанов — Петров, Папанов — Миронов, Ефремов — Смоктуновский.

«Понимаешь, кругом понаставили капканов»

Рождению фильма предшествовало одно важное событие — встреча Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Лента «Берегись автомобиля» стала их первым совместным детищем. А свел их старший редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко, который, видимо, почувствовал внутреннюю творческую близость этих двух людей. Тогда, в 1963 году, они решили что-то написать вместе, искали сюжет.

И вдруг Юрий Никулин рассказывает Эльдару Рязанову историю о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а деньги переводил в детские дома. Стали наводить справки. Но документального подтверждения существования отечественного Робин Гуда не оказалось даже на Петровке, 38. И все же сценарий под названием «Угнали машину» был написан. Только вот председателю Госкино Алексею Романову он не понравился: тот посчитал, что такое кино может спровоцировать советского зрителя на… нехорошие поступки. Рязанова подобный ответ ошарашил. К тому же писался сценарий под Юрия Никулина, а его неожиданно на полгода отправили на гастроли с цирком.



После фильма «Берегись автомобиля» режиссер Эльдар Рязанов и композитор Андрей Петров сняли 15 картин и проработали вместе около 40 лет. Фото: Global Look Press

Романов подписал приказ о «консервировании производства». Но рукописи, как известно, не горят. Дуэт авторов не успокоился, превратив сюжет в повесть. Она и получила название «Берегись автомобиля». Читатель ее принял с восторгом, что позволило в 1965-м вернуться к идее снять фильм. И — о, чудо! — Рязанову после долгих хождений по кабинетам все же удалось добиться разрешения на съемки.


Но возникла иная проблема: почти все кандидаты на роли за эти годы ­куда-­то испарились. В наличии были только Ольга Аросева и Юрий Яковлев. Последний должен был играть следователя Максима Подберезовикова, но в итоге только прочитал закадровый текст. Правда, получилось это у него неподражаемо. На роль следователя пробовались Петр Щербаков, Алексей Эйбоженко и Олег Борисов, а выбран был Олег Ефремов.



На роль Деточкина пробовался Олег Ефремов. Но его утвердили на роль следователя Максима Подберезовикова С актерами Яковом Ленцем и Викторией Радунской


«Мама такая хорошая, про паровоз поет»

На роль мамы (в первоначальном варианте тети Деточкина), судя по предварительным фотопробам, претендовали настоящие примы: Рина Зеленая, Ангелина Степанова и Цецилия Мансурова, но в итоге ее сыграла любимица Рязанова Любовь Добржанская. Ее непростительно редко приглашали в кино, а миллионам зрителей актриса полюбилась и запомнилась по двум небольшим, но необычайно трогательным ролям — мамы Деточкина и мамы Лукашина в фильме того же Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».


Сам Деточкин оказался поистине строптивым персонажем и авторов своих буквально извел: Никулин был то на гастролях с цирком, то на съемках у Гайдая. И тогда Рязанов решил пригласить Иннокентия Смоктуновского. Но выяснилось, что режиссер замахнулся на святое: именно в этот момент по настоятельным­ рекомендациям высших чинов Смоктуновский работал над образом вождя мирового пролетариата, а тут — роль жулика.

Смоктуновский был тогда представлен к Ленинской премии за «Гамлета» (кстати, и Деточкин играет Гамлета в самодеятельном театре). У него не было своего жилья — ему обещали дать квартиру. Однако намекнули: не сыграешь Ленина — не получишь ни того, ни другого. Повесть «Берегись автомобиля» Смоктуновскому понравилась, и сняться в фильме ему очень хотелось, но он был так загружен, что никак не мог приехать на пробы. И тогда Рязанов вместе с двумя операторами — Владимиром Нахабцевым и Анатолием Мукасеем — и другими членами съемочной группы отправился делать пробы в Ленинград. Это происходило сразу после съемок фильма «На одной планете» со Смоктуновским в роли вождя, актер был ужасно уставшим. Словом, пробы получились не слишком удачными. Но это не поколебало уверенности Рязанова: Иннокентий Михайлович — единственный и неповторимый Деточкин.



Любовь Добржанскую миллионы зрителей полюбили благодаря двум трогательным ролям — мамы Деточкина и мамы Лукашина

в фильме того же Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» С Иннокентием Смоктуновским

Вскоре от переутомления Смоктуновский серьезно заболел и отлеживался на даче. К тому же у него родился второй ребенок — дочь Маша. В общем, великому актеру было явно не до творчества. И он отправил в Москву телеграмму с отказом от роли.

Пришлось пробовать других артистов. Но у замечательного Леонида Быкова складывался образ народного мстителя с украинским акцентом (возможно, выступающего против москалей). У Леонида Куравлева получался другого типа мститель — пролетарский,

с Красной Пресни. На роль пробовался даже Олег Ефремов, но волевой образ будущего руководителя МХАТа не совпадал с образом Деточкина.

В отчаянии Рязанов вновь отправился в Северную столицу. Уже утвержденный на роль милиционера Георгий Жженов был близким другом Смоктуновского. Войдя в положение режиссера, он нарисовал план местности, где находилась дача будущего Деточкина.

«Когда я вошел, Смоктуновский спал. Шум разбудил его. Он проснулся и увидел страшное зрелище, — вспоминал в одном из своих телевизионных интервью Эльдар Рязанов. — Стоял толстый человек в плаще. Шел дождь, и с плаща стекала вода… Я смотрел вопросительно на Иннокентия Михайловича, а Иннокентий Михайлович вопросительно смотрел на меня. Ему польстило, что режиссер приехал, чтобы уговаривать его».



Утвержденный на роль милиционера Георгий Жженов был близким другом Иннокентия Смоктуновского. После участия в фильме «Берегись автомобиля» Георгий Степанович стал поистине знаменитым

Тут из магазина вернулась жена Смоктуновского Суламифь. И сразу все поняла. Визит режиссера рассердил любящую супругу: мужу не дают отдохнуть. Но не накормить нежданного гостя интеллигентная хозяйка все же не могла. Тогда Рязанов перехватил инициативу. Иннокентий Михайлович мягчел на глазах и в конце концов согласился. Но надо знать Эльдара Александровича! Как истинный

режиссер-постановщик и организатор, он не мог поверить на слово даже великому Смоктуновскому и взял с него расписку о том, что актер будет сниматься в картине, которая по сей день хранится на «Мосфильме».

И остальные актеры подобрались потрясающие: Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Яков Ленц, Готлиб Ронинсон, Борис Рунге, Вячеслав Невинный, Галина Волчек, Донатас Банионис и всеми обожаемый Андрей Миронов в роли Димы Семицветова (на эту роль пробовались Юрий Белов и Владимир Балон).


«Он боялся задавить пионеров»

В июле 1965 года группа-«созвездие» приступила к съемкам. Чтобы не терять время в ожидании выздоровления Смоктуновского, начать решили с трюков. В незабываемых сценах погони за рулем «Волги» сидел, конечно, не Смоктуновский, а его дублер, профессиональный автокаскадер Александр Микулин.

А вот «Волгу» заполучить было непросто. На съемках начальник мосфильмовского гаража неустанно следил, чтобы с драгоценным авто ничего не произошло: машина-то была одна-единственная. До съемок Смоктуновский ни разу не садился за руль, и, чтобы сыграть Деточкина, ему надо было непременно сдать на права. Учить актера пришлось Микулину.

Уже много лет «Волга» Деточкина живет на «Мосфильме». Она «снялась в роли» такси героя Олега Ефремова в картине «Три тополя» на Плющихе» (1967) и была знаменитым «такси на Дубровку» героя Анатолия Папанова — контрабандиста Лелика — в фильме «Бриллиантовая рука» (1968).


Поручив одну из ролей Ольге Аросевой (кстати, она стала любимой у актрисы), Рязанов сказал: дело это серьезное, надо водить троллейбус, а значит, от тебя зависит жизнь людей. Ольга Александровна окончила курсы в троллейбусном парке и управляла троллейбусом сама (дублер садилась за руль лишь в крайних случаях).

Актриса позже вспоминала: «На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Меня пре­дупредили: затормозишь в трех с половиной метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю: лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила».



Ольга Аросева окончила курсы в троллейбусном парке и управляла троллейбусом сама (дублер садилась за руль лишь в крайних случаях)

«Здравствуй, Люба. Я вернулся»

Знаменитая сцена возвращения Деточкина, пожалуй, самая трогательная в фильме, а слова «Здравствуй, Люба. Я вернулся» — часто цитируемые. Этот эпизод снимали ранней весной на Крымской эстакаде, соединяющей Комсомольский проспект и Остоженку (тода улица Метростроевская). Актер подбегал к троллейбусу и произносил свою фразу. Очень долго не удавалось добиться от Смоктуновского нужного эффекта. А вся группа то и дело заливалась от смеха, и приходилось снимать заново. Дело в том, что камера сначала вела Ольгу Аросеву, потом поворачивалась на Смоктуновского, Ольга Александровна отстранялась, и на ее место усаживался с камерой сам Эльдар Александрович. «Здравствуй, Люба. Я вернулся», — актер произносил, обращаясь к режиссеру. Долго у него эта сцена не получалась, и наконец он заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду все время на твою физиономию смотреть, пусть лучше Оля будет в кадре». Аросеву посадили «за штурвал», Смоктуновский произнес свой текст, продолжал махать рукой и улыбаться, а Рязанов не успел сказать: «Стоп!» Вот этот странный кадр и оставили.


В начале 1960-х, после выхода на экраны двух культовых картин — «Человек-амфибия» и «Я шагаю по Москве», — имя молодого ленинградского композитора Андрея Петрова гремело на всю страну. И Рязанов пригласил его на фильм «Берегись автомобиля». В одном из интервью Петров вспоминал: «Я очень плохо «показывал» свою музыку. Я ему сыграл один раз. Рязанов попросил еще раз сыграть. Я это сделал. Но он ничего не понял и подумал, что с композитором они дали маху… А потом Рязанов попросил наиграть музыку, которую он знал из фильма «Я шагаю по Москве», и сказал, что все понял: вы играть не умеете, но музыка мне нравится». После фильма «Берегись автомобиля» режиссер и композитор сняли 15 картин и проработали вместе около 40 лет.


«У меня привычка. Ты удираешь, а я догоняю…»

В жизни Георгия Степановича Жженова участие в фильме «Берегись автомобиля» занимало особое место: 50-летний актер стал поистине знаменитым. Жженов 17 лет провел в лагерях и не озлобился, сохранив чистую душу и замечательное дарование. Он был настолько естественным в фильме, что многие спрашивали режиссера: «Это настоящий милиционер?» Смоктуновский и Жженов не раз выручали друг друга. Судьба свела их в ссылке в Норильском театре, где работали бывшие заключенные ГУЛАГа. Во время войны Смоктуновский воевал и попал в плен, из которого бежал. Но на всех военнопленных было наложено клеймо «предатель Родины», и после войны, чтобы не попасть в заключение, Смоктуновский решил сам уехать в Норильск, потому что дальше уже ссылать некуда. Там он и работал в театре.

О дружбе Смоктуновского с Ефремовым можно рассказывать долго. Будущий руководитель МХАТа и будущий актер этого театра познакомились у Рязанова на картине. После фильма Ефремов пригласил Смоктуновского во МХАТ. Рязанов как-то вспоминал: «Ефремов все время на съемках читал пьесы, потом отрывался, шел в кадр и играл». Роль поначалу как-то проваливалась, ряд эпизодов переснимали. А еще ведь надо было найти общий язык с тонким и ранимым Смоктуновским. Иннокентий Михайлович потом признался

Эльдару Александровичу: «Знаешь, когда я тебя полюбил? Когда ты пришел и говоришь: «Ребята, я не знаю, как снимать эту сцену». Меня совершенно подкупила твоя откровенность. Потому что до этого я снимался у режиссера, который не знал, но делал вид, что знает». 

 

Порой трудности возникали из ничего. Эпизод в комиссионке пришлось ­переснимать чуть ли не перед  премьерой. Поначалу Дима Семицветов­ ­доставал магнитофон Grundig совсем другой актрисе — знаменитой фрау Заурих из «Семнадцати мгновений весны» — Эмилии Мильтон. Но по какой-то причине худсовет отверг ее кандидатуру. Выбор пал на Галину Волчек. А в роли мешающего сделке гражданина выступил второй режиссер картины, будущий создатель полюбившихся зрителям фильмов «Большая перемена» и «По семейным обстоятельствам» Алексей Коренев.



Поначалу Дима Семицветов (Андрей Миронов) доставал магнитофон Grundig совсем другой актрисе — Эмилии Мильтон. Но худсовет отверг ее кандидатуру. Выбор пал на Галину Волчек

«Тебя посодют, а ты не воруй!»

Случается, в душу самого проницательного режиссера закрадываются сомнения в правильности выбора актера… даже если этот актер — Анатолий Папанов. В какой-то момент Рязанову показалось, что тот переигрывает — роль получалась чересчур сочной. Масла в огонь добавил и худсовет, заявив, что Папанов нарушает стилистику фильма. Но Рязанов подумал-подумал и актера в картине сохранил.

Евгений Евстигнеев помимо всех своих талантов обладал очень важным качеством — умением беречь энергию. «Он мог уснуть стоя, сидя на горячем электрическом приборе. Но, открыв глаза, шел в кадр и играл гениально», — рассказывал режиссер.



Насчет Анатолия Папанова Рязанов сильно сомневался. Ему казалось, что тот переигрывает — роль получалась чересчур сочной. Но подумал-подумал и актера в картине сохранил

Премьера фильма состоялась в мае 1966 года: народ уже начал разъезжаться в отпуска, и собрала она публики очень немного. Но картина оказалась живучей. И сегодня, во многом благодаря телевидению, трудно найти человека в нашей стране, который не видел бы эту ленту.


Самое смешное, что после съемок Смоктуновский приобрел себе «Волгу». Можно только представить, как реагировали люди на улицах, когда кумир миллионов, лучший актер 1966 года, так же как и его знаменитый герой Деточкин, выезжал на улицы города на ГАЗ-21.

А сам странноватый персонаж покорил сердца зрителей. В 2012 году в честь 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре Юрию Деточкину даже установили памятник



Евгений Евстигнеев в фильме играет руководителя самодеятельного театра, а Олег Ефремов — актера его труппы. Ирония судьбы: в жизни Евстигнеев играл в театре, худруком которого был Ефремов


Цитаты из фильма

— Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. И каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать.

— Здравствуйте. Вы знаете, у нас заедает правый поворот.

— Поглядим.

— А при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…

— Послушаем.

— А еще, вы знаете, у нас перегревается правое переднее колесо…

— Пощупаем.

— Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.

— Понюхаем.

— Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя, родную дочь сотру в порошок.

— Товарищи, деньги пока еще никто не отменял!

— Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли, и воблы подадут.

— А воблу только что поймали.

— Жениться нужно на сироте!

— Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете ли, работала у шлифовального станка.

— Он, конечно, виноват, но он… не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи.



Юрий Деточкин покорил сердца зрителей. В 2012 году в Самаре ему даже установили памятник. Фото: Дмитрий Бурлаков/ТАСС

— У кого нога?

— Эта нога — у того, у кого надо нога!

— Я погиб… Ко мне приходил следователь.

— Тебя посодют, а ты не воруй!

— Семен Васильевич! Вы же у меня в доме!

— Твой дом — тюрьма!

— Инка, Инка! Что делать? Что делать? Инка, что делать?

— Сухари сушить!

— Кто свидетель?

— Я! А что случилось?

— Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?

— И замахнемся!

— Свободу Юрию Деточкину!

— Он хоть и вор, но бескорыстный, честный человек!

Загрузка...