Ретроспектива: лучшие фильмы с Вячеславом Тихоновым
8 февраля народному артисту Советского Союза, неподражаемому Штирлицу Вячеславу Васильевичу Тихонову исполнилось бы 86 лет. Мы предлагаем почтить память великого актера и посмотреть вечером какой-нибудь фильм с его участием.
«Молодая гвардия»
Свою первую роль в кино Вячеслав Тихонов получил еще будучи студентом ВГИКа. В 1948 году на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Картина снята по одноименному роману советского писателя Александра Фадеева и рассказывает о событиях 1942 года, происходивших в захваченном фашистами Краснодоне, где жили и сражались за свободу молодые комсомольцы. Вчерашние школьники, они решили бросить на борьбу с врагом все силы. Ребята создают свою подпольную организацию и начинают действовать: распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу. Их изобретательность и отчаянная смелость помогает в осуществлении самых дерзких планов. Близится годовщина Красного Октября и в честь этого события комсомольцы решают развесить по всему городу красные флаги. Но им нужно быть предельно осторожными, ведь фашисты всеми силами пытаются уничтожить подпольщиков. В этом фильме Тихонову досталась роль Володи Осьмухина – одного из участников подпольной организации. На съемках Тихонов познакомился со своей первой женой – актрисой Нонной Мордюковой, игравшей Ульяну Громову. С ней актер прожил 13 лет. Удивительно, как мастерски удалось режиссеру подобрать актерский состав. В своем фильме он собрал плеяду молодых талантливых актеров, ставших впоследствии звездами советского кино. Коллегами Тихонова и Мордюковой по съемочной площадке стали Сергей Бондарчук, Евгений Моргунов, Людмила Шагалова, Клара Лучко. Актер часто вспоминает, как с ужасом смотрел на себя в «Молодой гвардии». Как актер Тихонов, по его собственному мнению, начался лишь с седьмого своего фильма – «Дело было в Пенькове».
Кадр из фильма «Молодая гвардия»
«Дело было в Пенькове»
Это деревенская повесть о простом парне Максиме Морозове и его непростой жизни. Будучи хорошим работником, он, тем не менее, не может вести себя серьезно, доставляя окружающим множество хлопот. Председатель колхоза и рад бы приструнить его, да вот только родная дочь Лариса влюблена в парня. Они женятся. Через некоторое время в село из города приезжает новый зоотехник Тоня. И в душе у Матвея что-то переворачивается… В фильме есть все: роковая любовь, несостоявшаяся измена и даже попытка убийства. На фоне идиллического сельского пейзажа разворачиваются самые настоящие шекспировские страсти. Роль Максима Морозова принесла актеру любовь и признание зрителей. «Утвердили меня на эту роль с большим трудом, – вспоминает Вячеслав Васильевич. – Худсовет был против, говорили, что внешность у меня не типичная для сельского жителя. Хотя я по происхождению из простой рабочей семьи, учился в ремесленном училище, стоял у токарного станка. Я знал, как сыграть тракториста Матвея, мне этот герой был близок». Режиссер Станислав Ростоцкий, усмотревший за яркой внешностью актера не менее яркое дарование, все-таки отстоял кандидатуру Тихонова. Сам актер всю жизнь считал эту роль лучшей в своей карьере.
Кадр из фильма «Дело было в Пенькове»
«Война и мир»
Роль князя Андрея Болконского в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» стала для Тихонова поистине эпохальной. Сейчас уже трудно представить, что этого персонажа мог сыграть кто-то другой. А ведь изначально Бондарчук-старший видел в роли князя Иннокентия Смоктуновского, но тому предложили сняться в роли Гамлета и актер из проекта выбыл. Кандидатуру Тихонова предложила режиссеру министр культуры Екатерина Фурцева. И хоть сначала Бондарчук был против (ему не нравились пробы актера), Тихонов получил эту роль, потребовавшую от него полной самоотдачи. Съемки фильма проходили в практически полевых условиях, батальные сцены снимались с невиданным ранее для советского кино размахом. Друзья Тихонова позже вспоминали, что актер буквально болел этой ролью и всю жизнь перечитывал рома Льва Толстого. Несмотря на то, что по опросу журнала «Советский экран» Тихонов был назван лучшим актером 1967 года, кинокритики работой актера остались недовольны, а Бондачук так и вовсе решил, что образу Болконского Тихонов не соответствовал. Актер был так разочарован, что чуть не ушел из кино. Отговорил его все тот же Станислав Ростоцкий, пригласивший его сниматься в своем новом фильме «Доживем до понедельника».
Кадр из фильма «Война и мир»
«Доживем до понедельника»
Сначала Тихонов наотрез отказывался сниматься в фильме. Он несколько раз перечитывал сценарий и каждый раз отказывался, считая, что эта роль не для него. Тогда Ростоцкий прибегнул к шантажу. «Если ты мне друг – снимайся», – сказал режиссер. Пришлось Тихонову согласиться. Скромный учитель истории Илья Мельников в исполнении Вячеслав Васильевича на многие годы стал для советских граждан образцом педагога. Серьезный и вдумчивый, он искренне любит детей, сопереживает им и хочет помочь. Несмотря на далеко не юный возраст, учитель, как и его ученики, продолжает любить, искать, бороться, преодолевать трудности и сомнения. Картина, снятая по одноименной повести Георгия Полонского, была признана лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран».
Кадр из фильма «Доживем до понедельника»
«Семнадцать мгновений весны»
Сколько бы ролей Вячеслав Тихонов не сыграл после, для зрителей постсоветского пространства он навсегда останется советским разведчиком Исаевым-Штирлицем, блестяще сыгранным им в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». После выхода фильма на экраны Тихонов стал всенародным любимцем. Роль свою актер сыграл так, что миллионы зрителей поверили, будто Штирлиц – реально существующий человек. Поверил в это и Леонид Ильич Брежнев, потребовавший разыскать настоящего Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Когда же генсеку объяснили, что это вымышленный персонаж, он присвоил Тихонову звание народного артиста СССР. «В чем секрет его популярности, могу только предполагать, – вспоминал актер. – В картине есть баланс между вымыслом и фактом, между жесткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нем нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда, художественных допущений нет. Вообще мы все были не готовы к такому шквалу, делали обычный добротный фильм – говорю абсолютно честно. Мы знали, что получилось хорошо, но такого триумфа, причем, как оказалось, многолетнего, предположить не мог никто».
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
«Они сражались за родину»
Несмотря на то, что работой Тихонова в «Войне и мире» Бондарчук остался недоволен, он позвал актера в свою картину «Они сражались за родину», снятую по одноименному роману Михаила Шолохова. Вячеславу Васильевичу досталась роль простого русского солдата Николая Стрельцова – бойца стрелкового подразделения, ведущего в июле 1942 года бой за переправу через Дон. Чтобы достоверно снять контузию персонажа, оператор картины Вадим Юсов попросил танкистов стрелять в сторону Тихонова из всех орудий холостыми зарядами. Выстрелы были мощными, от каждого залпа земля вздрагивала, начинала дымиться, а картинка плыла. Дочь актера Анна Тихонова рассказывала, что долго сначала не могла понять, почему ее папа начал заикаться. Оказалось, что Вячеслав Васильевич заикался дома, чтобы вжиться в образ Николая – настоящего героя, который даже после контузии не мог остаться в стороне. Глухой и с трудом выговаривающий слова, он сбежал из госпиталя, чтобы поддержать свой полк.
Кадр из фильма «Они сражались за родину»
«Белый Бим Черное ухо»
Если вы не рыдали, глядя этот фильм, у вас нет сердца. Поставленный по одноименной книге Гавриила Троепольского, он рассказывает о судьбе собаки, потерявшей любимого хозяина. Вообще, Биму не везло с самого рождения. Щенок шотландского сеттера, он родился с неправильным окрасом – был не черным, а белым. Черным оставалось лишь одно ухо. Собаку взял к себе писатель Иван Иванович. Бим и его хозяин вместе ходили на охоту, подолгу гуляли на природе. Когда Иван Иванович лег в больницу, Бим оказался бездомным. На роль Ивана Ивановича Станислав Ростоцкий пригласил Тиховнова – своего любимого актера и хорошего друга. В роли шотландского сеттера Бима снялся английский сеттер Стив. Чтобы подружиться с собакой, Вячеслав Тихонов перед съемками часто гулял с псом. Стив привык к таким прогулкам и очень привязался к актеру.
Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо»
«Утомленные солнцем»
Военная драма Никиты Михалкова получила премию «Оскар» за лучший фильм 1994 года на иностранном языке и гран-при Каннского кинофестиваля 1994 года. Действие фильма разворачивается в солнечный летний день 1936 года, незадолго до пика сталинских репрессий. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть – известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи. Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, кажется всем абсурдом. И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится и не повторится уже никогда. Вячеслав Тихонов сыграл в фильме роль пожилого профессора права Всеволода Константиновича. Однажды на съемках, после тяжелого дня, один из актеров массовки спросил Тихонова: «Вы тоже утомленный солнцем?». Вячеслав Васильевич ответил: «Нет. Я, скорее, утомленный судьбой».
Кадр из фильма «Утомленные солнцем»
«Сочинение ко дню победы»
Картина Сергея Урсуляка и смешная, и грустная одновременно. Смотреть ее, хотя и сквозь слезы, стоит непременно. И из-за блестящего актерского состав, – компанию Тихонову составили еще две легенды отечественного кинематографа, Ефремов и Ульянов, – и из-за щемящей душу музыки Таривердиева, и из-за того, что это фильм не только о войне, но и о лихих 90-х, и из-за отдельных сцен, которые останутся в памяти, как открытки… «Сочинение ко дню победы» — это как бальзам на душу, как напоминание об идеалах, которые делают человека человеком не только в военное, но и в мирное время. Трое фронтовых друзей не виделись друг с другом 25 лет. Они были летчиками-истребителями во время войны и плечом к плечу сражались против врага, став героями. После победы каждый пошел по своему пути, и вот спустя четверть века трех товарищей с тремя абсолютно разными судьбами вновь сводит судьба. Убежденный коммунист, не пропускающий ни одного «красного» митинга, преуспевающий вице-председатель небедного «Фонда ветеранов», эмигрант, на старости лет потерявший зрение и приехавший на родину, чтобы поучаствовать в Параде Победы, горячо спорят друг с другом о причинах бед и напастей дня сегодняшнего. Но одно для них бесспорно, — когда один из них попадает в беду, остальные пойдут на все, чтобы спасти боевого товарища!
Кадр из фильма «Сочинение ко дню победы»
«Андерсен. Жизнь без любви»
После «Сочинения ко дню победы» актер все реже появлялся на экранах, хоть и очень хотел сниматься: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же я могу хотеть уйти! Но, смотря что играть…» Достойных ролей актеру не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не хотел. Правда, в 2005 году дочь уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волков», но картина вышла крайне слабой. А вот Эльдару Рязанову Вячеслав Васильевич отказать не мог. У него легендарный актер сыграл в картине-биографии «Андерсен. Жизнь без любви». Роль фактически эпизодическая, но крайне важная в фильме. Тихонов появлялся в начале картины в образе «человека в добрым лицом и нимбом на голове», предваряя жизнь Андерсена, а затем в конце – как бы подводя ей итог».
Кадр из фильма «Андерсен. История любви»